Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Опека и попечительство




Читайте также:
  1. Глава 20. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД ДЕТЬМИ
  2. О случаях, когда устанавливается либо законное управление, либо опека
  3. Опека и попечительство
  4. Опека и попечительство
  5. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
  6. Опека и попечительство
  7. Опека и попечительство в римском праве.
  8. Опека и попечительство. Обязанности куратора.
  9. Опека и попечительство. патронаж над дееспособными гражданами

Опека (tutela) – установление правового покровительства одного лица в отношении других, которые в силу традиции или прямых требований закона признавались нуждающимися в опеке, или «охраняющем управлении».

Формы опеки:

  • обязательная опека домовладыки в отношении всех членов своей семьи и всех подвластных;
  • завещательная опека, которая устанавливалась по завещанию домовладыки в отношении наследника, если он не обладал необходимыми качествами, которые бы сделали его лицом «своего права»;
  • наставленная опека, когда опекун назначался по решению уполномоченного на то магистрата в отношении лиц, признанных в этом нуждающимися по своим правовым или социальным качествам.

Опека – публичная повинность, от которой можно отказаться лишь при наличии уважительных причин (например, отправление государственных обязанностей, неграмотность, болезнь, возраст свыше 70 лет, ученые занятия, частые отлучки по общественным или государственным делам). Нельзя было брать на себя более трех опек.

Опека устанавливалась в отношении:

  • несовершеннолетних – до достижения опекаемым лицом определенного возраста. Несовершеннолетние: дети (infantes) – лица в возрасте до 7 лет; подростки (infantes raaj ores) – лица в возрасте от 7 до 12 лет, мальчики – до 14 лет; юноши – до 25 лет;
  • женщин – постоянно и не зависела от достижения какого-либо возраста. При этом опека устанавливалась как в отношении замужней, так и в отношении незамужней женщины, но ее назначение осуществлялось во втором случае по личному пожеланию женщины. Опекун не имел прав ни в отношении личности женщины, ни над ее имуществом, но соучаствовал только в совершении тех юридических действий, которые нуждались в гарантии и в его утверждении по законам.

Попечительство (cura) – особый вид законной опеки, устанавливаемой только по решению властей в отношении сумасшедших и безумных, а также расточителей.

Попечительство устанавливалось по решению магистрата, который исследовал психическое состояние и социальное поведение интересующего лица. В отношении безумных могло быть принято решение о полной их недееспособности, тогда попечитель полностью принимал на себя ведение дел и возможных судебных процессов опекаемого, но могло быть признано наличие «светлых промежутков», тогда действия опекаемого, совершенные в – эти промежутки, имели полную правовую силу. В – отношении расточителей принималось решение об их ограниченной дееспособности: они не могли совершать сделки отчуждения, заключать обязательства личного характера и так далее, но они сохраняли все права по приобретению имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и другие.



Не могли быть опекунами и попечителями: несовершеннолетние, неграждане, расточители, безумные, глухие, немые, тяжелобольные, рабы, женщины, солдаты, лица духовного звания, муж в отношении жены, кредиторы, должники и т. д.

Опека или попечительство (исключая опеку над женщинами) прекращались:

  • с исчезновением условий для назначения опеки (если безумный выздоровел, если расточитель исправился, если несовершеннолетний достиг необходимого возраста);
  • смертью опекуна или попечителя либо уменьшением его правоспособности по решению суда.

 

23. Правовое положение римских граждан, латинов, перегринов, колонов, вольноотпущенников, рабов.

Правовое положение раба определялось в первую очередь тем, что он рассматривался не как субъект, а как объект права. Это давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над рабом: он мог не только его безжалостно эксплуатировать, но и в любой момент продать (как обычную вещь) и даже убить.



 

Рабство устанавливалось (возникало) следующими способами:

 

• рождением от матери-рабыни. Если отец был рабом, а мать - свободной, то ребенок не признавался рабом;

 

• пленением и даже просто захватом не гражданина Рима;

 

• продажей в рабство (существовала только в древнейшую эпоху);

 

•присуждением к смертной казни или к работам в рудниках. Прекращалось рабство отпущением на свободу ("манумиссия").

 

Вольноотпущенник возвращался обратно в рабство, если проявил грубую неблагодарность в отношении лица, отпустившего его на свободу.

 

Со временем правовой статус раба стал меняться в лучшую сторону: его уже нельзя было убить без основательно (это приравнивалось к убийству чужого раба), его нельзя было отдать в гладиаторы без разрешения магистрата, к старости раб мог получить свободу и т. д.

 

Более того, в конце "принципата" и особенно в эпоху империи рабы стали получать в управление и пользование часть имущества рабовладельца (пекулий), то есть получили некоторые имущественные права, в том числе и возможность обязываться по договорам. Это положение является тем более важным, если учесть, что в дальнейшем рабовладелец стал отвечать по обязательствам своего раба. Способный раб получил возможность накопить себе состояние и выкупить таким образом у хозяина свободу.

 

Вольноотпущенник - это раб, отпущенный на свободу.



 

В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего его на волю: например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт, приобретало только латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином. Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или либертин) по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному.

 

В области частного права существовали, во – первых, некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника; например, до Августина вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным; запрещение брака с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана. Во – вторых, либертин оставался зависимым (обязанным) от своего господина (патрона):

 

 

•бывший раб должен был почитать своего господина. На практикеэтоозначало запрет на обращение в суд против господина, и, следовательно, бывший раб оставался фактически беззащитным против произвола патрона;

 

•бывший раб обязан был оказывать разного рода услуги господину, в том числе и имущественного характера;

 

•патрон имел право на часть наследства вольноотпущенника, а также на получение от него алиментов.

 

Латины делились первоначально на две группы:• древние латины;• просто латины.

 

Древние латины - это жители Лациума, которые получили латинское гражданство до середины III века н. э. Латинами т. же называли членов колоний, образованных Латинским союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях.

 

В имущественной сфере древние латины имели такие же права, что иримские граждане, однако они обладали меньшими правами в публично - правовой сфере (не имели права участвовать в народном собрании, занимать выборные должности, составлять народную армию Рима и др.).

 

Просто латины были полностью лишены публичных прав и несколько ограничены в имущественных (они, например, не могли составлять завещаний).

 

Такое неравноправие между римлянами и латинами вызывало у последних протест что привело в конце концов к Союзнической войне (90-89гг. до н. э.), послекоторой все древние латины получили те же права, что имели римские гражданин. Просто латины приобрели права римских граждан с изданием эдикта Каракаллы в 212 г.

 

Перегрины - это лица иностранных государств, оказавшиеся на территории Древнего Рима. Перегринами также считались и римские поданные, которые не обладали ни римской, ни латинской правоспособностью.

 

Главным основанием возникновения правового положения перегринов было включение в состав римского государства завоеванных Римом территорий, населению которых, не обращаемому в рабство, в то же время не сообщалось римское гражданство. Это население становилось перегринами. Другие основания возникновения правового положения перегринов были: а (рождение от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки; б) присуждение к высылке в период империи.

 

Первоначально перегрины были совершенно бесправны, так как не имели ни имущественных (в частноправовой сфере перегрины были подчинены своим национальным системам права), ни публичных прав и поэтому не могли защитить свои права в римском суде.

 

Разнообразие частного права, которое действовало для перегринов разных общин, и отсутствие правовых норм, которые регулировали бы имущественные отношения перегринов с римлянами, затрудняли развитие торговли. Для устранения этих труднгстей претором перегринов при содействии юристов была выработана система права ius gentium.

 

По мере развития торгового оборота перегрины стали пользоваться защитой преторского права, а в 212 году н. э. император Каракалла даровал им права римского гражданства. С этого года правоспособность римских граждан и перегринов стала одинаковой.

 

Под именем колона в классическую эпоху (республика и период принципата) подразумевали арендатора земли (мелкого фермера), формально свободного, хотя экономически зависимого от землевладельца. Распространение мелкой земельной аренды было вызвано экономическим положением Римского государства. С прекращением завоевательных войн, дававших Риму огромные массы рабов, прилив рабской силы приостановился, а невыносимые условия, в которых содержались рабы, приводили к тому, что их смертность значительно превышала рождаемость. Рабской силы перестало хватать для обработки земли. Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство перестало быть выгодным; римские землевладельцы стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное вознаграждение, а за определенную долю урожая и с возложением на арендатора так же обязанности обрабатывать землю собственника («барщина»). Эти мелкие арендаторы в связи с маломощностью своих хозяйств были вынуждены прибегать, в большинстве случаев, к займам у своих хозяев, и оказывались в долговой от них зависимости. В период абсолютной монархии положение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императоров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим земельным участкам.

 

Эти обстоятельства приводили к тому, что, с одной стороны, землевладелец следил за тем, чтобы его должник – арендатор не уходил с участка, а, с другой стороны, государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое, путем издания соответствующих постановлений. В IV в. н. э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои участки отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных (хотя – бы формально – юридически) людей превращаются в крепостных, в «рабов земли». Колонат в этом смысле был зародышем феодализма.

 

На положение крепостных переводились иногда покоренные народы, переселявшиеся на римскую территорию. В некоторых провинциях (например, в Египте) подобного рода отношения были известны еще до завоевания этих провинций Римом. В колонат перерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись в этих случаях к земельным участкам. Последнее обстоятельство еще более стирало различия между рабом и крепостным колоном. Колон становился лицом, хотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению к рабу. Колон становился связанным с землей, которую он по своей воле не мог оставить. Колон имел право вступать в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен к земле не только лично: дети его так же становятся колонами. Подобно рабам, колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение значило для них и «освобождение» от земельного участка, которым они кормились.

24. Правовые черты римской семьи; агнатическое и когнатическое родство в римском частном праве

Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, кᴏᴛᴏᴩая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация – во главе семьи становится домо-владыка (paterfamilias).

 

Правовые черты римской семьи:

власть, кᴏᴛᴏᴩую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Рим начал ϲʙᴏю историю в области семейного права с моногамной семьи, основой кᴏᴛᴏᴩой и была patria potestas (отцовская власть). Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias (отцу семейства). Все они именуются sui – «ϲʙᴏи», тогда как отец семейства – sui juris – «сам себе господин», «полноправный»;

на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая.

 

Родство определяется по линиям – прямым (parentes – родители и liberi – дети) и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными (germani) и неполнородными: consanguinei и uterini (единоутробными). Римляне различали и ϲʙᴏйства.

 

Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти ϲʙᴏих мужей, кᴏᴛᴏᴩые сами были подвластны paterfamilias, а власти ϶ᴛᴏго последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. По϶ᴛᴏму дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой ϲʙᴏего отца, братьев и т. д. В ϶ᴛᴏй семье только paterfamilias будет вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет.

 

Когнатическое родство – кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с данным все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место;

термином familia (семья) обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные (имущество). Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось исключительно в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, кᴏᴛᴏᴩая в данном случае предполагала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некᴏᴛᴏᴩых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.

25. Браки «кум ману» и «сине ману», причины преобладания в классический период брака сине Ману. Личные и имущественные отношения супругов. Заключение, прекращение брака.

В зависимости от вида брака отличались личные и имущественные отношения супругов.

 

1. БРАК "КУМ МАНУ"

 

Внутрисемейный статус жены в таком браке был подчиненным. Она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над ней власть домовладыки. Жена не могла жить одна. Если жена не хотела проживать в доме мужа, то муж мог заставить ее жить в своем доме, прибегнув к насильственным действиям или к помощи властей.

 

В случае, если жена без ведома мужа покидала дом, муж вправе был истребовать ее от любого лица путем предъявления иска. Предъявляя такой иск, муж как бы истребовал жену из чужого незаконного владения. Такой иск мог быть предъявлен и к родителям жены, поскольку, вступив в такой брак, она порывала агнатские связи со своими кровными родственниками. В семье мужа уже возникало новое агнатское родство.

 

Мужу предоставлялось право наложения на жену любого наказания, вплоть до лишения ее жизни.

 

Такое бесправное положение жены юридически -уравновешивалось только тем, что она являлась наследницей мужа. Она наследовала одна, если не было у него законного потомства, но на равных долях с детьми, если они были.

 

Необходимо отметить, что обычаи несколько смягчали бесправное положение жены. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения по этому поводу совета. Предполагается, что совет состоял из членов ее старой семьи, из агнатов.

 

Если муж занимал почетное положение в обществе, то этот почет распространялся и на жену. Муж мог продать жену в рабство. Такое бесправие касалось не только личного статуса, но и имущественного статуса жены.

 

Жена была лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все, что ей принадлежало до брака, после заключения брака становилось достоянием мужа. Мужу принадлежало также то, что являлось предметом обладания во время существования брака. Например, мужу принадлежало имущество, подаренное жене ее отцом.

 

Таким образом, муж являлся полноправным собственником имущества жены, даже которое ей принадлежало до брака.

 

 

2. БРАК "СИНЕ МАНУ"

 

Супруги в личном отношении считались юридически равными субъектами. Муж, в частности, не вправе был обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против ее воли. Муж должен был охранять жену, а жена в свою очередь почитать мужа. При браке "сине ману" действовал принцип раздельности имущества супругов. То имущество, которое жена имела до брака и приобретала во время брака, оставалось ее имуществом. В целях обеспечения полной имущественной независимости супругов одного от другого, воспрещалось осуществлять дарения между ними. За отмеченным изъятием мужу и жене дозволялось заключать между собой любые договоры. В случае возникновения имущественных споров они могли предъявлять друг другу иски.

 

Управление и распоряжение доходами «имущества жен» принадлежало мужу. Отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. К мужу можно было предъявить иск по поводу злоупотреблений в управлении таким имуществом.

 

Было признано, что в случаях имущественной ответственности одного из супругов перед другим, он пользовался правом отвечать только в пределах имеющихся у него средств.

 

На особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: ПРИДАНОЕ / детальное имущество/ и ПРЕДБРАЧНЫЙ ДАР.

 

ПРИДАННОЕ устанавливалось либо домовладыкой жены, либо самою женой, либо третьим лицом.

 

При браке "кум ману" приданое "бесповоротно" переходило в собственность мужа и не подлежало возврату ни при каких условиях.

 

Первоначально так же обстояло дело с приданым и при браке "сине ману". При этом виде брака значительна была упрощена процедура развода, и могло произойти такое, что недобросовестный муж мог развестись сразу же после получения приданого, оставив его за собой. Для предотвращения подобных ситуаций при передаче приданого мужу жена или ее домовладыка заручались обещанием мужа, что приданое будет возвращено при расторжении брака, либо в случае смерти мужа.

 

Выполнение данного обещания обеспечивалось иском. Муж мог обязываться вернуть не само имущество в натуре, а его цену, заранее определяемую при заключении брака.

 

Со временем сложилась целая система норм, которые определяли судьбу приданого. Основные черты правового положения приданого сводились к следующему:

 

а) при прекращении брака, вызванном смертью жены, приданое оставалось у мужа или возвращалось отцу жены, если он был в живых и если приданое было им установлено;

 

б) если брак прекращался смертью мужа, приданое возвращалось жене или ей совместно с ее отцом;

 

в) если брак прекращался разводом по инициативе мужа или по его вине, приданое возвращалось жене;

 

г) если развод происходил по инициативе жен или она вызывала развод своим поведением, приданое оставалось у мужа.

 

Таким образом, приданое переходило к мужу уже не "бесповоротно", т.к. при известных обстоятельствах должно было быть возвращено.

 

При существовании брака собственником имущества /детального/ считался муж, который мог его израсходовать во время семейной жизни или даже намеренно реализовать в предвидении развода.

 

В связи с этим в целях охраны интересов жены был принят закон, запрещавший без согласия жены отчуждать детальную недвижимость /18 г. до н.э./.

 

Затем это запрещение было распространено и на случаи залога. В праве Юстиниана отчуждение детальных недвижимостей было вообще запрещено, даже если было согласие жены. Следовательно, права мужа на приданое, являвшееся во время брака его собственностью, со времени подверглись существенным ограничениям. Не случайно римляне говорили: "ХОТЯ ПРИДАНОЕ НАХОДИТСЯ В ИМУЩЕСТВЕ МУЖА, ОНО ПРИНАДЛЕЖИТ ЖЕНЕ".

 

Существовало и другое имущество, которое выполняло штрафную функцию, в интересах жены. Такую функцию выполнял предбрачный дар. В праве Юстиниана предбрачный дар мог устанавливаться даже во время брака. Предбрачный дар представлял собой сумму, которая приблизительно была равна сумме приданого. Эту сумму муж обязывался выплатить жене в случае развода по его инициативе или вине. В этих случаях жена получала как подлежащую возврату сумму приданого, так и предбрачный дар.

 

Если же в расторжении брака виновна была жена, либо развод совершался по ее требованию, приданое и предбрачный дар оставались за мужем.

 

Таким образом, назначение приданого и предбрачного дара заключалось в создании имущественных гарантий на случай прекращения брака.

26. Отцовская власть, ее имущественные права над подвластными и эмансипация.

Отцовская власть

 

Отцовская власть (patria potestas), первоначально безграничная, постепенно, с развитием древнеримского общества, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате, причем еще до достижения пожилого возраста.

 

Способы установления отцовской власти:

 

1. Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке.

 

2. Узаконение (отец узаконивает своего сына, рожденного вне брака):

последующим браком родителей внебрачного ребенка;

путем получения соответствующего императорского рескрипта;

путем зачисления незаконного сына в члены муниципального сената, замужества незаконной дочери за членом муниципального сената.

 

3. Усыновление. Усыновить можно было лицо, находящееся под властью другого домовладыки, либо лицо, не являющееся подвластным.

 

В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для домовладыки. В случае совершения подвластным деликта потерпевшему давался ноксальныи иск.

 

В республиканском праве у подвластных не было своего имущества: все принадлежало домовладыке.

 

В классический период подвластным детям стали, как и рабам, выделять пекулий(peculium). Помимо пекулия, получаемого от отца, появился институт военного пекулия, т.е. имущества, получаемого сыном на военной службе или в связи с таковой (жалованье, военная добыча). Позже правовой статус пекулия был распространен на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной и иной службе. В период абсолютной монархии за подвластным признали также право собственности на имущество, приобретаемое с материнской стороны.

 

Основания прекращения отцовской власти:

Смерть домовладыки или подвластного.

Утрата свободы или гражданства (capitis deminutio maxima или capitis deminutio media) домовладыкой или подвластным.

Лишение домовладыки прав отцовской власти (например, в случае оставления им подвластного без помощи).

Приобретение подвластным почетного звания (например, консула, епископа).

Emancipate, т.е. освобождение подвластного из-под власти домовладыки (в форме манципации по цивильному праву или с использованием судебных полномочий претора).

Эманципация могла быть отменена в случае неблагодарности бывшего подвластного. В Юстиниановом праве эманципация совершалась

получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда;

заявлением домовладыки, заносившимся в протокол суда;

фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

27. Правоотношения родителей и детей. Усыновление, узаконение.

patria potestas

 

Pater familias приобретает potestas над детьми, произведенными им на свет в законном браке начиная с момента их рождения. Filius familias после смерти своего pater становится в свою очередь Pater familias и тем самым приобретает власть над собственными детьми, которые были подчинены до этого деду..

 

Абсолютная власть pater над детьми проявляется в некоторых его полномочиях, которые mores признают за ним ab antique, вследствие ins vitae ас necis («права жизни и смерти»), связанного с его potestas.

 

Прежде всего pater мог предать смерти собственных потомков. Правда, пользование этим правом обретало свое ограничение в самом же обычае, поскольку считалось достойным осуждения, если pater предавал смерти лицо, находившееся в его власти, не посоветовавшись прежде относительно целесообразности такой меры с домашним советом, consilium domesticum, образованным наиболее влиятельными adgnati. Когда узды, накладываемой mores, стало недостаточно, пользование ins vitae ас necis стало ограничиваться, с одной стороны, законодательством, а с другой — контролем, осуществлявшимся над частной жизнью граждан цензорами.

 

Как мы уже видели, pater благодаря его potestas принадлежало ius vendendi – правом продажи, которое использовалось поначалу, надо полагать, нередко, раз Закон XII таблиц грозил лишением patria potestas тому, кто трижды продал сына. Это полномочие постепенно вышло из употребления и сохранилось на практике лишь как средство осуществить I'mancipatio и adoptio (усыновление). Как кажется, это право совершенно отмерло еще до Константина и было формально упразднено Юстинианом, за исключением случаев крайней нищеты. Наконец, pater принадлежало ius noxae dandi, позволявшее ему передать пострадавшему лицу того члена своей семьи, который оказался виновным в деликте. Это давало возможность избежать косвенной ответственности, которую в противном случае ему пришлось бы нести . Личный характер patria potestas проявляется еще и в vindicаtio filii (истребовании сына), принадлежащем pater в отношении всякого лица, у которого находится кто-то из его подчиненных. Этому иску претор дал свою защиту посредством интердикта, называвшегося interdictum de liberis exhibendis et ducendis (о предъявлении приводе детей). Все лица подчиненные власти отца не имеют никаких имущественных прав. Всякая имущественная выгода (вещное право, требование обязательству, наследство), которая могла им достаться, автоматически обращалась в имущество pater. И напротив, он не нес никакой ответственности за долги, которые могли сделать его подвластные, исключением, как уже говорилось , тех, что происходи вследствие деликта, ex delicto.

 

Правда, в определенных случаях претор давал третьим лицам, вступавшим в деловые отношения с лицами alieni iuris, возможность привлечь paterfamilias к суду с помощью исков, в которых полномочия отца оказывались соединенными с действиями сына (adiecta filii persona, actiones adiecticiae qualitatis). Это те же самые случаи, с которыми мы уже знакомы по поводу долговых обязательств раба : actio quotl iussu, institoria, exercitoria и т. д.

 

Кроме того, pater familias мог предоставить своему сыну, как и рабу, пользоваться peculium, иметь его в своем свободном управлении libera administrate. По праву этот пекулий продолжал принадлежать pater однако все лица, подчиненные potestas отца, не имеют никаких имущественных прав («nihil suum habere possunt», «не фактически он, в соответствии с общественными обыкновениями, рассматривался как принадлежащий сыну. В пределах стоимости пекулия pater должен был принимать на себя ответственность за сделанные сыном долги, что исполнялось посредством преторской actio de peculio.

 

Затем, начиная с Августа, для filii familias, находившихся на военной службе, императорским пожалованием был введен peculium castfense (лагерный пекулий), куда входило все то, что было ими приобретено в качестве военных («in castris», «в лагерях»), — жалованье, военная добыча, премии. Сын имел право распоряжаться этим пекулием mortis causa посредством завещания, а впоследствии — также распоряжаться им inter vivos. Содержимое военного пекулия мало-помалу расширялось на все приобретения, совершенные сыном не in castris, но в связи с военной жизнью (например, подарки, полученные при выступлении в поход).

 

Начиная с Константина и после него стал появляться так называемый пекулий quasi castrense, образованный приобретениями, совершенными сыном, который отправлял общественные должности, занимал церковные посты либо посвящал себя свободным искусствам.

 

Равным образом подразумевалось само собой, что сыну причитаются все приобретения, поступавшие к нему из материнского наследства (bona materna) и, после Константина, вообще со стороны родcтвенников по женской линии (bona materni generis) или от брака (lucra nuptialia, «брачные выгоды»). Отец пользовался всем этим при жизни, так что это был, вообще говоря, своего рода узуфрукт.

 

Как видим, в юстиниановскую эпоху изначальный принцип имущественной неправоспособности filius familias оказывается ниспровергнутым. Все приобретенное им принадлежит ему же. Отец обладает в отношении его добра своего рода законным узуфруктом подобно тому, что имеет место в современном праве.

 

Отцовство

 

Законными в римском праве являются дети собственной жены. Предполагается , что они зачаты мужем, если только родились не ранее 180 дней после начала брака и не позднее 300 дней после его прекращения.

 

Законные дети iusti должны родиться только в законном браке, поэтому они подчинены отцовской власти.

 

Все незаконные дети называются naturales, но в этом случае необходимо отличать детей, родившихся в конкубинате и родившихся от союзов в юридическом отношении незаконных (кровосмесительных или прелюбодейных).

 

Все побочные дети не связаны никакими юридическими узами с отцом, который в юридическом смысле неизвестен и пользуются одним только родством с матерью и ее родственниками.

 

Узаконенные дети.

 

Институт узаконивания возник в эпоху Константина и закрепился в законодательстве Юстиниана. Посредством узаконивания побочный ребенок приобретает свойства законного.

 

Основная форма узаконивания – это последующий брак родителей – subsequens matrimonium .

 

Законодательством Юстиниана допускалось, что узаконивания можно добиться посредством распоряжения императора.

 

Усыновленные дети

 

Существовали два вида усыновления:

 

1.arrogatio, если усыновляемый был persona sui iuris

 

2.adoptio, если усыновляемый был persona alieni iuris

 

Arrogatio в древнейшие времена производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. С падением значения народных собраний отпадает и законодательный характер arrogatio, она превращается в публичное оформление соглашения усыновителя с усыновляемым.

 

Adoptio – paterfamlias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух манципаций освобождало подвластного от mancipium, после чего подвластный возвращался под власть paterfamlias.

 

После третьей манципации, прекращавшей власть отца, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был in mancipio, vindicatio filii. В результате начинавшегося таким образом процесса претор присуждал усыновляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной манципации. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.

28. Институт владения в вещном праве. Виды владения. Элементы владения. .Установление и прекращение владения.

Владение (possesio)– право фактического, реального господства лица над вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей собственной.

 

С исторической точки зрения владение – это отношение, которое:

 

1. предшествует праву собственности;

 

2. порождает право собственности;

 

3. НО! Владение не = право собственности.

 

Примеры:

 

· лицо владеет недвижимостью в течение 2-х лет. Имущество принадлежать ему на праве собственности будет только по истечении этих 2-х лет, что называется приобретательная давность. Для движимого имущества – по истечении 1-го года.

 

· бывает и такое, что владелец имущества называется «владеющий несобственник» (лицо купило краденую вещь; лицо само украло вещь и владеет ею).

 

Признаки владения:

 

1. corpus possessionis - объективный (или материальный) элемент владения - фактическое, реальное господство над вещью;

 

2. animus possessionis - субъективный (или волевой) элемент владения - владельческая воля, намерение владеть вещью как своей собственной. Исходя из этого пункта, можно установить, что владение не = держание вещи.

 

Например, лицо взяло вещь другого человека на сохранение (договор хранения). У хранителя нет намерения владеть вещью, нет владельческой воли.

 

Виды владения:

 

1. законное владение(таким владельцем является обычно собственник имущества);

 

2. незаконное владение:

 

а) незаконное добросовестное -т.е. такое владение, при котором лицо не знает, но должно знать о неправомерности своего владения (лицо купило вещь у вора, не зная, что вещь украдена);

 

б) незаконное недобросовестное - т.е. такое владение, при котором лицо знает о неправомерности своего владения (владение вещью вором; сознательная скупка краденого у вора);

 

 

3. производное владение – т.е. такое владение, при котором лицо осуществляет реальное, фактическое господство над вещью, но его в силу особых причин нельзя назвать владельцем. К примеру, производным владельцем будет лицо, которому заложена вещь. Как только должник вернет залогодержателю долг, тот вещь отдаст должнику. Еще пример: два лица спорят о том, кому из них принадлежит вещь. На время спора они передают эту вещь секвестору – специальному человеку.

 

7. титульное, которому предшествовало законное основание (цивильное владение). Наличие титула владения определяло правомерность приобретения владения в собственность, впоследствии это могло произойти либо по давности (usucapio), либо когда приобретение владения и собственности совпадали;

 

8. беститульное – владельческая ситуация, когда у владельца отсутствовало намерение приобрести вещь в собственность. Это владение кредитора вещью, данной в залог; владение лица, которому вещь была дана на хранение на время процесса о собственности по соглашению сторон, с тем чтобы она была выдана победителю процесса; владение наследственного арендатора, когда договор не мог быть прекращен арендодателем до тех пор, пока уплачивается рента; прекарное владение – владение лица, которое владело вещью до первого требования собственника. Данный вид владения иногда именуют поризводным, поскольку перечисленные лица владеют «для других». В вышеперечисленных случаях владение совпадает с держанием, и держателям предоставляется владельческая защита;

 

9. преторское. Претор мог до истечения срока давности предоставить владельцу защиту интердиктами. Такая защита предоставлялась всякому, кто осуществлял фактическое господство над вещью при наличии обоих элементов владения.

 

Установление владения проходит в два этапа:

 

1.corpus possessionis - установление фактического, реального, окончательного господства над вещью, т.е. завладение. Сделать это не трудно:

 

· засеять пашню;

 

· начать жить в доме;

 

· захватить участок земли;

 

· ездить на лошади.

 

· дикими зверями можно завладеть не путем ранения, а при окончательной поимке, так как в промежуток времени после ранения может произойти такое, что помешает поймать зверя.

 

2.animus possessionis -проявить владельческую волю. Установить ее достаточно сложно. Одной воли (внутренних мыслей, желания) мало! Надо проявить свою волю во вне, т.е. совершить определенные действия:

 

· заключить договор;

 

· передать вещь и т.д.

 

Способы приобретения владения:

 

В зависимости от того, становится лицо первым владельцем вещи или нет:

 

1. Первоначальные:

 

· Захват ничейных земель;

 

· Оккупация диких животных;

 

· Создание новой вещи (сшить платье, построить дом) и т.д.

 

2. Производные (т.е. на основании соглашения с предыдущим владельцем):

 

· Покупка;

 

· Мена;

 

· Дарение.

 

I. В зависимости от характера передачи владения над вещью:

 

1. передача длинной рукой (traditio longe manu)– акт передачи имеет абстрактный характер; вещь передается юридически, но не фактически (например, показать с башни поле или было достаточно вступить лишь на какую-либо часть имения при полноте знаний плана и границ имения; передать ключи от строения, где находится товар);

 

2. передача короткой рукой (traditio brevi manu) – это такой способ установления владения, когда держатель превращался во владельца без фактической передачи вещи (например, лицо взяло в аренду вещь, а потом решило ее купить. Зачем отдавать вещь, чтобы потом снова ее получить уже на правах покупателя. Сделка в этом случае совершалась, а вещь оставалась «неподвижной»).

 

II. В зависимости от того, кто приобретает владение: лично субъект или через представителя:

 

1. приобретение владения лично;

 

2. приобретение владения через представителя при наличии двух условий:

 

А) наличие у представителя полномочий, вытекающих из закона (например, у опекуна) или из договора (что-то вроде доверенности);

 

Б) наличие намерения приобрести вещь НЕ для себя, а для представляемого.

 

Основания для прекращения владения:

 

1. гибель вещи;

 

2. изъятие вещи из гражданского оборота;

 

3. похищение вещи;

 

4. потеря вещи в неизвестном месте;[53]

 

5. смерть владельца;

 

6. намеренное оставление земли без обработки или в пренебрежении;

 

7. утрата владения путем насильственной оккупации земельного участка другим лицом;

 

3. отчуждение вещи (передача в дар, мена, продажа) – т.е. утрата любого из двух элементов:corpus possessionis или animus possessionis.

 


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 31; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.075 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты