КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Победа Христа над смертью
Фактом своего телесного воскресения Христос доказал Свое божественное достоинство. Но если бы только этим ограничилось значение воскресения Христово, то христианство как уникальное явление мировой истории даже бы и не возникло. Ибо что же удивительного в том, что Бог обладает божественным достоинством? Это и так само собой разумеется. Значение воскресения Христова гораздо глубже: оно стало для апостолов и для всех последующих поколений христиан указанием на возможность их собственного будущего телесного воскресения из мертвых при условии принятия и осуществления вероучения Христа. В сущности, это означает, что Своей личной победой над смертью, т. е. воскресением, Христос предоставил возможность всем без исключения людям пользоваться плодами этой победы: каждый может воскреснуть из мертвых так же, как это сделал Христос. Возникает естественный вопрос: в чем ручательство того, что воскресение Христа в принципе обеспечивает будущее воскресение из мертвых каждого правильно верующего в учение Христа и вполне осуществившего это учение в делах? Ручательство это заключается в качественной однородности всех человеческих тел с земным телом Христа. До Своей крестной смерти Христос имел такое же тело, как и остальные люди, за исключением склонности ко злу и греху. И если это Его тело воскресло, то могут воскреснуть и другие человеческие тела. Таков ход мыслей уже у апостола Павла: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15: 20). Это положение с тех пор неизменно повторялось всеми христианскими богословами вплоть до наших дней. Среди русских православных богословов одним из последних толкователей этого фундаментального положения апостола Павла был святитель Феофан: «Христос воскрес не для Себя ли? Не для Себя. Не для Себя сошел на землю Единородный Сын Божий, не для Себя Он воплотился, не для Себя страдал и умер, не для Себя и воскрес. Для кого же? Для того, ради кого и пришел,— для рода человеческого... В воскресении Христовом положено начало и основание воскресению всех, сила его так велика, что из него изыдет жизнь для всех, воскресение сие есть в возможности уже воскресение людей» (Епископ Феофан, Толкование первого послания ап. Павла к Коринфянам). Таким образом, победа Христа над смертью предоставляет возможность всем людям эту победу осуществить и в своей жизни, и религиозная вера в эту возможность составляет неистребимую жизненную силу христианского мировоззрения.
|