Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Л Е К Ц И Я № 43. Философия Канта




Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. В ученый 1747—1755 гг. — в «докритический» период (до 1770 г.) создал «небулярную» кос­могоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из туманности — гипотезу о большой Вселенной вне нашей Галак­тики; учение о замедлении в результате приливного трения — су­точного вращения Земли; учение об относительности движения и покоя.

Эти исследования, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. Философ в «докритический» период под влиянием эмпиризма и скептицизма Д. Юма:

1) наметил различие между реальным и логическим основа­нием;

2) ввел в философию понятие об отрицательных величинах;

3) осмеял увлечение современников мистикой и «духовиде-нием».

Ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мы­шления в пользу опыта. В 1770 г. — переход И. Канта к воззрениям «критического» периода:«Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» — 1788 г., «Критика способно­сти суждения» (1790 г.). Эти работы — теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. И. Кант высту­пает против догматизма абстрактной философии (метафизики) — без предварительного исследования форм познания и границ познавательных способностей.

Приходит к агностицизму— дуалистическому учению о непоз­наваемости вещей в себе, являющихся объективным источником ощущений. Познаются только явления, посредством которых вещи себя обнаруживают. Явления образуют сферу бесконечного возможного опыта. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании.

Оно обусловлено существованием общезначимых априорных форм, упорядочивающих хаос ощущений. Априорные формы


рассудка (понятия) + априорные формы связи (синтеза) чувств и понятий = основа законов: постоянства, взаимодействия, при­чинности.

И. Кант считал, что равно могут быть обоснованы противопо­ложные решения:

1) мир и конечен, бесконечно;

2) существуют неделимые частицы (атомы) — и таких частиц нет;

3) все процессы (поступки) протекают как причинно обусло­вленные и совершаются свободно;

4) имеется безусловно необходимое существо — и такого су­щества нет.

Итак, разум по природе антиномичен— раздваивается в проти­воречиях. Но они — кажщиеся. Решение — в ограничении знания в пользу веры, в различении вещей в себе и явлений, в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Учение И. Канта об антиномич-ности разума стало толчком для разработки положительной диа­лектики в идеализме немецкой классической философии. В разу­ме заложено стремление к знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого рассудок стремится к решению вопросов о процессах в мире, о Боге.

Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются постулатами «практического разума», предпосылкой нравственности. Центральный принцип этикиИ. Канта, основан­ной на понятии долга, — категорический императив, правило, которое независимо от нравственности поступка могло стать все­общим законом поведения.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты