Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Гражданство в понятии римской правовой культуры




одержание

римское право гражданство

Первое определение принадлежности

Община

Образование гражданского права

Расширение Рима

Перегрины.

Рабы

Освобождение рабов

Вольноотпущенные

Латины

Подвластные лица

Колоны

Правоспособность римских граждан и получение гражданства

Заключение

Список использованной литературы

Первое определение принадлежности

Древний римский человек мыслил себя членом своего семейства, территорию же определял по могилам своих предков и в пределах территории своего семейства. Окружающий мир за пределами границ семейства считался не чистым, так как территория семьи и могилы предков почитались и считались святыми.

Со временем семейство разрасталось путём рождения детей и возникала необходимость расширять свои границы и границы семейства. Таким образом с расширением границ возникала необходимость в контакте с ближайшими соседями. В дальнейшем соседи стали обмениваться продовольствием, общаться и т.д. позднее образовав общину. Члены этой общины жили по не писанным законам, например клялись друг другу в верности, соблюдали определённые ритуалы, религиозные обряды, правила поведения и правила оборота в общине.

Поэтому возникали действия понятные только посещенным членам этой общины, таки образом если среди них появлялся чужак они легко могли определить по его поведению принадлежит он к их общине или не принадлежит.

С этого момента и определилась общая замкнутость римлян и принадлежность к римской общине, при этом строго национальное по составу участников право римской гражданской общины (civitas) - Jus civile - было для римлян квиритским «Квириты - Quiritium»** «Квириты» (Quirites) - самосознание римлян в древнейшую эпоху. (См. Введение Д.В. Дождев Римское частное право, Москва. 2000 ). правом древних римлян.

Община

Главными управленцами в общине были жрецы и понтифики (Pontifices). Они определяли религиозные обряды римлян и каким образом в тех или иных обстоятельствах членам общины поступать дальше. Так и сформировалось понятие общество и разделение на своих и чужих. Так переросла древнейшая община в римское общество, со своими понятиями самобытности. В дальнейшем общество перерастёт в Республику под названием «Римская Республика».

Образование гражданского права

В Риме с давних времён различались права людей, руководствовались они законами Хll таблиц а сами Хll таблиц изначально были заветами древних, или наставлениями предков, которые предки римлян пользовали в качестве формы взаимоотношений. Во времена Республики, понтифики отправляли одного представителя из жрецов для изучения права общины, такие законы как:

Частное право часто не совпадало с религиозными действиями понтификов, поэтому особой судебной властью в Риме обладали цари.

После того как римляне изгнали царей судебное право и власть а также право принимать законодательные решения к магистрату, сенату и консулу. Законы принимались только с одобрения сената и обязательно рассматривались комициями. С установлением Республики - res publica, образовался суверенитет римского народа и произошло преобразование из общины в гражданскую общину - civitas. С изгнанием царей в Риме стала образовываться родовая знать, имеющая власть и богатство. Но и с ними будут вести борьбу более низшее сословие, добившись в конце концов права собираться и участвовать в законодательной системе Рима а также рассматривать дела об отмене или применении судебных решений, называемые патрициями и плебеями - plebs.

Однако власть плебеев и их магистров ограничивалась в пределах города. В это же время возникает и законодательная комиция плебеев из 10 (десяти) учённых мужей, которые разбирали законы Хll таблиц. В дальнейшем они были преобразованы в частное и публичное право римлян.

1. Частное право - Jus privatum.

2. Публичное право - Jus publicum.

Каждая норма закона XII таблиц регулировала правовые взаимоотношения римлян и их право внутри общества. Толкованием закона XII таблиц занимались понтифики, а так же они представляли интересы истцов в судебных делах. Но так как эти нормы законов были прописаны для всех, то в дальнейшем их выставили на всеобщее изучение и применение, чтобы не получалось так что понтифики знающие законы XII таблиц не применяли их в корыстных или личных интересах с целью извлечения выгоды, либо толковали закон в интересах одного человека. Вскоре всем плебеям становится доступной магистратура и плебеи уже входят в жреческие коллегии. В 367 году до нашей эры по инициативе Люция Столона и его коллеги Секстия Латерена был принят закон о том чтобы один из плебеев обязательно избирался в консулы. В компенсацию за утрату монополии патриции создали для управление Городом должность высшего магистрата - городского претора (Pretor urbanus). Претор специализировался на отправлении правосудия. Преторское право - это то, что ввели преторы с целью улучшения и дополнения цивильного права для публичной пользы. Это событие повлияло на перемену римской правовой системы и гражданского права. Решения плебейских собраний и законы вносимые плебеями получали юридическую силу и должны были выполнятся всеми гражданами Рима.

Jus civile est aeguitas constituta eis guieiusbem civitatis gunt, ad res obtinendas.

Гражданское право - это установленная справедливость в отношении тех кто принадлежит одной гражданской общине, для обеспечения принадлежности вещей.

Расширение Рима

В дальнейшем в ходе борьбы за влияние в государстве началась гражданская война, пока Октавий Август не установил новый режим - принципиат.

Далее Рим стал расширять свои владения и завоёвывать всё новые и новые территории. Успехи в войнах способствовали расширению Рима и его владений,

Новые римские территории стали называться провинциями (Provinciae). Рим разделил провинции на сенаторские провинции - провинции римского народа (Provinciae populi Romani) и на присоединённые к Риму провинции (Provinciae Сaesaris). Так Рим стал империей завоевателей, с каждым новым походом покоряя и подчиняя себе другие страны и их жителей.

Перегрины

С расширением Рим превратился в политический и торговый центр. Возникает товарообмен с другими народами. Возникла необходимость правового применения товарооборота с чужеземцами, регулирующие и защищающие права чужеземцев (Peregrini). При возникновении споров римляне пользовались законом Хll таблиц, которые определяли меры и способы решения спора. Из частного права римлян вытекало правовое положение самих римлян (как граждан Рима) и право римской национальной гражданской общины (Jus civile). Субъектом правовых отношений в Риме был гражданин Рима, имеющий римское гражданство, для регулирования и определения прав чужеземцев - перегринов. Римляне создали право перегринов - Jus gentium. С того времени и сохранилось понятие гражданства как принадлежность к одному или другому государству. Конечно гражданин Рима имел больше прав чем перегрин в Риме, так как первый имел гражданство Рима, (даже в наше время человек не имеющий гражданство обделён определёнными правами в том числе и политическими). Право перегринов защищал претор перегринов.

Так в Риме, чтобы участвовать в политических, частно-правовых отношениях надо было быть свободным римлянином. По этому (Jus civile) определяли все правовые нормы римского гражданина. Эти правовые нормы (частного римского права) принадлежали только римлянам, или иначе говоря Квиритам.

Рабы

С завоеванием территорий Рим стал не только империей, но и рабовладельческим государством. Военные брали в плен чужеземных солдат и потом на площади устраивали распродажу рабов. Раб (servus) считался вещью (res), собственностью господина. Римляне разделяли всех людей на свободных и рабов. Прав раб никаких не имел. Например: свидетельские показания раба принимались во внимание только под пыткой раба. Рабов могли мучить, избивать, устраивали кровавые зрелища, рабов отдавали на растерзание хищникам. Рабы должны были заботится о безопасности своего господина, в противном случае дом не мог считаться безопасным. Рабов подвергали пыткам для выяснения того, по каким причинам он не мог защитить своего господина, а в случае, если раб мог указать на человека, совершившего преступление, то раб становился свободным. Были и другие способы обращения в рабство: осуждение на смертную казнь или пожизненное заключение могли заменить осужденному на передачу в рабство. Также если женщина вступила в сожительство с рабом и отказывалась прервать эту связь после трех предупреждений господина раба, она становилась его рабыней. В классическую эпоху под влиянием философии в римском обществе укрепилось представление о человеческой природе раба, отразившаяся в законе.

Lex Petronia при Клавдии запретил передавать рабов на растерзание зверям. Убийство чужого раба наказывалось как уголовное преступление с нанесением ущерба. Также по эдикту императора Клавдия наказывали рабовладельца за необоснованное убийство раба. Раб стал считаться частью общества, так например рабу брошенному его господином, предоставлялась свобода и латинское гражданство, так же если господин бросал своего раба больным то рабу предоставлялось латинское гражданство. Наибольший резонанс получил рескрипт Антония Пия. Гласил он о более человеческом отношении к рабам.

«В настоящее время ни римским гражданам, ни другим людям, находящимся под политической властью римского народа, не дозволяется чрезмерно и беспричинно жестоко обращаться со своими рабами; ведь по конституции императора Антонина, тот, кто безосновательно убьёт своего раба, должен отвечать в не меньшей степени, чем тот , кто убил чужого. И слишком большая жестокость господ также обуздывается этой конституцией прнцепса: ибо на запрос некоторых губернаторов провинций о тех рабах, которые ищут защиты в храмах или у статуй принцепсов, он предписал, чтобы, если жестокость господ представляется невыносимой. Их принуждали продать своих рабов. И то и другое правильно; ибо мы не должны использовать наше право во вред; на том же основании и безумным запрещается управлять своим имуществом».

Идея злоупотребления своим правом в рассуждении Гая не связана с признанием раба человеком, которое и вдохновило императорское решение. Рескрипт imperium populi Romani рассматривает рабов как подданных. Законодательное ограничение прав собственника выражают конфликт между императорской властью и частной собственностью, определяется тем обстоятельством, что объектом вещного права является волящая личность. В эпоху гуманизма прогресс в отношении рабов выразился в том, что, запрещалось разбивать рабскую семью при продаже земель или раба. Раб мог заключать сделки от своего имени или по приказу своего господина. По закону Jus civile, раб мог заключать сделки, только в том случае если эта сделка приносила его хозяину доход, а не убытки. С древних времён для ведения хозяйства рабу выделялся пекулий - pekulium. Ответственность за сделки совершённые рабом при использовании пекулия ложилась на плечи его хозяина, но обычно для рабовладельца такие сделки были выгодны, так как раб совевшая прибыльные сделки отдавал прибыль своему хозяину, при том мог и утаить часть средств и в дальнейшем выкупить у господина свободу. Пекулий оставался собственностью господина даже в том случае, если правовой статус раба менялся и он становился свободным. Особенности отношений при получении выкупа, за освобождение, получало участие третьих лиц в этом процессе.

Освобождение рабов

Раб не мог участвовать ни в каких гражданских делах. Это обстоятельство влияло на то, что для защиты свободного статуса лица было необходимо участие особой стороны в процессе - absertor in libertatem. В древности такой спор разворачивался в своеобразной форме, когда на заявление (заявляю, что он мой - meum esse aio) следовало заявление господина о предоставлении свободы рабу (заявляю, что он свободен - liber esse aio). Затем претор объявлял фактическую свободу раба.

Фиктивный процесс о свободе, когда господин раба не возражал о предоставлении свободы рабу за заявление заступника (тот, кто пересаживает в свободное состояние - absertor in libertatem), приводил к освобождению из рабства - manumissio vindikta. Оснащенный специальным ритуальным жезлом absertor in libertatem, любой человек, владеющий этим жезлом на момент предоставления свободы рабу, давал право свободы рабу. Для того, чтобы в дальнейшем господин раба не смог оспорить статус раба с целью вернуть его себе, была вынуждена вмешаться верховная власть, тогда по объявлению магистра и совершения ритуала при помощи жезла магистр объявлял (по обычаю квиритов объявляю тебя свободным - aio te liberum more Quiritium).

Вольноотпущенные

В 18 или 19 веках таким вольноотпущенным рабам предоставлялось латинское гражданство. Простое волеизъявление не могло предоставить рабу ни свободу, ни гражданство, только при соблюдении специальных процедур по Jus civile, раб мог получить и то, и другое. Отпущение рабов в дальнейшем ограничил Август 2 - ой год до н.э. он предписал: собственник 10 - ти рабов мог отпустить на волю не более 5 -ти рабов. Так собственник 500 - рабов мог отпустить на волю не более 100 - рабов. Также господин мог отпускать своего раба, когда тот был его учителем, или с целью сделать раба управляющим. В дальнейшем такой способ выкупа из рабства получил законодательную процедуру и раб мог покупать свою свободу у господина, таким образом, раб становился либо вольноотпущенником, либо человеком, имеющим латинское гражданство. За соблюдением права вольноотпущенника следил претор.

Римские граждане различались от чужеземцев по правоспособности. Свободный чужеземец не имел права семейного, ни имущественного. Чужеземец рассматривался как враг, имущество которого в любой момент могло быть отобрано, а сам чужеземец мог быть обращён в рабство. Позднее, с развитием торговли, появилось право чужеземцев, и последний мог вступать в договорные отношения с гражданами Рима. Правовое положение перегринов стал защищать их патрон, оказывая им правовую помощь и защиту в суде.

Вольноотпущенные (liberti) отличались от свободнорожденных и римских граждан по количеству предоставленных ему прав. Положение либерта или вольноотпущенника зависело от его бывшего господина или патрона (potaronus). Либерт не мог обвинять патрона или его детей в чём-либо, но если и мог, то только с разрешения претора.

Также либерт должен был оказывать всяческие услуги своему патрону, в виде помощи физической, или какой-либо другой. За отпущение на волю раб, ставший либертом, давал патрону клятву о постоянной помощи патрону. Патрон либерта мог владеть имуществом либерта лишь в случае кончины либерта без завещания, или если либерт оставил своих детей без наследства, а в случае, если либерт имел детей, при одном ребёнке - половиной имущества, при двух детях - третьей частью. Ну а если у либерта было трое детей, - больше патрону ничего в наследство от либерта не переходило. Отношения либерта с патроном были пожизненными, а дети либерта рождались свободнорождёнными.

Также право наследства патрона переходило детям патрона в случае его гибели.

Чужестранцы (Peregrini) имели особый статус неграждан, и соответственно, меньше прав, проведение правильных сделок с ними - commercium - устанавливались законом. Законом XII таблиц предусматривалось доступность юридических сделок с иностранными гражданами связанными с Римом договором о дружбе, также возможность судебного разбирательства с чужеземцем. Также постепенно приходят понятия дружественных стран и воюющих в отношении к Риму. Происходит определение прав более близких к римским в отношении иностранцев.

Латины

Так наибольшей близостью к Риму и римским гражданам считались древние латины (latini prisci) - граждане городов в лации, ранее входившие в латинскую лигу во главе с Римом. Этим латином разрешалось постоянно проживать в Риме, иметь римское гражданство, пользоваться правами принадлежащими римлянам, вступать в законный брак с римлянами (jus conubii), их называли также при поселении в Риме (jus migrandi).

Также Рим с расширением наделял жителей колонии латинским гражданством - latini coloniarii. Располагая правом заключать коммерческие сделки и право жительствовать в Риме, их лишали права заключать брак с римлянами.

В эпоху Республики высшие должностные лица латинских городов и колоний, получали римское гражданство и таким образом и права римлян, при этом имели двойное гражданство. Основным критерием различия латинов от римлян было местожительства, соответственно и принадлежность к той общине, на территории которой они проживали.

Вольноотпущенники, получившие латинское гражданство (latini aeliani), могли легко получить римское гражданство, вступив в законный брак с римлянином. Ребёнок от брака римского гражданина и латинского, получал статус римского гражданина.

Также латинские граждане, воюющие на стороне Рима, могли получить римское гражданство. Так, при союзнической войне Цизальпийской Галлии, Сицилии, повлекло распространение латинского гражданства и соответственно реорганизацию формы местного самоуправления, по латинской муниципии. В этих провинциях базовые правовые знания регулировали, по принципу отношений между римлянами и латинскими гражданами. Латины, кроме указанных выше способов получения гражданства, также получали его за особые заслуги перед римским народом.

Граждане этих общин различались такими способами; автономные общины, независимые общины, покорённые общины, подчинённые общины. При этом автономные и покоренные общины были поставлены под управление римской администрацией. Населением, лишённым автономии, руководил римский наместник, назывались они - чужестранцы, не принадлежащие к гражданским общинам - peregrini nullius civitatis. Практически любой перегрин проживающий на территории провинции пользовался правами по Jus gentium или Jus honorarim, принятым провинцией.

Особые случаи искусственного придания лицу статуса перегрина без отечества - в результате осуждения судом, также за совершенное уголовное преступление - раба преступника.

Положение этих лиц кардинально изменилось в результате издания эдикта Каракаллы (constitution Antoniniana) в 212 году, предоставившего римское гражданство всему населению Империи. Civitates peregrinae исчезают, основным законом для всех становится Jus civile. Так, римскими гражданами становятся даже сельские жители, у всех этих граждан появляется статус, которым ранее пользовались исключительно рождённые римлянами - (cives Romani). По мнению современных исследователей, не все территории и население этих территорий получили римское гражданство, в том самом месте, где говорится о предоставлении гражданства жителям провинции, текст был испорчен и недоступен переводу.

Подвластные лица

Лицами в чужой власти или подвластными лицами были, рабы, домочадцы, принадлежащие власти главы семейства, среди подвластных домочадцев были дети, жена, внучки и внуки проживающие вместе с домовладыкой. Отцовская власть считается как оборотная, и не имеет отношения к публичному праву, а только к частноправовому.

Лица чужого права не имеют собственности, они не могут совершать юридические сделки, ухудшающие положение домовладыки (pater familias). Подвластные могут принимать какие либо действия только по прямому распоряжению домовладыки.

Эта структура подвластности к домовладыке принадлежала ему во времена патриархальной семьи. В то время домовладыка являлся носителем и продолжателем дела предков. Считая своей прямой обязанностью нести ответственность за своих домочадцев. Авторитет семейного лидера - отца семейства, воспринимался как безукоризненное подчинение и исполнение всех его приказаний.

В классическое время, подвластные прибывали как лица подчинённые чужой власти. Глава семейства был единоличным властителем в пределах своей семьи, общее качество подвластных как субъектов права зависело от семейных порядков, по которым формирование воли происходят под влиянием домовладыки. Pater familias, в межсемейных делах представлялись как persona sui iuris - лицо своего права. Pater familias - подчинён собственному праву, при этом являясь господином для себя и своей автономной семьи. Статус подвластных основан на принципе относительной оценки домовладыки.

Дети по отношению к домовладыке были также подвластны, но само название liberi - переводится как дети и свободные, поэтому домовладыка отпускал их по тому же принципу что и рабов. В дальнейшем установили разграничение по принципу отличия свободного от раба, лишённые и отделённые. Дети, отделённые от семейства, приобретали свободу от домовладыки и получали возможность построить свою семью, при этом сыновья становились самостоятельными домоладыками уже в пределах своего семейства.

Таким образом, в римском статусе стали выделяться три основных положения: status libertatis - свободное состояние, status civitatis - гражданство, status familiae - принадлежность к семейству. Римские граждане принадлежали к той фамилии, в которой они родились при этом, обладая всеми тремя статусами, в то время лица вышедшие из власти домовладыки становились обладателями двух статусов, при этом их право никто уже не мог ограничить по своему усмотрению. Свободные перегрины соответственно обладали только одним статусом.

С выделением трех личных статусов существуют три степени правоспособности: наибольшее, среднее, наименьшее. Так существовали три статуса состояния: свобода, гражданство, семья. Когда утрачивается семья и гражданство но удерживается правоспособность семья считается минимальной, когда утрачивается семья а свобода остаётся такая правоспособность считается средней. Так член покидающий группу или семью менялся в статусе, выбывая из семьи на него больше не распространялись семейные привилегии. Наличие двух степеней неправоспособности указывает на значение двух социальных союзов - гражданство и семья принадлежность к которым обеспечивала полноту правового статуса лица, таким образом семья подчинялась гражданской общине.

Переход из одной семьи в другую в результате перехода во власть мужа (когда женщина выходила замуж), с этой точки зрения никакой смены статуса не происходит, но смена семейства обозначает утрату прав, связанных с принадлежностью к этой группе. Принадлежность к семье обеспечивает отдельные полномочия, сообщает и конструирует статус лица происходящую от независимости семейства. На практике это выражается в семейной солидарности, взаимной ответственности всех членов семьи. Исключительные права домовладыки и несамостоятельность домочадцев представляет собой крайние выражения общей неразвитости индивидуализма, так патриархальная семья и ее интересы поглощали отдельную личность. Фиксация этого положения, подчинения и отраженной гражданской правосубъектности обязана тому что право воспринимает отдельную личность как самостоятельную.

Таким образом, домовладыка является единственным полноправным гражданином, а первичный статус лица принимается за основу принадлежности к семейству как самовластного.

Несогласованность правового порядка с разделением в праве лиц вызвало гражданское негодование, предпочитая условиям гражданского состояния личную свободу. она обеспечивает социальное признание лицам вне семейства как членов общества, имеющих гражданство, а также как свободных индивидов.

В классический период принцип прав женатого сына на приданное (и право супруги) имущественной неправоспособности свободных подвластных нарушается. В отличае от раба подвластные домовладыки могут участвовать в качестве стороны в гражданском процессе. С признанием правоспособности подвластных в публичных делах дополняется имущественная правоспособность в объеме военной добычи.

Со времен Августа подчиненный домовладыке становится собственником лагерного пекулия. Такой пекулий выдается воину на время службы. Адриан отменил это временное ограничение распоряжения пекулием и передал их в постоянное пользование при завершении службы, так пекулий заработанный за несение службы не мог быть отобран домовладыкой. Единственный способ перехода этого имущества домовладыке смерть воина без завещания.

Отсюда можем понять, что то, что воин, пребывающий во власти домовладыки приобретает во время военной службы, ни сам домовладыка не может отобрать ни кредиторы домовладыки продать за долги или потревожить иным образом, и со смертью домовладыки это не становится общим с братьями имуществом, но, следовательно, является его собственным то, что он приобретает во время службы, хотя по цивильному праву все пикули тех, кто находится в отеческой власти, обращаются в имущество домовладыки, так же, как и пикули рабов числятся в имуществе господина.** стр. 278 Раздел V. Права лиц. Д. В. Дождев Римское частное право. Москва 2000.

В гражданском обороте люди представлены в качестве социальнозначимых и правовые отношения воспринимаются в качестве субъекта прав и обязанностей. Таким образом раб отпускаемый на волю никогда не станет римским гражданином, а получит промежуточный статус латина, если раб назначен в завещании наследника, но не объявлен при этом свободным, то он не считается наследником поскольку отношение его персоны завещание не имеет силы.

Единство в патриархальной семье определяет исключительную правоспособность отца семейства. Все домочадцы и рабы выступают в отношениях, лишь инструментом этого автономного целого. Его роль в правовом общении определяется автономией семьи. Устойчивость в римском правосознании представления, по которому все члены одной семьи связаны производной правосубъектности. Таким образом, и домовладыка и подвластный обладают практически одним и тем же правом.

Если домовладыка представляет себя самого как правоспособное лицо, то все его действия подразумевают интересы всей семьи. Индивидуальная свобода главы семейства, достигаемая в правовом общении, фиксирует прогресс индивидуализма, вей семьи, которая признаётся путём равного распределения прав на членов всего семейства в сфере гражданского оборота.

Колоны

При экономическом кризисе, возникшем в III веке, получает развитие особая категория зависимого населения - прикреплённого к земле (крестьяне - coloni). Прикреплённым к земле рабам и крестьянам запрещалось самовольно покидать прикрепленные к ним земли. Тогда Феодосий I, Аркадий и Гонорий определили в конституции статус колонов и прикрепили их по принципу рожденного на этой земле в качестве рабов земли, хотя по закону они были рождены свободрождёнными. Трактовка рабов как колонов получила распространение ещё раньше. Имущество колонов стало именоваться пекулием, и не могло быть отдано другому без согласия собственника имения. На востоке земли населённые колонами заносят в податные реестры и передают в качестве пекулия в пользование, так правовое положение крестьян проживающих на этих территориях становится практически на уровне рабского. Изменение статуса влияет на положение в гражданском праве и отношений между колоном и собственником имения. Колоны заключали контракты с собственником пекулия, и при нарушении владельцем имения условий контракта колон мог обратиться в суд. Положение колонов было наследственным.

Прекращению колоната было возможным только при приобретении колоном обрабатываемой земли и возведение колона в епископский стан.

Таким образом на смену рабовладельческого способа эксплуатации человека, пришла новая форма эксплуатации, эксплуатация крестьян.

Правоспособность римских граждан и получение гражданства

Правоспособность признавалась в момент рождения человека по наследству, а для того чтобы родиться римским гражданином достаточно было родиться ребёнку в свободной полноправной римской семье. Так ребёнок рожденный в римском браке следовал состоянию отца, а ребёнок рождённый женщиной не состоявшей а римском браке, следовал состоянию матери. Ребёнок рождённый не римлянкой не признавался римским гражданином.

Полной правоспособностью человека в частноправовых отношениях являлись: 1) право вступать в брак и создавать римскую семью, регулируемый римским законом. 2) право быть субъектом имущественных правоотношений во всех видах сделок. Субъект прав в Риме именовался персона - persona. Правоспособность лица в Риме обозначалась словом капут - caput. Отдельный человек должен был обладать трояким требованием для обладания полной правоспособности; 1) в отношении свободы, быть свободным, а не рабом. 2) в отношении гражданства, принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев. 3) в семейном положении, быть главой семьи, а не подвластным главе. Приобретением римского гражданства рабом , являлось освобождение раба его господином. Усыновление римским гражданином чужеземца. Предоставление римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям объявленные особыми указами государственных правителей.

Другое правовое положение в Риме занимали латины, учитывая те обстоятельства что латины были союзниками римлян в войнах, они были наделены большем правом чем все остальные перегрины и их дела в судах и частно правовые споры рассматривались на уровне римских граждан. После того как законы Julia и Plautia Papiria в I веке до н.э. представили всему населению Италии римское гражданство, в положении латины остались лишь жители отдельных вне итальянских общин. А в 212 году н.э. римское гражданство было предоставлено всем подданным империи.

Положение римских граждан в публичном и частном праве делилось на две группы 1) свободнорождённые. 2) вольноотпущенники с ограничением в некоторых правах.

1) Свободнорождённые римские граждане обладали полной правоспособностью, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами граждан были: право нести службу в римских войсках, право участвовать и голосовать в народных собраниях, право быть избираемым в магистраты.

2) Граждане принадлежавшие к числу вольноотпущенников, оставались навсегда ограниченными в своей правоспособности в сфере публичных и частно правовых отношениях. Кроме того вольноотпущенник нёс ряд Утрачивалось римское гражданство в случаях: захвата римского воина в плен, но по возвращении из плена он восстанавливался в правовом положении.

Также теряли статус гражданина Рима и могли быть проданы в рабство дезертиры, граждане уклонявшиеся от ценза, граждане приговоренные к смертной казни, или замены смертной казни ссылкой или продажей в рабство, обкраденный мог продать вора а также кредитор мог продать несостоятельного должника в рабство.

Заключение

В Риме лица были просто лицами или субъектами прав, были они как отдельные люди - так и объединения физических лиц. Субъект прав в Риме именовался персона - persona. Правоспособность лица в Риме обозначалась словом капут - caput. Приобретением римского гражданства, рабом являлось освобождение раба его господином, а также усыновление римским гражданином чужеземца. Предоставление римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям объявленные по особыми указами государственных правителей.

Римское право признавало правоспособность только свободных людей,

и граждан Римской империи в большей степени нежели право всех остальных.

Полная правоспособность слагалась из трёх основных элементов или состояний.

1. Состояние свободы.

2. Состояние гражданства.

3. Семейное состояние.

Таким образом полная правоспособность предполагала: свободное состояние, римское гражданство, самостоятельное положение в семье. Гражданство в римском праве играло одну из важных составляющих римского гражданина в обладании римским правом.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты