Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Л Е К Ц И Я № 10. Материя




Читайте также:
  1. Бытие и материя
  2. Группа (групповая материя)
  3. Кеністік пен уақыт, материя туралы А.Эйнштейннің ілімі
  4. Лекция 2. Материя
  5. Материя
  6. Материя
  7. Материя и движение
  8. Материя и движение. Основные типы движения. Формы движения материи и современная наука.
  9. Материя и форма

Материя(от лат. material — «вещество») — философская катего­рия для обозначения некой пространственной телесности, «мер­твое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере нау­ки — как естесствознание. Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя— это бесконечное множество всех существующих явлений, объек­тов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодей­ствий и форм движения. Материя существует во множестве кон­кретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является эл­ементом более общей системы. Поэтому было бы неправильно понимать материю как таковую, как некоторую неизменную пер­вичную субстанцию вне ее конкретных форм. Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодей­ствия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства. На высшем уровне сложности, в связи с появлением разумных существ неко­торые из свойств материи, такие как сознание, кажутся необыч­ными, непохожими на неё и на первый взгляд представляются не связанными с ней. Утверждение безусловности такого представ­ления, неспособность раскрыть связь сознания с материей по­стоянно приводили к возникновению различных монистических и дуалистических учений.

В диалектическом материализме противопоставление мате­рии и сознания условно. Оно имеет смысл только для постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утра­чивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и так далее могут выступать в отношении какого-либо мате­риального процесса как нечто определяющее его и в этом смысле первичное. Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная груп­па материальных объектов: средства производства, здания, про-


дукты химического синтеза, предметы потребления и т. п. — по своему происхождению и форме организации в какой-то мере за­висят от сознания человека, поскольку в них воплощается чело­веческий замысел. По мере развития науки и техники будет все более расширяться множество материальных объектов, свойства, формы организации и даже происхождение которых будут зави­сеть от преобразующей сознательной деятельности людей.



Философское понимание материи как объективной реально­сти конкретизируется и дополняется естественно-научными воз­зрениями на строение и свойства материи. Но было бы непра­вильно отождествлять материю как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, так как они изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение материи остается незыблемым. Точно так же ошибочно отождествлять материю как филосо­фскую категорию с каким-нибудь конкретным ее видом, напри­мер с веществом.


Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 6; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты