КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Л Е К Ц И Я № 39. Философия ВозрожденияЭпоха Возрождения (XIV—XVII вв.)— переход от средневековья к Новому времени. Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности— Бога; земная жизнь человека — подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность. В новых воззрениях — преемственность от средневековья и античности. Возрождение античного наследия(Н. Кузанский, М. Фичино, Л. да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно). Вершина античной философии — неоплатонизм: единое благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Космос. В Средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец — Христос — Святой Дух — все сущее. Сдвиг в сторону субъекта — абсолютной личности. В эпоху Возрождения — еще шаг в эту сторону — к антропоцентризму: в центре мироздания — человек. Теоцентризмсохраняется. Но интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается. Но цельность философских систем интересует меньше, чем человек. Философы эпохи Возрождения максимально использовали античный и средневековый неоплатонизм: от первого — эстетическое внимание к телесному, природному; от второго — понимание человека как одухотворенной личности (антропологический неоплатонизм). Человек — творец и художник — перенимает творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном, совершенном единении его с духовным. Совершенство — это красота. Эстетическое— доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение — через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное (показатель: выработана геометрическая концепция линейной перспективы — объективного порядка зрительного восприятия). Гуманизм— этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Антропоцентризм— переворот в мировоззрении. Как проявление — противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос — благородство человека. Оно — в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совершенства через науку, искусство, труд. Тот, кто трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм. Утилитаризм— цель жизни и добродетель — польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви. Ориентация гуманизма на свободомыслие, справедливое общество с республиканским строем. Реальных исторических перспектив не было. Основные идеи эпохи Возрождения: 1. Антропоцентризм. 2. Гуманизм. 3. Творческая сущность человека. 4. Личностно-материальное понимание мира. 5. Эстетическое понимание действительности. 6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм, за религиозные реформы. 7. Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого. 8. Пантеизм: Бог — природа; в центре — героическая лич Данте Алигьери (1265—1321) — «Божественная комедия», статьи — итог средневековой культуры, синтез поэзии, философии, теологии. У человека — двоякая природа — смертная и бессмертная, двойное предназначение: земная добродетель и посмертное предназначение — по Божьей воле. Два пути: 1) философские наставления (в гражданском обществе под водительством государя) — открыт благодаря человеческому разуму; 2) наставления духовные, превосходящие человеческий разум» — в вере под руководством церкви — открыт благодаря Духу Святому. У человека — свободная воля, определяющая его достоинство и ответственность за содеянное. Франческо Петрарка (1304—1374) —двойное предназначение человека, чья земная жизнь самоценна. Отказ от схоластики Аристотеля. К. Салютати (1331—1406) — развитие и оформление гуманистической программы А. Данте и Ф. Петрарки. Жизнь дана Богом. Главное — воспитание нового человека, обладающего huma-nitas — способностью к добродетели, вырабатываемой упорным трудом в образовании и работой души в жизни. Главные науки — гуманитарные: грамматика, риторика и философия, центр которой — этика — путь к совершенству. Основные идеи гуманизма развивались в творчестве Д. Бруно (1370—1444), Лоренцо Валла (1407—1457), М. Фичино (1433— 1499), Помпонацци (1462—1525), Пикодела Мирандолла (1463— 1494). Обосновывая идею свободы и достоинства человека, они пытаются объединить наследие Платона и Аристотеля, каббалу, зороастризм, герметизм — утверждение возможности магического воздействия на природу. На более глубоком уровне — поиск метафизических оснований гуманизма. Николай Кузанский (1401—1464). Кардинал католической церкви. Его метод аналогичен математическому — состояние ученого незнания: осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и куда стремится. Конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные вещи связаны с бесконечностью, с целым. Каждая вещь и человек в свернутом виде содержат весь мир, как микрокосм. Человек — микрокосм и на другом уровне: обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей — действительных и возможных. Человек — для творчества. Пока мир был геоцентричным, человек являлся центром физических и смысловых связей мирового целого. После замены Н. Коперником (1473—1543) геоцентризма гелиоцентризмом все изменилось.
|