Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие о хуле на Святого Духа.




 

Мысль о хуле на Духа Святого как об абсолютно непрощаемом грехе содержится в Евангелии. Об этом сказал, обращаясь к фарисеям, Сам Христос: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения во век, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3, 28—29; ср. Мф. 12: 31 — 32; Лк. 12: 10). Сразу следует подчеркнуть, что здесь под «Духом Святым» имеется в виду не только третье лицо Святой Троицы. В данном случае под «Духом Святым» подразумевается собственно Бог, и весь смысл слов Христа относится к запрещению богохульства. Но так как здесь за богохульство предполагается предельно суровое наказание (вечное осуждение), то понятно, что и само богохульство подразумевается в предельной степени своего проявления. Таким образом, весь вопрос в хуле на Святого Духа сводится к вопросу: в чем предельная степень богохульства? Совершенно ясно, что предельной степенью богохульства не может быть одно только поношение имени Божьего, какие бы отвратительные формы это поношение ни принимало: такое богохульство почти всегда не является следствием вполне осознанного намерения, но есть прямой или косвенный результат искусственно созданного невежества (когда религиозная истина одними намеренно не допускается до сознания других) или естественного одичания (когда общественная жизнь деградирует до такого состояния, что вопрос об истине религии даже и не ставится). Предельной степенью богохульства может быть названо поношение религиозной истины, сопровождаемое внутренним сознанием ее правоты. Богохульник в таком состоянии исступленно оскорбляет и отвергает религиозную истину и при этом ожесточенно подавляет голос своей совести в пользу этой истины. Такое душевное состояние свидетельствует о полном и безнадежном разладе душевной жизни. Носитель такого душевного состояния в сущности совершает самоубийство собственной души. Именно это самоубийство своей души и опознается как предельное богохульство и квалифицируется в Евангелии как абсолютно непрощаемый грех.

По разъяснению святых Отцов, человек приходит в такое пагубное состояние духовного помрачения из-за того, что коснеет в грехах и безудержно опускается в бездну пороков. Самым гибельным из последних является гордыня, крайняя степень которой порождает богоборство и богохульство. Так, преп. Иоанн Лествичник говорит, что конец гордости — «отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав» (Лествица 23, 2), что пребывающий в гордости «одержим диавольским недугом» (4, 48). Вот почему, по его же замечанию, «в сердцах гордых рождаются хульные слова» (23, 34). На основании богатого духовного опыта он делает безошибочный вывод о том, что гордость есть корень хулы (23, 1), а сама «хула есть собственно дщерь гордости» (26, 45). Подобные же суждения содержатся и в наставлениях аввы Дорофея (см. Поучение 2) и других подвижников, которые согласно утверждают, что хула происходит от гордости. Именно крайняя степень этого порока, удерживающего человека от раскаяния и заставляющего пребывать в ожесточенной нераскаянности, приводит к противлению Богу, которое обнаруживается и в хульных словах, и в богопротивных делах. Пребывающий в таком убивающем душу ожесточении обрекает себя на вечную гибель, потому что сознательно отторгает себя от благодатного источника жизни.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты