Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Соборность (кафоличность) Церкви

Читайте также:
  1. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви
  2. Богатство харизматических даров древней Церкви (12-я гл)
  3. Движение Западной Европы, направленное против католической церкви,
  4. Единство Церкви. Тело Христово
  5. Известно, что философия в средневековой европейской культуре превратилась в служанку религии, а философами являлись служители церкви. Как это понимать?
  6. Каково ваше мнение о состоянии нашей православной церкви?
  7. Конфликт церкви и светской власти. Падение Никона
  8. Молитвенное чтение — опыт Израиля и Церкви
  9. Назовите основные отличительные признаки церкви, секты и культа.
  10. Не приемлющих же наказания, и не хотящих исправитися, от церкви отлучати.

Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал:

“идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари” (Мк. 16, 15).

Согласно ап. Павлу, благовествование “пребывает… во всем мире” (Кол. 1, 5–6).

Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, “врата ада не одолеют ее” (Мф. 16, 18). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными “до скончания века” (Мф. 28, 20). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви “во век” (Ин. 13, 16). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).

Новозаветная Церковь не ограничивается и никаким народом, в ней

“нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Кол. 3, 11).

Спаситель заповедал апостолам учить и крестить “все народы” (Мф. 28, 19).

В “Пространном Катихизисе” говорится, что Церковь называется Соборной или Кафолической потому,

“что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов”.

Вышеприведенное определение соборности следует признать недостаточным. “Пространный Катихизис” фактически отождествляет понятия “кафоличности” и “вселенскости”, которые достаточно четко различаются в современном православном богословии. Вселенскость как фактическая всеобщность и потенциальный универсализм есть

“следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и неотделимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть не что иное, как ее внешнее материальное выражение”.

Различие между “соборностью” и “вселенскостью” состоит в том, что понятие “вселенскость”, являясь характеристикой Церкви как целого, неприменимо к ее частям, тогда как “соборность” может относиться как к целому, так и к частям. Сщмч. Игнатий Богоносец еще в начале II в. писал:

“где Иисус Христос, там кафолическая Церковь”.

В. Н. Лосский считает, что соборность есть свойство, которое выражает в строе церковной жизни образ жизни Триединого Бога. Бог един, но каждое Божественное Лицо есть Бог, обладающий всей полнотой Божественной сущности. Также и



“Церковь кафолична, как в своей совокупности, так и в каждой из своих частей. Полнота целого — не сумма ее частей, так как каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое”.

Иначе говоря, каждая поместная община обладает той же полнотой благодатных даров, что и вся Церковь в целом, ибо в ней в той же полноте присутствует Тот же Христос.

Таким образом, кафоличность не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Свт. Кирилл Иерусалимский говорит, что

“Церковь Соборною называется потому, что:

а) находится во всей вселенной… ;

б) в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди… ;

в) весь род человеческий приводит к истинной вере… ;

г) повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов… ;

д) имеет в себе всякий вид совершенства, являющийся в делах, словах и во всяких духовных дарованиях”.

Таким образом, соборность означает, во-первых, целостность, неповрежденность хранимой Церковью истины и, во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относятся как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Иными словами, соборность Церкви выражается в том, что каждый человек в любом месте и во всякое время, независимо ни от каких индивидуальных особенностей и внешних условий, может получить в Церкви все необходимое для спасения.



Такое понимание соборности как качественной характеристики Церкви отчасти присутствует и в “Пространном Катихизисе”, где говорится, что Кафолическая Церковь имеет то важное преимущество,

“что Господь пребудет с нею до скончания века, что в ней пребудет слава Божияо Христе Иисусе во все роды века,что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение”.


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 5; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Почитание святых | Необходимость принадлежать к Церкви для спасения
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты