Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Права и обязанности римского гражданина с точки зрения публичного права.




Римская империя – рабовладельческая держава. Ее физическими лицами были рабы, вольноотпущенники, перегрины, колоны, латины, свободнорожденные римские граждане (см. табл. 4.1). Источниками рабства в Риме являлись:

 

1. Завоевательные походы, войны.

 

2. Покупка дешевых рабов у соседних народов, варваров.

 

3. Продажа римского гражданина до 326 г. до н.э. за долги, за преступления, самопродажа до конца ІІ в. н.э.

 

4. В рабство обращалась свободная женщина, вступившая в связь с рабом и не прекратившая связь по требованию хозяина.

 

Французский исследователь римского права М. Морабито подсчитал, что в Дигестах Юстиниана тексты, которые содержат положения о рабах, занимают 5185 параграфов из общего числа 21001 т. е. каждый четвертый параграф Дигест касался рабов. Следовательно, здесь наглядно видно, что рабство, правовые положения о рабах были одним из центральных положений римского законодательства.

 

С точки зрения цивильного права, рабы считались ничем, говорящим орудием (instrumentum vokale). Однако, как отмечал уже известный вам Ульпиан, «...с точки зрения естественного права все люди равны». В целом рабы (servi) были бесправны (servires sunt), хотя у них и имелись отношения, похожие на право. Раб пользовался частичным признанием своей человеческой личности. 1.Господин обязан учитывать возраст, пол, религиозные привязанности раба. 2.Место его погребения не могло быть предметом осквернения или посягательства. 3.Признавались родственные и кровные связи рабов, наличие у них семьи. 4.Аморальным поступком считалось принуждение раба к сожительству. 5.Servi пользовался правом убежища в храме, церкви, монастыре. 6.Мог выступать субъектом коммерческого оборота, но в регламентированных правом ситуациях. Но он не мог быть ни собственником, ни владельцем, ни пользователем имущества. Мог совершать отдельные виды сделок, не связанных с обязательствами личного плана: купить, продать, взять, обменять и т. д. Полновесная ответственность возникала лишь в случае, если господин уполномочил раба на ведение торговых операций в качестве управителя, приказчика или специального поверенного.В случае вины раба при невыполнении сделки, господин обязан возместить нанесенный ущерб.

 

С конца І в. н.э. намечается тенденция вмешательства государства в отношения рабовладельцев с целью ограничения их произвола. Запрещается казнить рабов, навечно заковывать, отдавать их в гладиаторы. Преступления, совершаемые рабами, подлежали ведению суда. Император Семптимий Север (193 – 211 гг.) включил в обязанности префекта Рима даже такое положение, как рассмотрение жалобы хозяев на рабов, которые совершали прелюбодеяние с их женами.

 

В соответствии с эдиктом императора Клавдия больной раб, лишенный помощи хозяина, обретал свободу. Конституция другого императора – Антонина Пия – устанавливала уголовную ответственность господина за убийство своего раба.

 

Со временем бесправие рабов в имущественной сфере пришло в противоречие с потребностями хозяйственной жизни. Особые имущественные права и обязанности возникали при выделении им господином пекулия (peculium) для самостоятельного ведения хозяйства. Это был довольно эффективный способ привлечения рабов в торговый оборот и заинтересовать их повышением производительности труда. Формально раб оставался собственником господина, но при всем этом мог заключать натуральные обязательства в объеме своего имущества, нести за него ответственность (actio de peculio), приобретать дополнительное имущество. Юридическая деятельность раба, обусловленная пекулием, обязательно четко регламентировалась. В случае смерти господина все зависело от завещания умершего. Если господин освобождал servi, собственность закреплялась за ним как личное владение.

 

По закону Элия Сентия и Фуфия Каниния господин мог отпустить на свободу из трех рабов – не более двух; из 4-10 – половину; от 10-30 – 1/3; от 30-100 – 1/4. Из большего количества – не более 1/5 (но не более ста). При этом господину должно быть не менее 20 лет, а освобождаемому – 30 и более. Рабство прекращалось:

 

1. В силу закона.

 

2. Если раб открывал имя убийцы своего господина.

 

3. Вступление раба в сословие духовенства с согласия господина.

 

4. Больной, старый, изгнанный из дома servi.

 

5. Рабыня, проданная с условием, что ее не будут заставлять заниматься проституцией, в случае нарушения этого условия становилась вольноотпущенницей.

 

Освобождение раба (manumisio) должно обязательно иметь правовую основу. Освобождение носило только личный характер. Процедура освобождения строго регламентировалась. Так, нельзя было освобождать на свободу рабов без мотивации и др.

 

Пример мотивации: дед Нерона однажды приказал своему рабу-лекарю дать ему яд. Когда тот, испугавшись императорской расправы, дал слишком слабый раствор яда, благодарный самоубийца отпустил его на волю.

 

В целом плохое обращение с рабом не являлось характерным, раб в Риме являлся собственностью гражданина. Поэтому к нему относились бережно, так же, как господин относился к вещи, что было в интересах господина. К началу новой эры оформляется принцип favor libertatis. в случае сомнения в статусе человека, возникшего в судебном споре, оно толковалось в пользу признания его свободным.

 

Следующая категория населения Римской империи – вольноотпущенники (libertinius). Libertinius приобретал статус своего господина, отпустившего его на свободу. Хотя раб, отпущенный римским гражданином, получал статус римского гражданина только формально. Интересно решался вопрос о женщинах-рабынях, отпускаемых на волю: «Если кто-то отдаст свою рабу замуж за свободного и даст за нее приданное, которое принято давать между свободными, то раба будет гражданкой Рима». К вольноотпущенникам-мужчинам в Риме относились с предосторожностью. Либертин не мог вступить в брак со свободнорожденной гражданкой вплоть до начала принципата. Либертин находился в определенной зависимости от своего бывшего господина. В случае необходимости обязан оказывать ему всяческие услуги. Он не мог вызвать господина в суд. Вольноотпущенник ограничивался в праве служить в римских легионах, а с I в. н.э. утратил право участвовать в работе народных собраний. Они не могли становиться магистратами, избираться в судьи, достичь высшего сословного положения. Сенаторское, жреческое для них полностью закрыто, а во всадническое сословие вольноотпущенники могли быть пожалованы только верховной властью.

 

Однако имели место и исключения. Было немало случаев, когда вольноотпущенники делали стремительную головокружительную карьеру. Так основатель домината император Диоклетиан (284 – 305 гг.), один из самых известных императоров в истории Рима, – был сыном вольноотпущенника. Еще ранее один из вольноотпущенников – Пертинакс (192 – 193 гг.) – первым носил императорскую корону.

 

Близко к вольноотпущенникам стояли колоны (colоnus). Первоначально колоны – это мелкие арендаторы земли. Колонат стал зарождаться во времена республики и продолжал активно развиваться в период принципата. Полное развитие получил в условиях абсолютной монархии. Со временем, когда у отдельных римских граждан появилось много свободной земли, ее стали сдавать в аренду колонам для обработки. Аренда оказывалась выгодной обеим сторонам. Колон стремился качественно обработать землю, выплатить аренду, получить доход. Его труд становился более производительным, чем у рабов. Арендная плата устанавливалась как в денежной, так и в натуральной формах. Колонат в Риме не новое явление. Он повторял отношения, которые возникли еще ранее в Азии и Египте. Римский арендатор вначале юридически был независимым, мог уйти в другое место, расторгнуть договор. Хотя, чтобы сделать последнее, надо было обязательно уплатить долги, погасить займы.

 

Юридическими основаниями для возникновения колоната являлись:

 

1. Рождение от родителей-колонов.

 

2. Договор между землевладельцем и колоном.

 

3. Проживание римлянина 30 лет на чужой земле на тех же условиях, на которых живут колоны.

 

4. Колонами насильно, с помощью силы заставляли становиться трудоспособных лиц, занимающиехся попрошайничеством.

 

Колоны были правоспособны: а) могли заключать договоры; б) иметь семью; в) предъявлять иски к третьим лицам, но не к хозяину земли; г) отношения между землевладельцем и колоном основывались на публичном праве, в котором положение колона ограничено жесткими рамками.

 

Постепенно, colonus, как «раб земли», попадал в экономическую зависимость от владельца земли. Со временем эта зависимость превращается в юридическую. Ее усиливает новая налоговая реформа, по которой налоги начисляются с учетом колонов. Теперь землевладелец стремится не только закрепить своего колона, но и переманить соседнего. В 332 г. по конституции императора Константина предписывается принудительно возвращать самовольно оставивших участки колонов. По указу 357 г. вообще запрещалось отчуждение земли без живущих на ней колонов. Постепенно, поэтапно колоны превращаются в крепостных крестьян.

 

Следующей категорией римских граждан являлись латины (latini). Категория латинов в правовом и этническом отношениях была неоднородной. Прежде всего, ими являлись жители севера Италии области Лациум. Кроме того, положение латина было также у ряда других провинций Латинского союза, а также у вольноотпущенников, получивших свободу от латинов.

 

Из публичных прав все они имели одно – право участия и голосования в римских народных собраниях. Их имущественные споры, как и споры римлян, были подведомственны римским судам. Latini veteres (провинции Лациум), переезжая в Рим, как и римские граждане, имели jus commercii и jus conubi. Латины, избранные сенаторами, магистрами, автоматически получали римское гражданство.Со временем количество желающих выехать на постоянное место жительство настолько увеличилось, что в провинции возникла проблема с лицами мужского пола. Поэтому переезжать в Рим стали разрешать только тем латинам, которые оставляли посе себя мужское потомство. Другая категория - латинов-юниане (выходцы из рабов) не имели права наследования ни по закону, ни по завещанию, оно переходило в собственность освободившего их из рабства господина. Кроме того, они не имели права вступать в брак. Именно о них говорили: «Живут как свободные, умирают как рабы». „ Vivuntut liberi, moriuntur ut servi”

 

После союзнической войны 90 – 89 гг. до н.э., а затем по закону Юлия, римское гражданство получило все итальянское население. Произошло объединение страны. Все города Италии получили свой сенат, магистратуры, народные собрания. Государство получило название «Итальянская страна». Латины остальных, не итальянских провинций, получили права римского гражданства после эдикта 212 г. императора Каракаллы.Статус латинов-юниан просуществовал до кодификации Юстиниана.

 

Граждане иностранных государств, а также жители римских колоний – подданные Рима без прав гражданства назывались перегринами. Это были лица, которые имели право вступать в имущественные отношения с римскими гражданами. Институт цивильного права на них не распространялся. Источниками перегринства было: а) рождение в семье перегрина; б) присуждение к перегринству через суд; в) добровольный или принудительный переход в перегрины. Так император Август выслал в г. Томи (ныне Констанца) известного римского поэта Публия Овидия Назона, автора работы «Наука любви», лишив его статуса римского гражданина, сделав его перегрином.

 

Перегрины могли становиться римскими гражданами: а) в силу закона; б) в награду за услуги Риму.

 

В области гражданско-правовых отношений перегрины руководствовались собственным национальным правом (jus gentium), а позже преторским правом. Формальным основанием для этого являлся «Закон о провинции». Весомый вклад в улучшение взаимоотношений между римскими гражданами и перегринами внесли преторы. Их роль: а) именно они выявляли все самое ценное jus civile и jus gentium; б) обобщали этот опыт; в) практически применяли новое в повседневной деятельности. В 212 г. перегрины по закону Каракаллы получили римское гражданство, хотя к этому времени правовое различие в положении римских граждан и иностранцев едва ли ощущалось.

 

ІІ. Основу основ римского гражданского права составляло положение римских граждан (см. табл. 4.2). Римское гражданство возникало, прежде всего, с рождением ребенка в семье, состоящей в законном римском браке. Кроме того, римское гражданство предоставлялось: а) чужеземцам за особые заслуги перед Римом; б) в связи с освобождением римским гражданином своего раба; в) усыновление римским гражданином чужеземца; г) возвращение римского гражданина из плена; д) узаконением римским гражданином своего ребенка от конкубины ( сожительницы).

 

Правоспособность (Caput) римских граждан слагалась из трех основных элементов или состояния (status):

 

а) status libertatis – состояние свободы;

 

б) status civitatis – состояние гражданства;

 

в) status familia – семейное состояние.

 

С точки зрения первого состояния различались свободные и рабы; второго – римские граждане и другие свободные лица; третьего – самостоятельные (sui juris) отцы семейства (pater familias) и другие подвластные (aliena iuris). Таким образом, полная правоспособность предполагала: состояние свободы, римское гражданство и самостоятельное положение в семье (см. табл. 4.3). Только особа (persona) с полным набором указанных элементов пользовалась гражданским правом в полном объеме. Таким образом, мы видим, что правоспособность – это способность человека быть носителем определенных прав (см. табл. 4.4). Содержание правоспособности римского гражданина отображено в его имени. Так, полное имя Цицерона было такое: Марк Тулий Марк Корнелий Цицерон (Марк - имя; Тулий - род; Марк - имя отца; Корнелий – название избирательного участка, где Цицерон принимал участие; Цицерон (горох) – почетное имя, прозвище).

 

Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis deminutio: максимальное (maxima), среднее (media) и минимальное (minima). Maxima наступала при утрате свободы. Отсюда потеря гражданства и семьи. При утрате статуса гражданства одновременно утрачивался семейный статус, но сохранялся статус свободы. Это среднее умаление правоспособности. Например, такая ситуация оказывалась при ссылке, при переходе римского гражданина в категорию перегринов. В этих случаях он выводился из-под действия цивильного права и попадал в сферу действия законов права народов.

 

Минимальное умаление правоспособности связано с утратой семейного статуса. Два других статуса в этом случае сохранялись. К примеру, при переходе в другую семью, усыновлении.

 

Кроме capitis deminutio правоспособность ограничивалась вследствие умаления гражданской чести, которое могло быть пожизненным или временным. Не допускали к исполнению должностных функций лиц с сомнительной репутацией. Эти же лица не могли стать опекунами. Лица, обвиненные в бесчестье (intestabilitas) также ограничивались в правах. В эпоху христианства язычники, еретики, иудеи и т. д. также не могли пользоваться правами римского гражданина.

 

Помимо правоспособности, которая прекращалась со смертью римского гражданина, в римском праве детально разработано и такое положение, понятие как дееспособность. Дееспособность – это способность римского гражданина приобретать права и обязанности осуществлять юридически значимые действия и отвечать за них.

 

Ограничивались в правах, т. е. в дееспособности, лица, страдающие психическими заболеваниями (furor), расточители, женщины и несовершеннолетние (impuberes). Двуполое лицо (гермафродит) квалифицировалось в зависимости от того, какие признаки в нем преобладали – соответственно и решался вопрос о его правоспособности, о качестве его гражданских прав.

 

Дети до 7 лет (infantes) были по римскому праву абсолютно недееспособными. С 7 до 12 лет девочки и с 7 до 14 лет мальчики считались частично дееспособными (infantile maiores).

 

Девочки с 12 лет и мальчики с 14 лет до 25 считались дееспособными, но под контролем куратора и защитой преторского права. Относительно критерия 14 лет для мужчин долгое время существовали разногласия между прокульянцами и сабиньянцами. Сабиньянцы придерживались древней традиции, суть которой сводилась к тому, что половая зрелость, пубертатный возраст определялся индивидуально. В Кодификации Юстиниана закреплен 14-летний критерий, хотя в жизни он утвердился раньше.

 

Со временем обнаружилось, что традиционно установившиеся границы совершеннолетия не адекватны реальностям усложнившихся деловых отношений. В связи с этим в 184 г. н.э. появился lex Praectoria, расширивший уголовную ответственность для юношей, не достигших 25 лет за причиненный ими вред. Таким образом была изменена граница совершеннолетия. Императором она могла быть снижена до 20 лет для юношей и до 18 лет девушкам.

 

Дееспособность женщин по сравнению с дееспособностью мужчин ограничивалась. Женщина не могла стать представителем в суде, опекуном (кроме матери и бабки по отношению к своим детям, внукам), не могла завещать, принимать на себя ответственность за чужой долг, предоставлять вещи в залог. Только в середине I в. н.э. эдиктом императора Клавдия отменена опека над женщинами.

 

В случае невозможности лица осуществлять свое субъективное право ей назначались опека или попечительство. Опеку, попечительство следует понимать как юридический прием, средство, при помощи которого осуществляется «восполнение» дееспособного лица, не состоящего под чьей-либо властью.

 

Без уважительных причин нельзя было отказаться от опеки, попечительства. Среди этих причин: бедность, неграмотность, преклонный возраст, занятие определенных должностей.

 

В римском частном праве четкого разграничения между опекой (tutela) и попечительством (cura) не проводилось. Опека в Риме чаще всего устанавливалась по завещанию, по закону, по распоряжению власти над ограниченно дееспособными (женщинами, детьми) (см. табл. 4.5), а попечительство – над полностью или частично недееспособными (душевнобольными, малолетними, слабоумными) (см. табл. 4.6). Постепенно создана специальная система исков к опекуну:

 

- на случай неподачи отчета о своей деятельности;

 

- растраты;

 

- ненадлежащее ведение дела опекаемого и др.

 

Опекун, попечитель в Риме являлись людьми обеспеченными, честными, порядочными, пользовались уважением, проявляли заботу о чужих проблемах, разумно использовали средства, имущество подопечных. Интересы опекуна защищались иском (actio tutela contractaria). Римский закон обозначал лиц, которые вообще не могли быть опекунами, попечителями. Это женщины (кроме матери и бабушки), духовные особы, лица из числа военнослужащих. Опека, попечительство прекращалось в следующих случаях: 1) смерть подопечного или достижение им совершеннолетия; 2) полная невозможность опекуна или попечителя выполнять свои обязанности; 3) отказ от опеки, попечительства по уважительным причинам, исходя из соответствующего закона; 4) лишение опекуна или попечителя их полномочий по решению магистрата, суда; 5) попечительство могло прекратиться, если безумный выздоровеет или расточитель исправится.

 

Помимо вышерассмотренных правоотношений физических лиц римское право знало, начиная с Законов XII таблиц , и такое понятие, идею, как «юридическое лицо». Юридическое лицо – это объединение людей, выступающих в гражданском обороте как единое целое, качественно отличное от составляющих его индивидуальных субьектов.Сюда относили цехи, клубы, церковные общины, госпитали, богадельни, больницы, похоронные коллегии и т. д. (см. табл. 4.7).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты