КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опросник для клиента⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
Отдельно следует сказать о ключевом элементе взаимоотношений рекламного агентства и клиента — о взаимоотношениях в вопросах творчества. Агентство всегда положительно оценивает готовность клиента поддерживать творческую работу, которая должна быть смелой и рискованной и полностью соответствовать совместно выработанной стратегии. Такое отношение к вопросам творчества со стороны клиента имеет место только в том случае, если процесс утверждения клиентом творческой работы короткий и простой, а не многоуровневый и потому — длительный. Причем на каждом таком уровне пытаются что-то исправить, внести свое дополнение в представленные творческие варианты рекламных разработок. Традиционное недовольство рекламного агентства состоит в том, что менеджеры клиента, как правило, чрезмерно аналитичны, не хотят рисковать, а также располагают малым опытом в распознавании хорошей творческой работы. В результате таких «утверждений» может сложиться ситуация, когда от первоначального творческого замысла, предложенного рекламным агентством, в итоге ничего не остается. А в агентстве хорошо понимают, что за качество и результаты рекламной кампании именно оно будет отчитываться перед клиентом. По этой причине клиента стараются убедить в профессионализме агентства и дать понять, если клиент доверил рекламный бюджет агентству, что это доверие распространяется и на творческую часть его работы. Вопросы критики работы рекламного агентства — щепетильные, особенно если учитывать, что сотрудники клиента тоже вносят свою посильную лепту в окончательные варианты предлагаемой агентством рекламы. Самое главное для рекламного агентства, чтобы критика была честной, тактичной, конструктивной и доброжелательной. Если же рекламное агентство заслуживает похвалы за хорошо проведенные акции, то клиенту не следует забывать о вынесении агентству благодарности. Рекламное агентство должно демонстрировать большое умение внимательно прислушиваться к запросам и предложениям клиента, ведь хорошая творческая идея может появиться и у сотрудников клиента. Роль рекламного агентства — быть первым советником клиента по творческим вопросам и вопросам рекламы. В отношении своей правоты агентству не следует быть высокомерным и добиваться лишь творческих наград для себя, оно должно стремиться к такой работе, которая соответствует стратегическим задачам клиента. Большое внимание следует уделять созданию и поддержке психологической совместимости и взаимопониманию в повседневных взаимоотношениях между сотрудниками рекламного агентства и рекламодателем, работающими над одним проектом. Между ними должна существовать постоянная и надежная связь и взаимопонимание. Для рекламного агентства важно не тратить расточительно деньги клиента, а для клиента — не придираться по пустякам к затратам агентства на производство рекламных материалов и обеспечить ему получение адекватного дохода. Условия сохранения длительных деловых отношений Что помогает сохранять длительные деловые отношения между рекламным агентством и рекламодателем? Вопрос интересен, так как известно, что много крупных иностранных агентств работают со своими клиентами не один десяток лет. Рекламный рынок — это, как правило, рынок рекламодателя. Рекламодатель имеет массу вариантов выбора нужного ему рекламного агентства. Он может менять рекламное агентство по самому незначительному поводу, благо выбор агентств и конкурентная борьба между ними позволяют это делать достаточно просто. Рекламное агентство в своей работе постоянно помнит об этом и всегда пытается найти такие компромиссные и согласованные решения, чтобы, оставаясь самостоятельным в реализации своих творческих рекламных идей, учитывать мнение и позицию своего клиента-рекламодателя. В противном случае это может грозить разрывом отношений. Естественно, в такой ситуации многое зависит от клиента, его понимания роли рекламного агентства для реализации своих маркетинговых планов. Он должен относиться к агентству не как к подчиненному, а как к своему партнеру, заинтересованному в развитии его бизнеса как и он сам. В этом проявляются его благородство и уважение к деятельности рекламного агентства. Только такой подход друг к другу позволяет сохранить деловое сотрудничество клиента и агентства на многие годы, в результате чего их взаимопонимание достигает очень высокого уровня. Это, в свою очередь, позволяет избегать ненужных трений, сокращает возникновение конфликтных ситуаций. Происходит глубокое взаимопроникновение в бизнес друг друга, благодаря чему рекламная активность приносит свои плоды. Что же лежит в основе таких тесных отношений? Вот основные постулаты: - исключение проявлений высокомерия со стороны сотрудников рекламодателя, внедрение духа партнерства; - получение рекламным агентством материального удовлетворения (достаточной прибыли) от выполнения заказов клиента; - проявление постоянной и максимальной рекламной активности в работе с рекламодателем — внесение оригинальных предложений, направленных на усиление рекламы клиента и продвижение его товаров на рынке; - полное понимание рекламным агентством корпоративной культуры клиента; - поддержание клиентом возможности экспериментирования со стороны рекламного агентства и его право на творческий риск; - достижение полного взаимопонимания по вопросам целей рекламы; - не «забюрократизированное», а простое и быстрое принятие клиентом решений по оценке представленных рекламным агентством предложений; - полное доверие рекламному агентству со стороны клиента, выражающееся в предоставлении ему необходимых полномочий для осуществления всей ответственности за рекламную деятельность; - проведение ежегодных совместных, откровенных обсуждений итогов рекламной работы. В некоторых агентствах создают собственные правила, на которых основывается работа с клиентом. Их внедрение в практику отношений позволяет агентству надеяться на долговременное сотрудничество. Для примера такого подхода к работе с клиентом приведем «заповеди», которых придерживаются в одном из российских агентств: 1 — активное участие в развитии бизнеса клиента; 2 — глубокое понимание бизнеса клиента; 3 — предложение интегрированного решения по развитию торговой марки, комбинирующее прямую рекламу, BTL-рекламу и PR; 4 — эффективное планирование и закупки в СМИ, создание сильных медиастратегий; 5 — разработка стратегических маркетинговых коммуникаций для клиента; 6 — создание оригинальных творческих разработок; 7 — использование лучших баз данных по исследованиям рынка, потребителей, конкурентов; 8 — производство качественной рекламной продукции; 9 — добросовестность; 10 — постоянно доказывать клиенту, что агентство может многое и что оно действительно ему полезно.
Критерии оценки рекламодателем работы рекламного агентства и возможные причины его смены По каким критериям рекламодатель оценивает рекламное агентство? Прежде чем начать работу с выбранным агентством, рекламодатель тщательно изучает его деятельность, так как он должен точно знать, кому доверяет работу и насколько эффективно будут расходоваться его рекламные финансы. Отметим основные критерии, по которым клиент оценивает агентство. 1. Репутация агентства в рекламном мире и отзывы других клиентов о его работе. Стабильность работы агентства на рынке. 2. Характер и многообразие услуг, предлагаемых агентством. 3. Организация работы в агентстве и его структура. 4. Творческий потенциал агентства, проявляющийся в решении всех вопросов. 5. Уровень профессионализма кадрового состава агентства: от менеджеров до высшего руководства. 6. Умение наладить взаимоотношения с клиентом и учитывать его интересы при выполнении заказов (на примере других клиентов). 7. Честность, искренность и открытость сотрудников в работе с клиентом. 8. Качество выполнения заказов. 9. Точность исполнения контрактных обязательств. 10. Глубина знания бизнеса клиента. 11. Долговременные и устойчивые связи с подрядчиками в областях, необходимых для выполнения контрактов. 12. Возможности агентства в стратегическом планировании и исследовании рынка. Таковы основные показатели, по которым рекламодатель выбирает рекламное агентство, но в каждом конкретном случае их число меняется, как правило, в сторону увеличения. Например, иногда добавляется рассмотрение финансовых условий, предлагаемых агентством на проведение конкретных видов рекламных работ. В настоящее время смена рекламного агентства — дело весьма частое. В чем же состоят причины смены рекламодателем рекламного агентства ? Прежде всего это различного рода разногласия. Иногда источником трений с рекламным агентством может быть коренное изменение его маркетинговой стратегии. В результате чего у клиента возникает ощущение, что выбранное рекламное агентство не способно претворить в жизнь его новую стратегию. Предметов для разногласий может возникнуть множество, например, неудовлетворенность, вызванная низким уровнем продаж товара в период совместной работы, недостаточная рекламная активность рекламного агентства на фоне повышенной активности конкурентов или частые дискуссии по поводу размера выплачиваемого вознаграждения. Часто стимулом к смене рекламного агентства является назначение нового руководителя по маркетингу или рекламе. Новый руководитель приносит свое видение этой работы и, возможно, свои связи с другими рекламными агентствами, с которыми он предпочитает работать, так называемый синдром «новой метлы». В отдельных случаях смена агентства может быть вызвана требованиями глобального обслуживания. Эта причина одна из самых существенных именно сегодня, учитывая тесное взаимодействие экономик и широкого проникновения на иностранные рынки. Консультационная фирма, обслуживающая рекламодателя, может рекомендовать пригласить новое агентство для усиления рекламной деятельности и привнесения большей свежести и новизны. Финансовая основа работы рекламного агентства Рассмотрим финансовую составляющую взаимоотношений рекламного агентства и клиента. Ведь не секрет, что ритмичная работа рекламного агентства зависит от стабильности его финансового положения. В соответствии с каждым контрактом агентство получает от клиента (рекламодателя) вознаграждение за выполненную работу. Схема оплаты работы агентства может быть различной. На рекламном рынке сложились определенные формы финансовых взаимоотношений клиента и агентства. Вот наиболее часто встречающиеся: 1) выплата комиссионных; 2) выплата гонораров; 3) почасовая оплата (договорные расценки); 4)комбинированный тип оплаты: комиссионные + почасовая оплата, либо комиссионные + гонорар; 5) выплата дополнительных комиссионных в конце года (бонусы). Коротко опишем эти схемы оплаты работы рекламного агентства. 1. Выплата комиссионных является самой распространенной формой оплаты работы агентства. Традиционной считается ставка комиссионных в размере 15—20% суммы счетов за закупку рекламных площадей в СМИ или других видах рекламоносителей (для прессы, радио, телевидения, это, как правило, 15%, для кино и наружной рекламы — до 20%). В настоящее время в России из-за большой конкуренции между агентствами этот процент имеет тенденцию к снижению. Эта схема предусматривает, что агентство предоставляет клиенту в полном объеме скидки, которые получает от владельца канала распространения. За рекламные услуги, связанные с печатью рекламных материалов, изготовлением сувениров или элементов POS, рекламное агентство получает комиссионные в размере 17,65%. 2. Клиент выплачивает агентству вознаграждение в виде гонорара за оказанные услуги. Величина гонорара определяется обеими сторонами исходя из ситуации на рынке и уровня взаимоотношений друг с другом. Эта форма оплаты чаще встречается при производстве печатной рекламы, рекламных роликов, организации кампаний по стимулированию сбыта и рекламы в местах продаж, разработке дизайна упаковки и создания фирменного стиля и др. 3. Система расчетов между клиентом и агентством, основанная на выплате вознаграждений в виде комиссионных, неоднократно подвергалась критике. Основой для критики является то, что рекламные агентства заинтересованы в увеличении суммы рекламных счетов за размещения, так как это автоматически ведет к повышению стоимости их услуг. Поэтому многие крупные рекламодатели, такие как «Procter & Gamble», IBM, «General Foods» и другие, стали вводить в практику оплату услуг по фиксированным договорным расценкам — почасовую оплату. Она производится прежде всего за творческие работы: разработку рекламной концепции, написание сценария, разработку фирменного стиля и др. Агентство определяет плату за время, потраченное его творческим персоналом на выполнение услуги. Одной из разновидностей почасовой оплаты, которая в последнее время фиксируется в договорах, следует считать увязку стоимости оплаты работы агентства с показателем GRP (сумма рейтингов рекламной кампании), достигаемым агентством при медиапланировании и медиазакупках в работе на конкретную, интересующую рекламодателя аудиторию. 4. В практике работы агентства существуют так называемые комбинированные виды платежей: либо используют комбинацию комиссионных и гонорара, либо — почасовую оплату и комиссионные. Описывать схему такой оплаты практически невозможно, так как она в каждом конкретном случае является предметом договоренности сторон. 5. Клиент может поощрять свое агентство за хорошую работу по итогам, полученным за год. А именно — выплачивать агентству в конце года дополнительные комиссионные (бонусы), исчисляемые в процентах от общей суммы рекламного бюджета. Их величина обсуждается сторонами на стадии подготовки контракта и может в несколько раз превышать размер обычных комиссионных. Бонусы агентству могут платить также многие СМИ (особенно печатные издания) за большие объемы заказов, которые агентство через них проводит. В этом случае размер бонуса, как правило, составляет определенный процент от сделок СМИ и агентства, что стимулирует их рекомендовать рекламодателям «свои» СМИ. Дальнейшее развитие финансовых отношений между агентством и клиентом может привести к тому, что клиент будет оплачивать работу в зависимости от коммерческого успеха проведенной рекламной кампании, от того, каков фактически оказался вклад рекламного агентства в изменение позиции товара на рынке. То есть оплата будет теснее увязываться с конечным результатом работы. Именно такая тенденция начинает прослеживаться во взаимоотношениях между крупными рекламодателями и рекламными агентствами.
|