Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные точки зрения на процесс познания




Познаниепредставляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание— это результат познавательной деятельности, выраженный в иде­альных образах и закрепленный в знаках естественных и искус­ственных языков. Познание обусловлено общественно-истори­ческой практикой. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Представители такого учения, как агностицизмотрицают (полностью или частично) принципиальную возможность позна­ния реального мира, выявления его закономерностей и постиже­ния объективной истины.

Сторонники скептицизмав отличие от агностиков не отрица­ют познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, совсем не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате. Подобный подход излишне субъек­тивен, хотя скептицизм в каком-то определенном смысле способ­ствует преодолению заблуждений и достижению истины.

Материалистические теории познаниястроятся на понимании того, что познание —это отражение внешнего мира в голове чело­века, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания. Приблизительно так материализм XVII—XIX вв. (Ф. Бэкон, М. Гоббс, Д. Локк, П. Гольбах, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Н. Чернышевский и др.)хотя и исходил из этого поло­жения, но не выстраивали его последовательно. Ограниченность материалистов этого периода в понимании познания заключа­лась в том, что для их гносеологических концепций были харак­терны созерцательность, метафизичность и механистичность.

В диалектико-материалистическойфилософии познание пони­мается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический, социаль­но и культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Этот процесс осуществляется чело­веком как общественным существом в ходе изменения им дей-


ствительности, т. е. в ходе социально-исторической практики. На современном этапе развития теории познания (особенно в отече­ственном варианте) начинает преобладать представление о том, что познание как отражение действительности и познавательная деятельность хотя и связаны, но не синонимы.

Кроме того, общая теория познания (гносеология вообще) не может ориентироваться только на естественно-научную модель познавательной деятельности и не должна «оставлять за бортом» огромный массив «инонаучного» (С. С. Аверинцев), а обязана быть теорией всего знания в его единстве, взаимодействии и развитии, не выставляя напоказ науку, но и не игнорируя магию, мистику, эзотерику, астрологию и т. п.

Теория познания,или наука гносеология— это раздел филосо­фии, в котором изучаются такие проблемы, как природа позна­ния, его возможности и границы, отношение знания и реально­сти, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты