Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция 3. Структура культуры




3.1. Морфология культуры

3.2. Религиозная культура

3.3. Искусство

3.1. Морфология культуры

 

Структура – строение и внутренняя организация системы, единство устойчивых, взаимосвязанных элементов. Соотносится с понятиями системы и организации. Система – все множество проявлений (элементы, строение, связи, функции…). Организация – структурные и динамические характеристики.

Культура полиструктурна – имеет множество структурных уровней (социальная, экономическая…), каждому уровню соответствует своя структура. В культурологии нет единого мнения о видах, формах, типах, отраслях и сферах культуры. Социологи, изучающие культуру, пытаются создать структурную модель культуры, говоря о типах.

В зависимости от целей исследования и уровня достигнутого знания в культуре можно выделить: материальную и духовную; личную, групповую, общечеловеческую; актуальную и потенциальную; народную, массовую и элитарную;обыденную и специализированную;городскую и сельскую; и т. д.

Материальная культура – одна из частей целостной человеческой культуры – воплощенная в форму вещи духовность человека, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят средства производства: энергетические и сырьевые ресурсы; орудия труда; технология производства; инфраструктура среды обитания человека; средства коммуникации и транспорта; здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения; разнообразные средства потребления; материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура – одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах: обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.

 

Основные подсистемы культуры – ценностная, нормативная.

Основные элементы культуры – понятия (концепты), ценности, нормы, стереотипы, язык, ритуалы, символы, мифы, убеждения и знания, идеология.

Понятия (концепты) отражают представления людей о себе и окружающем мире. В них фиксируется социальный опыт людей, часто весьма специфичный для данного сообщества. Так, европейские культуры выражают свои представления об образовании через понятия школы, колледжа, института, университета и т. п. Но эти понятия вряд ли будут «понятны» представителям африканского племени, где система передачи молодому поколению знаний, навыков и умений строится совершенно иначе. Один и тот же термин – «свобода» - в русской и европейской культуре понимается по-разному. Для нас свобода – своеволие, фактически совпадающее с бесконтрольной и неограниченной властью, а для европейца свобода – мера прав и ответственности.

Ценность – фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку, материальный или идеальный предмет которому приписывают важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как потребность, необходимость. Потребности – недостаток, нужда в чем-либо необходимом, сама необходимость в чем-либо — внутренне обусловленное состояние человека или чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения. Различают: исходные, или первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией и психикой; вторичные, которые образованы в нем жизнью в обществе или культурой.

Любая культура вырабатывает принципиально важные для жизни людей ориентиры – ценности. Так, в одних культурах большое значение придаётся богатству, в других – воинской доблести, в одних – инициативности и предприимчивости, в других – лояльности и исполнительности.

Т. Парсонс писал, что ценностью может быть назван «элемент общепринятой символической системы», выступающий «в качестве некоторого критерия или стандарта для выбора из имеющихся альтернатив ориентации».

Ценности лежат в основе мировоззрений, характерных для представителей данной культуры; сопоставляя ценности с социальной реальностью, люди осмысливают её; ценности также входят в механизм мотивации деятельности человека. Виды социальных ценностей: экономические, нравственные, политические, эстетические и др.

Культура — это способ, метод ценностного усвоения действительности. Поэтому, чтобы определить, что значимо, что нет, что добро, а что зло, индивид должен иметь определенные критерии (ценности).

Культура, рассматриваемая в ценностном аспекте, является своеобразным социальным механизмом, который определяет, воспроизводит и передает ценности в обществе. Классификация культурных ценностей – по масштабности: общечеловеческие; общецивилизационные; общенациональные; локальные (субкультурные). Классификация культурных ценностей – по критериям соответствия потребностям людей: прогрессивные; антиценности; ранее созданные, но невостребованные, которые обогнали свое время. Классификация культурных ценностей – по способу вписания ценностей в эпоху: произведения культуры прошлого и современности; созданные различными направлениями (школами) на основе их сотрудничества или противоборства; вечные, непреходящие: классика, архетипы национальных культур, культурный поток, т. е. массовая культура.

Функции ценностей выступают предпочтительным состоянием социальных связей, критерием оценки реальных явлений, регулируют социальные взаимодействия, определяют смысл целенаправленной деятельности, Побуждают к деятельности.

Ценности как регуляторы социальных связей могут объединять и разъединять людей. Может наблюдаться и конфликт ценностей (политика и нравственность, экономика и демократия). Конфликт между ценностями различных поколений, групповыми и общечеловеческими.

Норма – понятие, отражающее принятый в данном обществе способ удовлетворения потребностей, правила поведения, складывающиеся на уровне обыденного сознания, тесно связаны с господствующими в обществе ценностями, идеалами, верованиями. Регулирование, контроль при помощи норм поведения, деятельности людей — это необходимое условие их свободы, оптимизации их жизненного выбора. Нормы культуры — это требования общества к человеку и ожидания от индивида соблюдения норм повседневного поведения.

Виды и уровни норм: социальные – определенный набор идей, правил, утверждающих или запрещающих конкретное поведение в данной ситуации, добровольно признаваемых членами общества, базирующихся на моральных запретах; универсальные – применяются ко всем членам общества, связаны с общеразделяемой системой ценностей, часто имеют правовую законодательную основу; специфические – регулируют деятельность отдельных социальных групп (врачей, учителей, деловых кругов и др.); институциональные (формальные, официальные) – опираются на общепризнанную мораль, право, законодательные акты; неинституциональные нормы – опираются на силу морали, традиций, обычаев, привычек, общественного мнения. В традиционном обществе они были главным механизмом управления поведением людей. В современном обществе их сфера действий сужается, охватывает в основном повседневную, внепроизводственную деятельность (быт, досуг, общение людей).

Функции норм: усвоение социальных норм необходимо индивиду для овладения различными социальными ролями; организация деятельности, упорядочивание социального взаимодействия людей в обществе; носят программирующий характер, предвосхищают возможные варианты человеческого поведения.

Типология норм: нормы-правила (исполнение обязательно); нормы–ожидания (исполнение желательно, но допустимо и отклонение); проскриптивные (запрещающие тот или иной тип поведения); прескриптивные (предписывающие определенный тип поведения); формальные (четко сформулированные и зафиксированные в документах); неформальные (имеющие характер ожиданий и существующие только в коллективном сознании) и др.

Свойства культуры упорядочивать, организовывать и регулировать общественную жизнь связаны с социальными нормами, которые прямо или косвенно базируются на ценностях культуры. Социальные нормы в самом общем виде можно представить в качестве усредненных правил поведения, они чрезвычайно многообразны.

По критерию жесткости можно выделить: нормы-требования и нормы-ожидания. Нормы-требования предписывают людям четкий, определённый, однозначный порядок действий, игнорирование которого часто ведет к суровому наказанию нарушителя. Такие нормы, как правило, касаются самих основ существования общности и фиксируются в законодательной форме. Нормы-ожидания не столь жестки и определенны и являются мерой допустимого поведения. Скажем, для перехода с одного курса на другой студент должен успешно сдать экзамены, однако, возможно, что он, не сдав какой-то экзамен, будет его несколько раз пересдавать, продлевать сессию и т. п.

Стереотипы сознания и поведения людей – это устойчивые схемы восприятия социальной действительности и типичные формы социальных действий и взаимодействий. Проявляются как своеобразные застывшие мыслительные образы социальных явлений, определённые стили и стандарты мышления, предрассудки, убеждения. Они отличается устойчивостью и постоянством, существенно сокращают и облегчают процесс ориентации людей в быстро меняющейся действительности.

Со стереотипами сознания тесно связаны поведенческие стереотипы – образцы, модели, схемы действий в повторяющихся, типичных ситуациях, привычные и типичные в данном человеческом обществе способы поведения. Особенно отчетливо эта связь обнаруживается в социальных ролях.

Язык – основное средство общения и трансляции общезначимой информации, социального опыта, ценностей. Посредством языка аккумулируются и передаются из поколения в поколение культурные ценности. Для успешного взаимодействия, согласования и координирования совместных действий люди должны придерживаться общеразделяемой всеми системы символов и значений, общих ценностей.

Ритуал — стандартная устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный характер, стилизованный, регламентированный набор жестов или слов, выполняемый избранником или специально подготовленными людьми, имеющий символическое значение. Реальные жизненные взаимодействия всегда ритуализированы – межиндивидуальные повседневные взаимодействия (уважаемые господа, привет, братаны); формы адаптивного поведения (верующий крестится, заходя в церковь); ценностная характеристика личностей, социальных групп (систематическое следование нормам, правилам, которые традиционны, но уже не соответствуют современным, например, поцелуй руки женщины).

Виды ритуалов. Негативные — система запретов. Например, одни приходят в восторг при виде государственной символики, другие над ней глумятся. Позитивные ритуалы приобщают людей к общепринятым ценностям, например, военные парады, награждение соотечественников, собрание членов партии, общественных движений и т. д. Ритуалы интенсификации (сплоченность с какой-либо общностью) —совокупность различных ритуальных типов с целью противодействия нарушению равновесия групповой, общественной жизни в целом, вызванного внутренними или внешними причинами. Например, забастовки различных слоев населения, обращения к правительству, протесты посредством средств массовой информации и даже акции гражданского неповиновения. Все это повышает групповую, межгрупповую сплоченность.

Важное место среди элементов культуры занимают символы. Символ в самом общем виде – знак, обозначающий некий другой объект и несущий в себе значение. Знак – своеобразная и случайная форма значения, которая и выступает содержанием символа. Как и другие элементы культуры, символы интегрируют и цементируют социальную общность, наглядно и выразительно демонстрируют ее специфику и, одновременно, обособляют эту общность от других. Каждая страна, добившись государственной независимости, стремится закрепить ее в виде собственного государственного герба, флага, гимна и других символических атрибутов суверенности.

Символ – 1. Условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы. 2. Предмет, действие и т. п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи. 3. Художественный образ, воплощающий какую-либо идею. В культуре символ— универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Через символы нашему сознанию открываются смыслы, живущие в культуре и бессознательных глубинах души, связывающие людей в едином по типу переживании мира и самих себя.

Символ – произвольный акт, вызывающий единообразную социальную реакцию, например: звук, слово, жест, действие, предмет, эмблема и т. д. Символ в своем чувственном качестве указывает на конкретное социальное явление: крест, знамя, герб, обручальное кольцо, красный фонарь — под этими символами каждый индивид понимает общепринятый смысл, идентичное его содержание.

Мифология – способ познания и отражения действительности, основанный на метафорическом сопоставлении природных и социальных объектов, слитности, нерасчлененности форм сознания. Наука о мифах и мифологическом сознании, раскрывающая их сущность.

Виды мифов. Космогонические – мифы о происхождении мира. Этнологические – мифы о происхождении народов. Антропологические – мифы о происхождении человека. Биографические – мифы о деяниях богов или героев. Эсхатологические – мифы о конце света.

Функции мифов. Миф — это фундаментальная форма строения реальности; миф формирует жизнь как единство. Интегративная функция мифа – обеспечивает единство субъекта, единство представления и действия. Энергетическая функция – концентрирует энергию людей и направляет ее в наиболее важные объекты и цели для людей. Миф исчезает с исчезновением этих целей, объектов. На основе мифов часто осуществляется созидательная или разрушительная деятельность масс.

Убеждение и знание. В убеждениях содержится то, к чему люди привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образах и моделях поведения. Убеждения противоречиво связаны со знаниями. Многие люди знают, как следует поступать согласно закону, но часто делают наоборот. Почему? Если знания, идеи противоречат интересам человека, то он поступает им вопреки. Происходит раздвоение культуры, с одной стороны, знаниями, с другой — убеждениями.

Идеология – критерий формирования убеждения, совокупность культурных ценностей в виде логически обоснованной социальной доктрины.

Функции идеологии: ослабление социальной напряженности в обществе; защита групповых интересов; придание смысла коллективным действиям людей.

Уровни идеологии – общечеловеческий (общечеловеческие, гуманистические ценности); общенациональный (ценности, зафиксированные в Конституции); специфический (социально-групповые, классовые интересы).

3.2. Религиозная культура

 

Религиозная культура – часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная удовлетворять эти запросы. Включает компоненты: художественное творчество: религиозную живопись, ваяние и зодчество, литературу, музыку, публицистику и пр.; научно-просветительскую деятельность: религиозные учебные заведения, библиотеки, издательства и т. п.; философскую и политическую мысль: религиозную философию, религиозные политические системы и партии; мораль: религиозные нравственные поучения.

Религия – мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и действия, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное; одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Основные элементы религии: вера в Бога (существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями, непостижимое для человека), эмоциональное отношение к Богу, вероучение (священные тексты и их толкования), религиозный культ (личное обращение к Богу в молитвах, коллективные богослужения, обряды, символика), организация верующих (церковь).

Ранние формы религиозности. Анимизм – вера в существование душ и духов, в потусторонние существа. Магия – обряды и ритуальные практики, в основе которых лежит вера в сверхъестественную возможность человека особым образом воздействовать на действительность. Тотемизм – вера в сверхъестественную родственную связь человека с животными или растениями. Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов.

 

Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V в. до н.э. Основатель –Гаутама, Шакьямуни, после «просветления» ставший Буддой. Распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии. В буддизме нет Бога как творца и высшего существа. В III веке до н.э. буддизм становится официальной религиозно-философской системой, а затем, распавшись на два крупных направления – Хинаяну ("малая колесница", или "узкий путь") и Махаяну ("большая колесница", или "широкий путь") – распространяется далеко за пределами Индии.

Будда родился в семье царя одного из государств на территории современного Непала; при рождении получил имя Сиддхартха Гаутама. Согласно легенде, отец изолировал сына от несчастий, страданий и зла внешнего мира, окружил роскошью. Во время четырех тайных прогулок за пределами дворца Сиддхартха увидел немощного старика-прокаженного, похороны умершего и нищего монаха-отшельника. Он узнал то, что раньше ему было неведомо: на свете существуют болезни, старость и смерть – и решил посвятить свою жизнь избавлению человечества от бед и страданий и в 29 лет пошел искать истину. Учился у многих мудрецов и отшельников, стал практиковать медитацию и аскетический образ жизни. Однако такое существование, как и предыдущая жизнь в роскоши, не дало ему понимания истины. Однажды ночью, когда он сидел под деревом бодхи (род смоковницы), на него снизошло просветление, понимание сути всех вещей и явлений. Сиддхартха выбрал «золотую середину», умеренность во всем: не нужно отказываться от желаний, но и нельзя им потакать. Под именем Будды, что значит «просветленный», «пробужденный», он пустился в путь, проповедуя свое учение.

Четыре благородные истины: 1) существуют страдание; 2) его причина - в вожделении; 3) прекратить страдание можно, прекратив вожделение; 4) к освобождению от страдания ведет восьмеричный путь. Центральная идея – человек способен разорвать цепь перерождений, вырваться из мирового круговорота, прекратить свои страдания, достигнуть нирваны. Нирвана ("остывание, угасание") – состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения; в отличие от брахманской мокши, не знает социальных границ и варн; переживается человеком уже на земле, а не в потустороннем мире.

Каждый может достичь нирваны и стать Буддой пройдя восьмеричный путь: 1) праведная вера; 2) истинная решимость; 3) праведная речь; 4) праведные дела; 5) праведная жизнь; 6) праведные мысли; 7) праведные помыслы; 8) истинное созерцание. . Достигшие нирваны не умирают, становятся архатами (святыми). Будда может стать и бодисатвой, святым подвижником, помогающим людям.

 

Христианство самая распространенная мировая религия (1,5-2 млрд. человек). Возникло в I в.н.э. в Палестине на территории современных государств Израиля, Сирии и Иордании. Палестина представляла собой объединение государственных образований, самыми крупными были Галилея, Самария и Иудея. С 6 г. н. э. в Иудее и Самарии правили римские наместники – прокураторы. Синедрион — совет, состоящий из жрецов и представителей знати во главе с первосвященником, был существенно ограничен в правах и находился под полным контролем римлян. Палестина (особенно Иудея с Иерусалимом) была официальным центром иудаизма – единственной в мире в те времена религии, достигшей уровня монотеизма.

Истоки христианства – 1. экономический и политический кризис; 2. интерес к магии, гаданиям, мистической практике восточных религий; 3. иудейское сектантство возникло вследствие раскола между народом и его верхушкой (фарисеями и саддукеями).

Основные идеи иудаизма принятые в христианстве. Эсхатология – учение о «конце мира» и его последующем обновлении вместе с последним Судом над всеми, когда-либо жившими; мессианство – вера в божественного Спасителя – «царя из рода Давидова», который совершит этот переворот и устроит Иудейско-Израильское царство; хилиазм – учение о наступлении тысячелетнего царства Спасителя.

Иисус – Бог-Сын, явившийся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни. Он совершенный бог и совершенный человек.

В 325 г. вышел эдикт о равноправии христианства с другими религиями, а в 391 г. христианство признано единственной официальной религией Римской империи.

Вселенские соборы – собрания высших церковных иерархов, делегаций христианских поместных соборов по вопросам вероучения, унификация, придание единства христианскому вероучению (325 -1054 гг.).

Таинства – семь богоучрежденных священных действий, в которых верующим сообщается благодать Божия (прощение грехов, возрождение к жизни во Христе, исцеление от недугов). 1. Крещение – символ принятия человека в лоно церкви и крещения Христа в реке Иордан. Совершается священниками путем полного погружения человека в купель с водой (иногда обливание или окропление). Человеку прощается первородный грех и совершенные до этого взрослым грехи, дается новое имя. 2. Миропомазание – нисходит благодать Духа Святого, миром крестообразно помазывает лоб, грудь, глаза, уши, уста, руки и ноги. 3. Священство совершается над поставляемым во диакона, пресвитера (священника) и епископа за литургией путем рукоположения – хиротонии. 4. Причащение - верующие причащаются хлебом и вином на главной службе Православной церкви – литургии. 5. Покаяние (исповедь) – исповедание грехов в присутствии священника перед крестом и евангелием. 6. Брака – создание семьи как домашней Церкви. 7. Елеосвящение (соборование) – раз в год, независимо от состояния здоровья, обычно в дни Великого поста, прощаются все неумышленно забытые грехи и неблагочестивые поступки, которые сам «болящий» таковыми не считал.

Библия – собрание древних текстов, Священное Писание.

Ветхий завет – канонизированные в христианстве и иудаизме древние тексты, созданные во II – I вв. до н. э. на древнееврейском и арамейском языках и объединяет мифы: 1) о сотворении мира («Шестоднев»); 2) сказания о праотцах и пророках, через которых Бог давал людям духовное откровение.

Тексты «Ветхого завета» делятся на три цикла: 1) Тора или Пятикнижие;

2) пророки – древние хроники и собственно пророческие сочинения; 3) писания – религиозная лирика, афоризмы, назидательные повести, хроники и др.

Естественные требования человеческого общежития, изложенные в ветхом завете: пусть не будет у тебя других богов, кроме меня; не сотвори себе кумира; не произноси напрасно имени Бога; шесть дней трудись, а седьмой посвяти Богу своему; почитай отца и мать свою; не убий; не прелюбодействуй; не укради; не лжесвидетельствуй; не пожелай жены ближнего, всего того, что не принадлежит тебе.

Семь смертных грехов: гордыня, жадность, блуд, зависть, чревоугодие, разрушительный гнев, лень.

Новый завет – часть Священного писания на древнегреческом языке и признаваемая только христианами: 1. Евангелия (благие вести) от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. 2. Деяния апостолов – жизнь после вознесения Христа. 3. Послания апостолов – Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, Павла. 4. Откровения Иоанна Богослова.

Христианские догматы. 1. О Троице, единосущии, личного бытия ипостасей Святой Троицы; каждая ипостась характеризуется всеведением, вездесущностью, всемогуществом, возрождением, творением, святостью, способностью очищения от греха людей, промыслительным действием в мире, совершением чудес, предсказанием будущего и т. д. 2. Бог Отец не имеет для Себя причины. 3. Бог Сын рожден от Отца «прежде всех век», всегда существовал наравне с Богом Отцом. 4. Бог Дух Святой предвечно исходит от Отца, пребывает в Сыне, ниспосылается в мир как Утешитель от Отца Сыном. 5. Христологические, касающиеся личности Иисуса Христа. 6. Мариологические, определяющие статус Божией Матери. 7. Хамартиологические, содержащие учение о грехе. 8. Сотериологические, содержащие учение об искуплении и спасении человека. 9. Эсхатологические, содержащие учение о Страшном Суде и конце света. 10. Экклесиологические, раскрывающие учение о церкви и пр.

В 1054 г. произошел раскол между восточным и западным христианством (Схизма). Центр православия – Византия, Константинополь, католицизма – Рим.

Обязанности православного христианина: отмечать воскресные и праздничные дни; в воскресенье и праздники посещать церковь и принимать участие в богослужениях; придерживаться установленных Церковью постов; по меньшей мере один раз в год (в Великий пост) исповедоваться и причащаться Святых Даров; Не совершать свадьбы в запрещенное Церковью время.

Основу вероисповедания составляет: 1) Священное Писание (Библия) как «боговдохновенное», написанное при содействии Святого Духа; 2) Священное Предание (правила «святых апостолов»; Постановления семи Вселенских и некоторых поместных соборов, писания «мужей апостольских», творения отцов церкви II — VIII вв.).

В ходе Реформации в Европе от католицизма отделился протестантизм. Реформация – общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носившее ярко выраженный антифеодальный характер, которое приняло форму борьбы против католической церкви. Идеологами и руководителями Реформации были М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер.

Основные черты протестантизма: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата, отсутствие культа Богородицы, святых, ангелов, икон; сведение числа таинств к двум – крещению и причащению. Основной источник вероучения — Священное писание. Разновидности протестантизма: англиканство, пресвитерианство, лютеранство, кальвинизм, методисты, баптисты, адвентисты.

 

Ислам – одна из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие — вера во всемогущего единого Аллаха), признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов.

Ислам как религия сформировался в среде арабов – оседло-земледельческого населения оазисов и кочевников-бедуинов пустыни, которые внесли в него немало языческих традиций. Акцент на религиозно детерминированное социальное поведение. Полное слияние религии и светской власти. Отсутствие сословных привилегий. Принцип равенства возможностей.

Мухаммед – основатель, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. В сунне – Священное предание, рассказывается о его жизни. Родился в г. Мекке в западной части Аравийского полуострова в знатной купеческой семье курейшитов; рано остался сиротой. Занимался караванной торговлей. Познакомился с иудейским и христианским вероучениями. В сорок лет, в месяце рамазане на горе Хире в окрестностях Мекки говорил с посланцем верховного бога арабов Аллаха Джебраилом. Родственники убедили его в истинности «богоданного» учения, и он стал проповедовать открывшиеся ему истины, свод которых назвал Кораном («знанием»), резко отвергать старые языческие верования. 622 г. Вынужден бежать в Медину, этот год считается началом мусульманского летоисчисления. Мухаммед продолжал проповедовать, создал первый мусульманский храм – мечеть. На основе ислама объединил соседние племена. После нескольких лет вражды с Меккой мусульмане в 629 году получили разрешение совершить хадж – паломничество к святыне арабов, храму Каабе («куб»). В 630 – 631 гг. мусульмане подчинили Мекку, а затем и значительную часть Аравии. Мухаммед как религиозный и политический лидер стал главой нового исламского государства. В 632 г. После его смерти произошел раскол ислама на шиитов (право на власть прямых наследников) и суннитов. Гробница Мухаммеда в Медине стала второй (после Каабы в Мекке) святыней ислама и местом паломничества мусульман.

Коран состоит из 114 глав (сур), поздние располагаются в начале. В нем проповедь от лица всемогущего единого бога Аллаха, который сотворил мир и правит им. Главными ценностями признаются: покорность Богу; частная собственность; определенные нравственные заповеди. Проповедь монотеизма, универсальность новой веры, провозгласившей равенство своих последователей независимо от их происхождения, отвечали стремлению средних слоев мекканского общества к централизации и возвышению Аравии. Аллах – создатель мира. У него помощники – ангелы: Джибриль, Михаиль, Исрафиль, Азраиль. Иблис – сатана, ослушавшийся ангел. Мунтазар – мессия, Мохаммед аль- Махди. Умма – мусульманская община, воплощающая силу Аллаха. Шариат – мусульманское право.

Пять столпов ислама. Шахада – формула исповедания «Нет Бога кроме Аллаха, и Муххамед – пророк его». Салат (намаз) – обязательная молитва 5 раз в день, по пятницам - коллективно в мечети. Саум – пост в месяц рамадан. Закят – обязательный налог в пользу бедных. Хадж – паломничество в Мекку.

 

3.3. Художественная культура

Художественная культура – совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности – создание, распространение, освоение произведений искусства и материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Художественная культура включает в себя: производство художественных ценностей; сами художественные ценности – произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление; искусствоведение; художественную критику; художественное образование; институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей (музеи, выставочные залы, театры, библиотеки…); творческие объединения и организации.

Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения реальности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя.

Искусство – сфера творческой деятельности людей, направленная на постижение и освоение мира в художественно-образной форме. Оно удовлетворяет универсальную потребность человека воссоздавать окружающую действительность. Искусство – форма общественного сознания, способ отражения действительности в художественных образах по законам красоты.

Происхождение искусства объясняется несколькими теориями. Трудовая теория. Искусство появляется в процессе совершенствования труда в первобытном обществе. Натуралистическая теория. Искусство появляется как подражание животным, природе. Магическая теория. Появление искусства для обеспечения магических ритуалов через удвоение реальности, создания магической реальности. В основе произведения искусства лежит художественный образ. Художественный образ – основная единица художественного произведения, употребляется в узком смысле по отношению к персонажу, в широком – по отношению ко всему произведению. Ему присущи характеристики: метафоричность; многозначность (многоплановость); недосказанность; оригинальность (неповторяемость); сочетание объективности и субъективности.

В произведении искусства важно единство содержания и формы. Элементы содержания произведения искусства. Тема – предмет изображения; явления жизни, которые отражены в произведении искусства. В литературе темой является определенная историческая эпоха или исторический факт, явление общественной жизни, событие в личной жизни. Например, для русской литературы 40-х гг. XIX века была характерна тема «маленького» человека. Идея – обобщающая мысль художественного произведения, выраженная посредством образов и отвлеченных рассуждений. Например, в произведениях Пушкина и Лермонтова изображаются представители дворянской интеллигенции 20 – 40-х гг. XIX века. При изображении героев писателям было важно показать разочарованность, их глубокую неудовлетворенность окружающей жизнью. Проблема – то, о чем идет речь в произведении, на что обращает внимание автор произведения искусства. Например, романы И. С. Тургенева («Отцы и дети») и Н. Г. Чернышевского («Что делать?») написаны на одну и ту же тему – о разночинцах. Однако И. С. Тургенев поднимает проблему идейного столкновения демократической разночинской и дворянской интеллигенции, тогда как Н. Г. Чернышевский изображает общественную деятельность новых людей.

Основные функции искусства. Гедонистическая – получение наслаждения. Познавательная – получение знания в процессе познания. Воспитательная – расширяет наш жизненный опыт. Коммуникативная – общение, передача знаний и опыта.

Виды искусства – особые области художественной деятельности, различные по материалу и характеру образности. Изобразительные виды искусства воспринимаются глазом, статично располагаются в пространстве. Выразительные виды искусства, воспринимаемые слухом, динамичны (имеют начало и конец). Синтетические виды искусства сочетают в себе элементы выразительности 1 и 2 групп.

Жанр – исторически сложившиеся внутренние подразделения искусства, формы композиционной организации художественных произведений, специфичные для каждой из областей художественной культуры. В изобразительном искусстве основные жанры определяются по предмету изображения (портрет, пейзаж, бытовой жанр, интерьер, натюрморт, исторический жанр, батальный жанр) или по характеру интерпретации этого предмета (карикатура, шарж, камерный портрет, историко-бытовой жанр и т. п.).

"Поджанры" основных жанров могут возникать при дроблении самих предметов изображения (морской вид, марина – особый вид пейзажа, "завтраки" и "десерты" – разновидности натюрморта). В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне невозможно выделить предмет изображения – жанровая классификация замещается типологическими разделениями, основанными на функциях произведения (так, в архитектуре выделяются типы дворца, храма, жилого дома и т. д., в свою очередь разделяющиеся на множество подтипов).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты