КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Л Е К Ц И Я № 4 4 . Философия ГегеляГеорг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии. Создал систематическую теорию диалектики —науку, основанную на логике, системе понятий, разуме — «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления — главный системообразующий принцип в философии Г. Гегеля, последовательно конкретизируемый в логике, природе, мышлении (духе). Первооснова мира— абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея) — безличностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. Она внутренне (имманентно) присуща всем проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Центральное понятие диалектики Г. Гегеля — развитие — характеристика деятельности абсолюта. Общая схема мирового развития: 1) сверхвременное движение абсолютной идеи в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие — ничто — становление; качество — количество — мера; сущность — явление — действительность — понятие — объект — идея, завершающаяся абсолютной идеей); 2) погружение себя в природу — в состояние инобытия, и возвращение в себя — через воплощение в человеке — в формах психической деятельности (в мышлении, в осознании себя, обретении воли и других личностных качеств) («субъективный дух»); 3) сверхиндивидуальность «объективного духа» (право, мораль и нравственность — семья, гражданское общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие по И. Канту — внутренний источник развития, описываемого в виде триады. Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Г. Гегелем в новных трудах: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Основатель теории противоречия — Гераклит. Смысл диалектического противоречия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета. Противоречие пронизывает всю философию Г. Гегеля. Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, исчерпывают себя и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики. История — «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Анализируя категорию отчуждения, предметную деятельность, Г. Гегель рассматривает человека и историю как результат его собственного труда. Осуществление буржуазно-демократических требований Г. Гегель видел в компромиссе с феодально-сословным строем в рамках конституционной монархии. Произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права».
|