—тудопеди€

 ј“≈√ќ–»»:

јвтомобилијстрономи€Ѕиологи€√еографи€ƒом и садƒругие €зыкиƒругое»нформатика»стори€ ультураЋитератураЋогикаћатематикаћедицинаћеталлурги€ћеханикаќбразованиеќхрана трудаѕедагогикаѕолитикаѕравоѕсихологи€–елиги€–иторика—оциологи€—порт—троительство“ехнолог舓уризм‘изика‘илософ舑инансы’им舄ерчениеЁкологи€ЁкономикаЁлектроника



“ретий вопрос. ¬озможности описани€ и анализа процесса общени€.

„итайте также:
  1. B) это составна€ часть общественного воспроизводства, отражающа€ те же стадии (фазы) процесса воспроизводства, но только со стороны движени€ инвестиционного капитала;
  2. II. Ћинии исследовани€ общени€.
  3. II. Ќачало процесса исторического развити€ общества.
  4. II. ‘еноменологи€ общени€.
  5. III. ѕроведение анализа безубыточности
  6. III.1.1) ‘ормы уголовного процесса.
  7. IV.3.2) ¬иды легисакционного процесса.
  8. IV.4.1) ѕроисхождение и смысл формул€рного процесса.
  9. IV.4.3) ќбщий ход формул€рного процесса.
  10. Project Expert имеет следующие функциональные возможности.

√рубо их две. ќбщение можно описывать как поведение, которое можно наблюдать извне Ц это внешн€€ точка зрени€. » можно вскрывать (моделировать) внутреннюю структуру общени€. ƒва автора соответственно.

ќбщение извне может описать не только психолог. Ёто примерно как диагност, описывающий свойства человека. Ќужно вз€ть толковый словарь по толще, выписать из него все те возможные свойства, которые позвол€ют описать человека в общении и затем их использовать дл€ описани€, подверга€ математической обработке, факторному анализу. ѕервый автор Ц психолог диагност Ћири. ≈му удалось извне описать индивидуальные стили общени€. ¬ыдел€ют ещЄ иногда симпатию или антипатию. „еловека можно не принимать как партнера по общению, но он тебе не симпатичен. ј может быть наоборот.

¬нутреннюю структуру общени€ моделирует ЅЄрн. ќн вскрывает прежде всего структуру субъекта общени€, в котором ЅЄрн выдел€ет три инстанции. Ёто ребЄнок (субъект неуправл€емых желаний; неконтролируемых эмоциональных состо€ний), взрослый (субъект прин€ти€ решений в конкретных социальных ситуаци€х) и родитель (носитель культурных принципов, ценностей, установок). ” ЅЄрна особый €зык. ≈сли общение это игра, то отдельный акт общени€ он назовЄт сделкой. » самое общее правило, что сделало попул€рными его книги. јкт общени€ должна быть параллельной. Ќо подобные примеры довольно редки и идеальны, а реальное общение будет продолжатьс€ также только тогда, когда родитель обращаетс€ к ребенку и ребенок же обращаетс€ к нему. Ёто позитивный вариант. ј негативный: семейное общение муж жене Ђгде мои запонки?ї (взрослый к взрослому), ответ надо дать Ђпо ищи на столеї, но не так отвечает жена, а Ђвечно ты разбрасываешь свои вещиї. ¬зрослый получил в ответ получил св€зь родитель-ребенок.

“ри базовых правила анализа общени€ как действи€. Ѕолее точный термин ЅЄрна транзакци€[344]. ѕервое Ц общение в принципе может протекать на трех уровн€х по тому, что субъект общени€ €вл€етс€ сложным. ¬торое Ц процесс общени€ осуществл€етс€ тогда, когда транзакци€ €вл€етс€ параллельной или дополнительной. ≈сли транзакци€ €вл€етс€ пересекающейс€, то общение нарушаетс€ или прекращаетс€ совсем. “ретье Ц транзакци€ может осуществл€тьс€ одновременно на нескольких уровн€х. ЅЄрн обычно приводит примеры таких транзакций, которые осуществл€ютс€ сразу на двух уровн€х. » если это так, то один уровень социальный (обычно уровень взрослых), а второй Ц психологический (касаетс€ обычно ребенка). “иповой пример хитроумного обращени€ коммиво€жера к некой хоз€йке: ЂЁтот товар хорош, но дорог и весьма возможно, может быть не стоит его покупать, он слишком дорог дл€ васї (человек обращаетс€ не к взрослому, а ещЄ и задевает ребенка, у социального уровн€ есть подоснова). Ќа уровне взрослого нужно было ответить: Ђ“овар дорог, € воспользуюсь вашим советомї, но отвечает не взрослый, а ребенок: Ђ¬ы считаете что это мне не по карману, так вот именно это € и возьмуї. ƒанна€ транзакци€ считаетс€ успешной, совершившейс€. Ќа самом деле взрослый обращалс€ к ребенку и получил ответ от него. ƒалее эти единицы общени€ складываютс€ в развернутые игры, но это материал социальной психологии[345].



¬ первой части курса в основном говорили об индивиде природном и социальном. —оциальна€ среда необходима дл€ первого рождени€ личности. Ќо она же иногда может преп€тствовать второму рождению личности.  огда она должна выйти за пределы социального индивида и стать в точном смысле, то есть субъектом культуры. —оциальный индивид и личность в точном смысле живут во многом по разным законам. ƒюркгейм: социальный факт тотален, а личность целостна. “отальность имеет отношение к обществу, целостность Ц к культуре. ¬торое рождение есть вхождение в культуру. ќбщества можно условно разделить на традиционные и современные. ¬ традиции личность внутри социального индивида, в современном Ц может стать субъектом культуры. ∆итейски самое дорогое, что есть у человека как социального индивида Ц это его –одина. » всЄ-таки как сказал —ократ: Ђ»стина выше –одиныї. Ћичность в точном смысле так сказать выше, чем социальный индивид.  ультура выше социума.



Ётот философ когда-то читавший лекции на факультете во многом сделал так, что слушавшие его действительно стали общими психологами, позволил многим пон€ть собственный предмет. Ёто ћ. .ћамардашвили. ќн всю свою жизнь был очень спокойным социальным индивидом. ∆ив€ в советской стране, никогда не был диссидентом, не вставал в позу, никогда не ждал каких-то удивительных перемен. “очнее знал, что они будут, их предсказывал, но был спокоен и не протестовал против властей. Ќо вот ситуаци€ изменилась, возможность перехода. »з ћосквы в середине 70-х ему пришлось уехать. “ак вот когда на его –одине в √рузии стали происходить изменени€, переходна€ болезнь. ” многих социальных индивидов есть соблазн остатьс€ в своЄм социуме, не переходить в культуру. Ќациональные чувства долгое врем€ были блокированы и теперь казалось бы пора их про€вить. √рузи€ была охвачена национализмом и под предлогом освобождени€ от –оссии по€вилс€ человек, который на короткое врем€ был президентом. » тогда философ вынужден был сказать подобное сократовскому: вместе с √амсахурди€ на арену вышел большевизм, это повторение уже случившихс€ ошибок. ≈сли мой народ выберет √амсахурди€ € должен буду пойти против моего народа, истина выше –одины. ќн подвергс€ репресси€м, сердце не выдержало и он погиб.

ѕример из дневников ƒостоевского. ” него есть достаточно точное высказывание, посв€щенное социализму. » он переболел этой болезнью, был членом социалистического кружка, был осужден за эту свою де€тельность, был на каторге. » когда он давал показани€, сказал: социализм Ц это, наверное, кака€-то удивительна€ радостна€ детска€ мечта, но мне кажетс€, что социализм это алхими€ прежде химии, астрологи€ прежде астрономии. я уверен что когда-нибудь вместо социализма, этой детской мечты, по€витс€ наука. Ќу и он оказалс€ прав, вместо социализма в начале века во ‘ранции по€вилась наука социологи€. Ќу и если это возникло, то социализм уже не нужен.

“ема 13: ѕсихологи€ эмоций (наверх)

11-€ тема Ц психологи€ воли.

» тогда Ц эпиграф к 10-й и 11-й главе. ¬ данном случае тоже обращаемс€ к автору, в основном конца XIX века Ц Ќиколай яковлевич √рот. ѕочему удобно пересказать пр€мо сейчас? ёнг предоставл€ет 4 функции. “у же работу проделает √рот. Ёто Ц типична€ работа дл€ систематизатора конца XIX в. ќн скажет: есть 4 фазы единого психического цикла, 4 стадии психического событи€, действи€.

 

ѕерва€ стади€ Ц объективное воспри€тие. ќбъективное надо принимать как Ђисход€щее извнеї. ќбъективное суть внешнее. ќбъективный элемент сознани€ Ц ощущение (из ¬ундта).

—убъективное воспри€тие Ц чувство, сегодн€ Ц эмоци€. ј дальше √рот будет отличатьс€. ќн скажет Ц субъективна€ де€тельность. ќт воспри€ти€ к де€тельной активности. —тремление.

» наконец психич... замыкаетс€... объективна€ де€тельность. » здесь √рот имеет в виду движение.

Ёто Ц конец прошлого века.

 

ј теперь эпиграф к 10-й и 11-й темам завершаетс€ так... ѕоймем схему на €зыке XX века, бихевиористов... “олмен: S Ц Ш Ц R

 

¬оспри€тие Ц какого то стимула объекта.

≈ще больше оснований отождествить движение с реакцией. » тогда, что попадает в промежуточную переменную по “олмену? ≈сли по √роту Ц два субъективных услови€, две субъективные стадии Ц внутренние услови€ де€тельности. ” √рота Ц чувство и стремление. ” нас сегодн€ Ц это эмоци€ и вол€.

 

ѕервое определение эмоции, которое мы вводим задолго до тех, которые еще последуют Ц такое приспособление к ситуации (мож≠но и во множественном числе), которое позвол€ют действовать в ней.

ќсновное назначение эмоции Ц така€ адаптационна€ активность к конкретной ситуации, чтобы в этой ситуации можно было действовать, а стремление к действию Ц вол€.

23.III.98/14 Ћекци€ є21 (наверх)

ќбе они имеют общее название Ц внутренн€€ регул€ци€ де€тельности, но одна [посв€щена эмоци€м, а друга€ Ц воле].

 

ћне бы хотелось привести... продолжить эпиграф к двум темам сразу и привести еще одного автора.

ƒело в том, что очень многие исследователи эмоций, причем даже классики философии, и в данном случае € имею в виду —пинозу... ќн был очень интересен ¬ыготскому, он писал книгу о том, что... нужно вернутьс€ к —пинозе,... он лучше, чем мы [понимал]...

—кажем очень коротко о —пинозе. ѕочему? ћногие иногда обращаютс€ не к тем сборникам текстов, [которые составлены специально дл€ вас,] а к тем хрестомати€м, откуда мы берем эти тексты, в частности, из дважды переиздававшейс€ Ђ’рестоматии по психологии эмоцийї. » она открываетс€ —пинозой...

—пинозаЦ один из тех философов, которых сегодн€ назвали бы, может, это очень смело Ц когнитивным терапевтом. ѕочему? —амый простой аргумент Ц именно ему принадлежит фраза: ЂЌе плакать, не сме€тьс€, а понимать Ц вот что значит управл€ть своим поведениемї. Ќо он €вл€етс€ довольно сильным аргументом в пользу того, что изучение эмоций тесно св€зано с изучением [по≠ве≠де≠ни€].

—пиноза именовал эмоции аффектами, и когда говорил об аффектах, он говорил о [соответствующих] психотелесных состо€ни€х. (я сейчас говорю о —пинозе грубо, не как философ, а как психолог.) ќн говорит об аффективных процессах как о таких, у которых не вы€снена до конца их причина.

‘илософы обращают внимание... —пиноза часто показывал, что наше отношение к какому-то событию, объекту, человеку, полностью определ€етс€ именно аффективной стороной. „уть-чуть осовременив —пинозу можно сказать: мы не различаем самого объекта и отношени€ к нему.

”силим немножко это положение. —пиноза, в частности, говорит так... Ѕудет пон€тно, если каждый перескажет дл€ себ€: мы потому считаем это добром, потому что испытываем удовольствие. ”довольствие Ц один из аффектов. —имметрично Ц потому считаем что-то злом, что переживаем неудовольствие. ќтделить сам объект от аффективного отношени€ к нему первоначально очень трудно. Ёто одно и то же. » он показывает очень аккуратно Ц он же философ и логик....

≈сли кто-то заинтересуетс€ этим материалом, стоит предупредить: вс€ систематика эффектов интересна —пинозе по еще одной важной причине. ƒело в том, что нередко (не буду называть фамилии) говор€т: вот, —пиноза писал об аффектах, эмоци€х. Ёто Ц один шаг, но был и второй. ¬торой шаг заключаетс€ в том, что —пиноза произносит: человек часто бывает рабом своих аффектов, и научитьс€ подлинно регулировать, управл€ть своим поведением, значит, овладеть аффективной сферой, осознать те представлени€, которые у нас имеютс€ об исходных аффектах. ≈сли угодно, встать на д ними.

¬ общем, можно сказать, что —пиноза, начина€ с исследовани€ аффекта говорит о том, как этой аффективной стороной можно, осознава€ ее, овладеть.

 

≈ще один аргумент Ц продолжение эпиграфа.

¬ этих темах (10 и 11) [мы] встретимс€ с одной современной методикой. ќна позвол€ет даже измерить количество тех внутренних категорий, которые есть у человека дл€ воспри€ти€ других. ћетодика Ц пока назову только им€ автора Ц это методика  елли. ¬ свое врем€ в одиннадцатой теме мы ее посмотрим достаточно подробно.

Ќекоторому исследователю, предположим, удалось зафиксировать... количество внутренних критериев, категорий, которыми пользуетс€ каждый в оценке других людей.  атегорий может быть меньше или больше. Ќо даже если представить человека только с одной категорией... [≈сли] есть один фактор, двухполюсной, то какой это будет фактор? Ётот фактор именуетс€ фактором эмоциональной оценки.

¬новь, как когда-то у —пинозы, [мы] встречаемс€ с исходными аффектами. Ѕывает так, что у человека много слов в оценке других. Ќо если исследовать познавательную сферу такого человека, то вы€снитс€, что критерий всего один Ц удовольствие/неудовольствие, эмоциональна€ оценка, а все остальные объединены с ним. » тогда заметим за  елли Ц часто личностные проблемы заключаютс€ в том, чтобы выделить этот фактор, фактор эмоциональной оценки, показать его как самосто€тельный, а не св€занный с какими-то другими.

 

–аз говорим на бытовом €зыке, почему бы не привести пример. ћетодикой  елли когда-то пользовались организаторы первых семейных консультаций в ћоскве (конец 70-х Ц начало 80-х годов).  елли был тогда очень попул€рен в среде психологов, и методику примен€ли как терапевтическую.

ѕриходит в консультацию женщина с жалобой на супруга. » ее жалоба может быть любой по содержанию. ћой муж, например, груб... „то-то ей в муже не нравитс€.

“огда посмотрите, в чем состоит работа того консультанта, который сидит на приеме. Ёто терпелива€ работа, которую  елли бы назвал Ц разъединение внутренних категорий. (—ейчас € использовал слово Ђкатегори€ї Ц не родное дл€  елли, но не хочу усложн€ть €зык.) «адача его состоит в том, чтобы терпеливо вы€снить Ц так муж все-таки нравитс€, или нет Ц вы€вить конструкт[346] эмоциональной оценки.

„асто тот кто приходит не говорит Ц Ђгрубї. Ќо Ђгрубї имеет антипод Ц Ђвежливї... ј Ђнравитс€ї Ц Ђне нравитс€ї... ≈сть конструкт эмоциональной оценки...

≈й задают вопрос: Ђ“ак вам муж нравитс€ или не нравитс€?ї ЂЌа что вы мен€ провоцируете? Ц отвечает она,Ц мне муж нравитс€ї. „то произошло? ѕроизошло пусть небольшое, но важное Ц когнитивное усложнение.  ритерий нравитс€/не нравитс€ стал осознанным, вы€вилс€ как отдельный, и теперь здесь в сознании пациентки есть по крайней мере два критери€: нравитс€/не нравитс€ и вежлив/груб.

 

— чем уходит пациентка с сеанса? Ќаверное, с тем, с чем когда-то расставались люди с трудами —пинозы, она уходит с другим вопросом: Ђ ак сделать, чтобы человек, который мне нравитс€ (€ люблю) не был грубым?ї

Ќашего житейского опыта достанет, чтобы пон€ть существенную разницу между [этими] вопросами. » возможно, на второй вопрос она сама сможет найти ответ.

 

Ёпиграф окончен.

ѕервый вопрос дес€той темы...


ƒата добавлени€: 2015-02-09; просмотров: 6; Ќарушение авторских прав


<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
¬опрос второй. ќбщение и речь. ¬иды и функции речи. Ќевербальное общение[341]. | ѕервый вопрос. ќпределение эмоций и основные аспекты их изучени€
lektsii.com - Ћекции. ом - 2014-2019 год. (0.015 сек.) ¬се материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомлени€ читател€ми и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
√лавна€ страница —лучайна€ страница  онтакты