Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Л Е К Ц И Я № 14. Общие понятия о человеке




Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на проблему человека. В древней мифо­логии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты воедино. Человек выступал как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макрокосмос).

Аристотель считал, что человек (свободный, а не раб) есть об­щественное животное, наделенное разумом, нравственно совер­шенствующееся в справедливом государстве. Аристотель давал типологию различных «уровней» души, выделив растительную, животную и разумную души.

Средневековая философиярассматривала человека как состав­ную часть божественной упорядоченности в мире. В человеке ус­матривалась трагическая расколотость. Он, владея божественным даром — свободной волей, одновременно опускается ниже любо­го скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений.

Эпоха Возрождениявместо религиозно-аскетичной идеи о гре­ховности плоти и земной жизни человека провозгласила его вели­чие, свободу, достоинство, могущество разума.

В Новое времявнимание обращалось на внутренний мир чело­века. Человека затмил его собственный разум, человек стал поз­нающим субъектом. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей (действующей) материальными и идеальными предметами.

Представители классической немецкой философии пытались преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека.

Гегель считал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, включаясь в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т. д.).

Русские философы XIX в.рассматривали человека в концеп­циях «философии тотальности» (целостности, коллективности) и «философии индивидуальности». Первое направление предста­вляли славянофилы. Крестьянская община выступала у них как


идеальный «нравственный мир», внутри которого только и воз­можен подлинно нравственный субъект, сочетающий личностное и коллективное начала. Западники ориентировались на западно­европейскую цивилизацию, на личностное начало, критиковали православие.

К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею нравственного развития и роста человека объективной при­родной и социальной реальностью. Эта концепция дополнена идеалистической идеей человеческой активности, деятельности. Марксизм связывает сущность человека с общественными усло­виями его развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается предпосылкой и продуктом истории.

Представители антропологической философии, особенно экзи­стенциалисты, выступали против «диктата» философских аб­стракций и материальных вещей. Основной темой их размышле­ний стала существование и духовный мир человека.

Экзистенциалистысчитают, что гуманизм находится под угро­зой из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистской доктрины, абсолютизирующей всеоб­щность труда и техники.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты