КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные идеи философии Нового времени.1. Автономно мыслящий субъект. 2. Методическое сомнение. 3. Индуктивно-эмпирический метод. 4. Рационально-дедуктивный метод, интеллектуальная интуиция. 5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории. 6. Новое юридическое мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина. Мыслители: Фрэнсис Бэкон (1561—1626), англичанин. Индукция — от частного к общему. Рене Декарт (1596—1650), французский математик, физик — картезианство, дуализ — Бог — причина всего, не более. Субстанция: материя — протяженность. Томас Гоббс (1588—1679), англичанин. Природа — совокупность протяженных тел. Люди равны и воюют за свои права деспотическая власть лучше войны. Барух Спиноза (1632—1677), нидерландец. Монизм: все происходит из единой субстанции — материи либо духа. Готфрид Лейбниц (1646—1716), немец. Мир происходит из монад — духовных элементов бытия. В процессе познания задействованы почти все способности человека, чувства («живое созерцание»), разум (мышление, рациональное и т. п.), которые находятся в тесном единстве друг с другом. Чувственное познаниеосуществляется посредством органов чувств — зрения, слуха, осязания и другими, которые развиваются у человечества на протяжении всей истории, а не только биологической эволюции. Как момент чувственно-предметной деятельности (практики) созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах — это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира. Ощущенияпредставляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Восприятие— это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и движения. Представление— это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом. Для созерцания характерны отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие связи человека с реальной действительностью, отражение внешних сторон и связей, освоения внутренних зависимостей на основе обобщения чувственных данных. Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление— это активный процесс овладения знанием и обобщения понятий о действительности, раскрывается на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражении в системе абстракций. Человеческое мышление тесно связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенная знаковая система, которая может быть естественной или искусственной. Мышление человека— не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления — рассудок и разум. Рассудок— это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Разум (диалектическое мышление)— высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Новое время вслед за Возрождением продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Духовный облик эпохи — расширение интеллектуального мира личности — выразился в философских системах английского мыслителя Ф. Бэкона и французского ученого и философа Р. Декарта. Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методология. Для обоих наука — высшая ценность, основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. А техника расширяет возможности научного познания природы. Оба провозгласили главные принципы философии Нового времени: знание — сила (Ф. Бэкон). Знание, наука для Ф. Бэкона — мощные инструменты социальных изменений. Он отстаивал самоценность научного и философского методов, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией. Новый подход к природе: доказывал — «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы». Знание и могущество человека совпадают, поскольку незнание причины затрудняет действие. Тезис методологии Ф. Бэкона:природа побеждается только подчинением ей. Истинное знание достигается познанием причин, среди которых материальные, действующие, формальные и конечные. Физика исследует материальные и действующие причины: 1) наука идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины; 2) теология занимается конечными причинами. Ф. Бэкон критикует схоластику, которая, сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занималась формальным выведением одних положений из других. У истоков и в центре философии Р. Декарта (картезианства) — человек, «я» как «мыслящая вещь» — «вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, знающая весьма немногое и многое не знающая, любящая, ненавидящая и чувствующая». Доказательство могущества разума — в критике притязаний чувственного познания быть абсолютным критерием истинности, в универсальном сомнении в старых истинах, опирающихся на авторитеты и не отвечающих критериям ясности и самоочевидности. Определенность философии в том, что «во всем должно сомневаться», не превращать данные органов чувств в истину. Это же относится к достоверности познания, основанного на имени авторитетов. Прежде чем довериться данным органов чувств или мнению «авторитетов», надо исследовать творческие возможности интеллекта. В центре внимания — проблемы познания. Универсальное сомнение обусловлено эпохой, которая с трудом расставалась со схоластическими традициями. Ф. Бэкон преодолевал эти традиции с помощью критики идолов и строил новое здание на основе опыта и индукции. Р. Декарт боролся с ними с помощью дедукции, основанной на ясных и очевидных истинах. Образец рационалистической методологии Р. Декарта математика — символ ясности и дедуктивной строгости. Р. Декарт доказал возможности своей методологии через открытия в математике, физике, физиологии, космогонии. По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким образом Бог создавал те или иные вещи, и оставлять в стороне вопрос, зачем он это делает.
|