КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вознесение Господне. Сидение одесную Бога Отца.Первое сильнейшее впечатление апостолов от факта телесного воскресения Христа состояло в ясном и твердом осознании ими божественного достоинства Христа. И все это время, пока воскресший Христос встречался с ними, было насыщено постоянными свидетельствами того, что их Учитель есть ни кто иной как Господь и Сын Божий. По мере накопления свидетельств апостолы проникались все большей и большей уверенностью, что надлежащее место их Учителя и Господа там, где и подобает быть Сыну Божию — на небе, рядом с Богом Отцом. И эта их уверенность и тайное желание были удовлетворены Иисусом Христом в событии Вознесения. Сам Христос смысл Своего вознесения на небо вполне открыл апостолам: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20: 17). Вознесение, как оно описывается апостолами-очевидцами, было действительным событием. В сороковой день по воскресении Господь вывел учеников из Иерусалима по направлению к Вифании (Лк. 24: 50), на гору Елеонскую (Деян. 1: 12). Преподав здесь последние наставления ученикам, Христос, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Л к. 24: 50—51). Во время вознесения Господа апостолам явились два небесных вестника, которые сказали: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11). Впечатляющий факт вознесения, завершившийся радостной вестью, без сомнения, имел целью удостоверить апостолов в том, что они видят не призрак, а именно воскресшего из мертвых своего Господа, Который с прославленной плотью восходит к Отцу Своему. Событие вознесения, таким образом, стало последним фактом земной жизни Христа и завершающим удостоверением для апостолов Его божественного достоинства. Отныне св. апостолы в своих миссионерских трудах неустанно будут повторять весть о Воскресшем, Которого «возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя» (Деян. 5: 31). Однако только этим значение вознесения Христова не исчерпывается. Слово Божие, раскрывая нам, куда и для чего вознесся Господь, указывает тем самым, что значение вознесения простирается на все человечество. По слову Писания, Господь не только вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9: 24), но прошел небеса (Евр. 4: 14) и восшел «превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4: 10). Этими свидетельствами Откровение говорит о том, что сын Божий вошел не в видимое небесное пространство, а в вечную славу, которая Ему присуща прежде бытия мира (Ин. 17: 5). И совершил это Господь для того, чтобы открыть для людей вход в царство небесное (Ин. 14: 2—3), ходатайствуя за них пред Богом Отцом (Евр. 7: 25), и сопрославить с Собою искупленное Им человечество (Еф. 2: 6). В Свящ. Писании содержатся также весьма важные свидетельства о том, что вознесшийся Сын Божий воссел одесную Бога Отца. Так, книга Деяний, повествуя о страданиях первомученика архидиакона Стефана, сообщает, что последний перед своей кончиной, «будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7: 55). А евангелист Марк прямо говорит о том, что Господь «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16: 19). На основании этих свидетельств в Символ веры вошли слова «седящего одесную Отца», которые указывают на божественное достоинство Сына Божия. Преп. Иоанн Дамаскин, разъясняя смысл этих слов, замечает: «Говоря, что Иисус Христос воссел одесную Бога и Отца, не разумеем правой стороны Отца, ...ибо Неограниченный как может иметь правую сторону?.. Итак, под словами «одесную Отца» разумеем славу и честь Божества, которую. Сын Божий, как Бог и единосущный Отцу, имеет прежде веков, и в которой... восседит по прославлении плоти Его» (Точное изложение православной веры, IV, 2). Необходимость такого понимания подтверждается и апостольскими изречениями. В частности, св. ап. Павел, раскрывая учение о божественном достоинстве Христа, говорит, что Бог славы, воскресив Христа из мертвых «и посадив одесную Себя на небесах, превыше... всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, ...и все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего» (Еф. 1: 20—2l). Также и св. ап. Петр учит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и Ему как Богу поклоняются все силы небесные (1 Пет. 3: 22). «Седение одесную», будучи прославлением Сына Божия, вместе с тем является и продолжением Его служения делу спасения мира — делу утверждения Царства Божия. Обладая божественным всемогуществом, Он простирает Свою всеобъемлющую власть (Мф. 28: 18) на устроение царства Божия и на устранение того, что препятствует этому созиданию, во исполнение древнего пророчества о Христе: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109: 1). Воссев одесную Отца, Господь как «поручитель лучшего завета» Евр. 7: 22) делает искупленных Им близкими Небесному Отцу и дарует им возможность приступать «с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4: 16). Но вознесением Христа и «седением одесную Отца» дело Его на земле не окончилось. Еще ранее Вознесения Христос обещал Своим ученикам ниспослать особую духовную силу, Духа Святого, посредством Которого они смогут руководить верующими. Поэтому апостолы после Вознесения с верой ожидали этого торжественного события. Осуществилось оно в день Пятидесятницы, и с этого момента началось историческое бытие христианской Церкви.
|