КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новополоцк 2014Стр 1 из 3Следующая ⇒ Оглавление 1. Введение…………………………………………………………… 3 2. Архитектура стран Западной Европы середины XIX – начала XX вв.…………………………………………………...….4 3. Эклектизм…………………………………………………………...9 4. Модерн ……………………………………………………………..10 5. Функционализм………………………………………………..…...13 6. Литература………………………………………………………....17
Введение Ретроспектива (от лат. retrospectare — взгляд назад) — взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом. В идеале ретроспективисты стремились к полной реконструкции исторического стиля, даже к иллюзии старины. На практике мотивы ретростилей, как правило, наслаивались на современные функционально-планировочные структуры. Истоки новой архитектуры, которую принято называть современной, зарождались во второй половине XIX в. под влиянием бурного развития промышленности, прогресса науки и техники. В этот период складываются социальные, экономические, технические и художественные предпосылки возникновения «новой» архитектуры XX в. Рациональные тенденции пробивали себе дорогу в архитектуре на фоне господствующих эклектики и стилизаторства. На рубеже XIX и XX вв. новый стиль — модерн прервал спокойное тысячелетнее развитие традиционализма. Эволюционное развитие исторических стилей сменилось революционными, качественными скачками и появлением рациональных направлений. Начало XX в. (межвоенный период) связано с расцветом новаторских идей.
Архитектура стран Западной Европы середины XIX – начала XX вв. С развитием капитализма в середине XIX века в архитектуре и градостроительстве стран Западной Европы произошли глубокие изменения. Для развития торговых отношений необходимы были хорошие дороги и транспортные магистрали. XIX век становится веком строительства железных дорог и крупных мостов. Быстрый рост металлургической промышленности способствовал применению металла в самых разных отраслях, в том числе в строительстве и мостостроении. К этому времени относится появление первых металлических мостов. Уже в конце XVIII века в Англии были созданы крупные мосты из чугуна и железа (арочный мост через реку Уир около Вермута пролетом 72 м (1779 г.)). Однако чугун – хрупкий материал, плохо работающий на растяжение. Прокатное железо, имеющее более равномерную структуру, дало больше возможности для возведения крупных инженерных сооружений. В 1818 – 1826 гг. Т. Телфорд построил огромный висячий шоссейный мост пролетом 176 м через пролив Менэй в Ирландии. В 1883-1890 гг. в Шотландии через Фортский залив построен грандиозный консольно-балочный мост пролетом 525 м (инженеры Д. Фоулер, В. Бэкер). Крупнейший в XIX веке арочный мост пролетом 165 м – виадук Гараби во Франции – был построен Г. Эйфелем в 1883 – 1884 гг. Висячий шоссейный мост, Т. Телфорд (1818-1826 гг.) Интенсивное экономическое развитие стран Европы привело к потребности в новых типах гражданских и промышленных зданий и сооружений. Производство новых строительных материалов (железобетона, стекла, чугуна, стали) способствовало развитию строительной науки, появлению новых методов расчета конструкций. Особенно широко металл применяли в перекрытиях. Из промышленных зданий металлические конструкции в виде легких купольных и сводчатых конструкций перешли в новые типы гражданской архитектуры: вокзалы, рынки, выставочные помещения. Большое значение для развития архитектуры имели всемирные промышленные выставки. Здание Всемирной промышленной выставки в Лондоне – Кристалл-палас (1851 г., Д. Пэкстон) впервые в архитектурной практике было построено только из стекла и металла. Выставочный зал площадью 72 тыс. кв. м. (563х124 м) был сооружен из одинаковых архитектурно-конструктивных элементов – 3200 металлических колонн и 3200 металлических балок. Они составляли несущий остов. Здание было возведено всего за 16 недель. Остекленные элементы и стальные рамы положили начало так называемой ажурной архитектуре.
Кристалл-палас, Д. Пэкстон (1851 г.) В последующих выставках металл уже не прячут, а выносят открыто на фасады. Так, на выставке 1889 года в Париже в Галерее машин (Контамен и Ф. Дютер) размером 421х145 м центральный неф был перекрыт 20-ю стальными трехшарнирными арками пролетом 110,6 м и высотой 45 м с рифленым прогоном и балками, между которыми уложена кровля. Символом индустриальной эры стала башня Г. Эйфеля (1889 г.) высотой 312,5 метров. Гюстав Эйфель был мостостроителем, что отразилось в решетчатом характере сооружения. Башня, Г. Эйфель (1889 г.) Постепенно металл начали использовать и в архитектуре, в основном промышленной, в качестве каркаса зданий. Это ткацкие фабрики в Англии, шоколадная фабрика Менье во Франции 1872 г. Интенсивное развитие промышленности вызвало приток населения из деревень. В крупнейших добывающих и перерабатывающих районах возникают сотни новых городов. Урбанизация, чересполосица и хаотичность застройки, антисанитария в сложившихся городах требовала срочных мер по их реконструкции. Буржуазное правительство хотело придать респектабельный вид центрам городов и скрыть кварталы трущоб. Работы по приспособлению средневековых городов к нуждам буржуазного общества проводились в Лондоне, Вене, Париже и других городах. Так, архитектор Осман создает проект реконструкции улиц Парижа, знаменитые Елисейские поля. Для разгрузки движения парижские «диаметры» соединились кольцевыми бульварами. На главных пересечениях закладывались парковые массивы и создавались площади.
Елисейские поля, Осман
Наряду с практическими работами по реконструкции и планировке новых городов, появляются новые градостроительные концепции, в которых были сделаны попытки решить проблемы зонирования и благоустройства городских территорий. Т. Гарнье в своем проекте «Индустриального города» выдвинул идею зонирования города на жилые и промышленные районы, разделенные санитарно-защитными территориями. Английский архитектор Э. Говард разработал проект идеального города-сада с радиально-кольцевой структурой и зонированием жилых, общественных и промышленных кварталов. Стилевые каноны предшествующей архитектуры – классицизма уже не соответствовали требованиям усложнившихся функционально-технологических процессов в архитектуре. Здания выставочных павильонов были единичными, являясь, в основном плодом инженерной деятельности и носили скорее экспериментальный характер, хотя в дальнейшем эти сооружения оказали огромное влияние на последующую архитектуру. Начиная с 30-х гг. XIX века, для композиции и художественной отделки зданий характерным приемом стала стилизация (подражание стилям прошлого) и эклектизм.
Идеальная схема городов-садов, Э.Говард
Эклектизм В искусствоведческом смысле «эклектика» - это механическое смешение различных стилей и приемов. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). В период эклектизма не было сделано никаких архитектурных открытий, выделивших лицо данной эпохи. В архитектурных сооружениях преобладали античные, романские, готические и другие мотивы различных эпох. Возникший, таким образом, эклектизм выполнял одно из основных требований общества конца XIX века, заключавшееся в стремлении к показной парадности и роскоши. Пестротой эклектической обработки отличались фасады доходных домов, (построенных для сдачи в аренду), банков, вокзалов. В эклектизме архитекторы сделали попытку свободного выбора композиционных приемов и форм, поиска нового стиля. Постройки такого рода, только иногда достигавшие высокого художественного уровня, стали характерными для целых архитектурных комплексов и новых жилых кварталов, необычайно быстро возникающих в конце XIX века во всех крупных городах Европы. Поиски нового в формах прошлого вели к тупиковому пути развития архитектуры, к нарушению связи между функцией и обликом архитектуры. Свободное использование исторических форм, которые при этом не связывались с общими тектоническими принципами соответствующего исторического стиля, было первым проявлением усиливающегося стремления освободиться от стилевых схем XIX века и неизбежным переходным периодом к новой художественной концепции архитектуры.
Модерн В начале 90-х гг. XIX века в Бельгии, Франции. Голландии, Австрии, Германии почти одновременно как реакция на эклектику возник новый стиль – модерн (от фр. - современный), который порывал с исторической преемственностью в мировом искусстве. Для модерна характерны: · Простая выразительность плавных линий: изгибы стен, сложные криволинейные очертания деталей, окон, дверей. · Освобождение от симметрии и классических ордерных форм. · Живописность цветовых решений, силуэтность форм, применение в оформлении фасадов растительного орнамента, керамических панно, использование новых строительных и отделочных материалов: бетона, стали и т.п. · В интерьере криволинейные формы, «перетекающее» пространство помещений, открытые лестницы, решетки из металла. Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусство и ремесла» (1883г.), влияние которого распространилось по всем странам Европы. Метод модерна во многом основывался на теоретических позициях, выдвинутых еще в середине XIX века английскими художниками и теоретиками Д. Рескиным и У. Моррисом. Они видели одну из причин упадка искусства в машинном обезличивании продукции, потере вкуса и мастерства. Стремясь к возрождению народного мастерства, Уильям Моррис (1834-1896 гг.) организовал мастерскую для изготовления мебели и предметов обихода, противопоставив творческий ремесленный труд машинному производству. Идеи народного мастерства вдохновили и архитектора Ф. Уэбба, построившего для Морриса особняк «Ред-Хауз» (1859г.), - один из первых примеров, в котором функциональные особенности здания обусловили общую композицию. Вместо традиционного декора стен он применил простую кирпичную облицовку. Плавные линии, нарочитая асимметрия. Общая живописность противопоставлялись академизму декоративных композиций. Движение «искусства и ремесла» достигло своей вершины в архитектуре и прикладном искусстве работами Ч. Макинтоша, проповедавшего в английской архитектуре новую конструктивную эстетику, близкую модерну XX века. Наиболее известными его работами являются здание чайной Кенстон (1907-1911 гг.) и Художественно-промышленной школы в Глазго (1897-1899 гг.).
Художественно-промышленная школа, Ч. Макинтош (1897-1899 гг.) В разных странах Европы при наличии общих черт стиля модерн были выработаны различные стилистические особенности. Стиль носил разные названия: в России – модерн или стиль Рюсс, во Франции – Арт-нуово (новое искусство), в Германии – Югендстиль (стиль молодых), в Австрии и Польше – Сецессия (раскол). Появление этого стиля сопровождалось активными выступлениями в печати его сторонников. Появляются новые журналы, декларирующие это направление, и критикующие эклектизм. С попытками выработки новых концепций архитектуры выступают Э. Виоле ле Дюк,
|