Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Обычай как источник римского права.




Читайте также:
  1. I.2.1) Понятие права.
  2. I.2.3) Система римского права.
  3. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.
  4. I.3.2) Историческое восприятие римского права.
  5. II. Стоимость основных источников финансирования.
  6. II. Сущность и классификация источников и методов финансирования.
  7. IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.
  8. IV.4.5) Презумпции и фикции преторского права.
  9. Most people living in towns consider it a usual thing that streets are lit at night. But street lights need a power supply (источник
  10. VI этап. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

Обычное право – древнейшая форма образования римского права. Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, анкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

В случае если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона. Обычное право – неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Нормы обычного права: обычаи предков; обычная практика;

обычаи, сложившиеся в практике жрецов; обычаи, сложившиеся в практике магистратов; обычай в императорский период. Значение обычаев:

заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов; свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике. В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был: выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения; выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия; воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.).

Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычая – неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая – «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу ϶ᴛᴏго обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.



 


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 6; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты