КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы идеологии белорусского государства как учебная дисциплина.Стр 1 из 22Следующая ⇒ Тема 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства. 1. Основы идеологии белорусского государства как учебная дисциплина. 2. Возникновение термина “идеология” и специфика его понимания в различных социально-философских школах и теориях. 3. Идеология государства - специфический тип идеологии. 4. Структура идеологии белорусского государства и ее компоненты. 5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства Основы идеологии белорусского государства как учебная дисциплина. Самое общее понимание идеологии можно представить как систему целей, ценностей, программ политического, экономического и социального развития, отражающую интересы определённых слоёв, партий, государств, международных организаций. Осознавая свои интересы, люди объединяются в общественные или политические организации, определённым образом участвуют в выборах и референдумах. Возможно ли представить политическую партию или политического лидера, которые не предлагают никакой программы развития и не претендуют на поддержку граждан? Долго ли просуществует государство, в котором нет общепринятых правил и принципов политической, экономической и общественной жизни, не существует программ развития конкретных сфер, обуславливающих экономическое, социальное, политическое развитии и внешнюю политику? Идеология белорусского государства – это цели, задачи и принципы белорусского пути общественного развития, систематизированные и юридически закреплённые Республикой Беларусь. Предметом изучения курса «Основы идеологии белорусского государства» являются особенности белорусского пути общественного, экономического и политического развития. Цель курса: способствовать утверждению гражданственности, осознанного отношения молодёжи к происходящим в обществе и государстве процессам, выработке активной жизненной позиции, что особенно важно для специалистов высшей квалификации, которые составляют основу руководства в сфере производства или оказания услуг. Структура курса охватывает как вопросы общетеоретического характера (понятие идеологии, история развития, основные идеологии современности, политическая культура и идеологические процессы), так и конкретные аспекты, связанные с формированием, содержанием и реализацией идеологии белорусского государства (Конституция как основа государственной идеологии, идеология избирательных кампаний, роль Президента Республики Беларусь и других органов власти в формировании и реализации идеологи белорусского государства, белорусская экономическая модель, социальная и молодёжная политика, а также внешняя политика как важная часть идеологии белорусского государства). 2. Возникновение термина “идеология” и специфика его понимания в различных социально-философских школах и теориях. Понятие "идеология" имеет несколько смысловых значений: • идеология как наука об идеях, которая изучает их происхождение и закономерности проявления в практике развития общества; • идеология (как явление общественной жизни) – понятие, обозначающее социально-политическую направленность и значимость различных взглядов, теорий, концепций. В научный оборот термин «идеология» ввёл Антуан Дестют де Траси в начале 19в. С его точки зрения, идеология – наука об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе, человеке и обществе, а также в основе политики. Человек мыслит, прежде всего, идеями, с их помощью формулирует свои цели и ориентиры, посредством воплощения тех или иных идей реализует себя в реальном мире и изменяет его. Уже в первой половине XIX века кристаллизируется новое понимание идеологии как некой совокупности общественно-политических идей, которые противостоят друг другу, и взаимодействую между собой в борьбе за умы и сердца людей. Идеология постепенно трансформируется в объект исследования. К. Маркс отождествлял идеологию с «иллюзорным сознанием», иллюзорным представлением о реальности, которое зависит от социального положения индивида. Восприятие социальной реальности отличается у представителей различных классов (например, у буржуазии или пролетариата), что и обуславливает «иллюзорность» восприятия социальной реальности, в котором абсолютизируются интересы конкретного социального слоя. Идеология в марксизме – некая теоретически оформленная совокупность идей, которая выражает интересы конкретных социальных групп населения и способна влиять на массовое поведение. К идеологическим формам сознания К. Маркс и Ф. Энгельс относили философию, религию, право, мораль, эстетику. Согласно марксизму смерть идеологии как некой иллюзии реальности возможна только в коммунистическом обществе, где воцарится всеобщее равенство, исчезнут классовые и национальные противоречия и не будет оснований для столкновения различных общественных интересов. Манхейм (двадцатые годы ХХ в.) противопоставляет интересы господствующего и угнетаемого классов. Под идеологией он понимает социальные ценности и приоритеты, отражающие интересы господствующих слоёв, которые воплощаются в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве государства и общества. Идеологии противопоставляется утопия – совокупность интересов подчинённых слоёв, которые не могут реализоваться в данных условиях без изменения социальной реальности, которая воплощает и охраняет идеологию. В целом, с точки зрения Манхейма, идеология – определенная система идей, которые в определённой степени являются искаженным отражением фактов и событий в угоду политическим или иным интересам ее носителя, воплощают в себе особенности структуры сознания, типа мышления и восприятия определенных слоев населения, групп общества, эпох. В середине 50-х - начале 70-х гг. ХХв. и снова с середины 80-х гг. оформляется концепция всеобщей «деидеологизации». Авторы - Р. Арон, Д. Белл, С. М. Липсет, К. Поппер и др. Представители данного направления утверждали, что возрастающее влияние науки приводит к падению влияния на общества политиков и идеологических систем. На фоне стремительного развития технологий материального производства, по мнению сторонников «деидеологизации», приоритет получают «объективные» факторы жизнедеятельности человека: информация, природные ресурсы, экология и т.д. На этом фоне политические концепции приобретают второстепенный характер. Однако именно в этот период значимым фактором общественно-политической жизни становятся новые политические идеологии, претендующие на доминирование в мире. Например, доктрина «общечеловеческих ценностей», призванная примирить конфликтующие государства, социальные группы на принципах гуманизма и человеколюбия. Таким образом, термин «идеология» как форма мировоззренческого опыта людей, прошёл длительный этап эволюции от «беспристрастной науки» к сложному многогранному явлению социально-политической жизни: инструменту власти и политических действий, который систематизирует интересы различных слоёв, выражает и стремиться реализовать их, одновременно разъединяя и консолидируя общество без чего не возможно его развитие.
|