КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 8. Особенности русской культурыЗападники и славянофилы о русской культуре. Евразийство Особенности русской культуры N особое географическое положение; N христианско-православное начало в культуре (консерватизм по отношению к новому, противопоставление Западу); N особая роль государственности; N византийско-имперские амбиции (стремление к завоеванию новых территорий); N мессианское сознание (представление об особом великом предназначении в мировой истории); N культурная изоляция и последующая интеграция с европейской культурой; n разрыв между этнической (народная, деревенская, религиозная) и национальной культурой (городская, светская, «просвещенная»); N культурная эволюция в советский период; N крах советской культуры. Западники и славянофилы о русской культуре
Западничество – направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и отрицающее идею самобытности, своеобразия и уникальности исторических судеб России. Формирование взглядов происходило на основе идей Просвещения. Не признавали за православием никаких особых достоинств. Культурную и политическую катастрофу после революции 1917 г. Западники объясняли высшим судом над петербургским периодом истории России и над основными тенденциями новоевропейской культуры. Ими издавались теоретические и художественные журналы: «Отечественные записки», «Современник». Представители: В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Т. Грановский, В. Боткин, П. Анненков, И. Тургенев, И. Панаев, В. Майков и др. Основная цель течения: · развитие России по Западному образцу; · отмена крепостного права и выкуп земли крестьянами; · критика государственного и общественного строя России; · социальные реформы. Славянофильство сложилось в 40-х гг. XIX в. Представители: А. Хомяков, И. Киреевский, П. Киреевский, Ю. Самарин,К. Аксаков, И. Аксаков, М. Погодин,С. Шевырев, Н. Языков и др. Основные цели течения – отстаивание «самобытной» внеевропейской тенденции развития России. Они считали, что самобытность России в отсутствии борьбы социальных групп, крестьянской общине, православии. Свои идеи излагали в теоретических и художественных журналах: «Русская беседа», «Московский сборник». Славянофилы отрицали идею сближения России с Западом, критиковали Запад за аморализм и бездуховность, выделяли общинное начало в жизни, выступали против крепостного права и революции, за построение социализма, минуя капитализм, сохранение самодержавия.
|