КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политика и правоОсновное направление политической философии – это исследования природы государства и власти вообще. Общество – это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определённые отношения. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстаёт как совокупность общественных отношений. Феномен власти влияет на все стороны человеческого бытия. Стремление получить власть является наиболее знаковым мотивом социальной активности человека, зачастую скрываемым за декларациями социальной полезности его амбиций. Существует такое определение природы политики: захват, удержание и использование власти. В научной литературе существуют разные подходы к пониманию власти, например: Власть – форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов. Власть – то, что способствует достижению, реализации определённых целей. Из этих определений можно сделать вывод, что власть всегда основана на принуждении и на подчинении одних людей другим. Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами. Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность, то есть признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определённых политических сил. Выделяются типы легитимности: Легальный – узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкреплённая деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции. Идеологический – признание власти в силу внутренней убеждённости или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью. Традиционный – признание власти, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс. Структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Персональная легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; Политическая целесообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна она для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы. Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Государство – это основной институт политической сферы жизни общества. Его возникновение обусловлено потребностью человеческого общества в управлении. Споры о происхождении государства и права ведутся с древних времён, и выливаются в создание различных теорий, которых насчитывается множество. К числу наиболее известных и распространённых теорий можно отнести следующие: теологическую (божественную), договорную, теорию насилия, психологическую, материалистическую (классовую). Теологическая или божественная теория утверждает приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и стремится доказать, что нет государства и власти «не от Бога». Она утверждает, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором – результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Теория насилия – возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путём прямого политического действия. Само существование государства – это тоже насилие, так как в нём всегда большинство господствует над меньшинством. По мнению многих сторонников этой теории, государство возникает вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство, в свою очередь, ведёт к появлению частной собственности и классов. Психологическая теория государства и права определяет общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право – обычаям. Оно не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества. Государство определяется как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Государство выполняет ряд функций, поддерживая стабильность общества: Экономическая – организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики. Социальная – удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страховании жизни, поддержании здоровья на должном уровне. Правовая – обеспечение порядка и правовых норм, регулирующих общественные отношения, охрану общественного строя и т.д. Культурно-воспитательная – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности самореализации. Политическая – обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса. Функция взаимовыгодного сотрудничества. Функция обороны страны.
5. Духовная жизнь общества, её уровни и области Духовная жизнь общества – область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нём самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром её является общественное и индивидуальное сознание. Элементами духовной жизни общества принято считать также: духовные потребности, духовную деятельность и производство, духовные ценности, духовное потребление, духовные отношения, проявления межличностного духовного общения. Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально. Духовная деятельность – форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек. Духовная деятельность как всеобщий труд осуществляется в кооперации не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной проблеме. Духовная деятельность, не опирающаяся на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание собственного содержания. Прорывы в духовной жизни осуществляются преимущественно усилиями одиночек или небольших групп людей во главе с ярко выраженным лидером, открывающих новые направления деятельности для постоянно растущей армии работников умственного труда. Духовная деятельность обладает огромной внутренней притягательной силой. Учёные, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание или его отсутствие, поскольку сам процесс творчества доставляет им сильнейшее удовлетворение. Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания. Духовные ценности – категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия. Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей. Вместе с тем сознательное потребление подлинных духовных ценностей – познавательных, художественных, нравственных и др. – выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано с точки зрения долгосрочной перспективы и будущего в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведёт к деградации общества практически во всех его измерениях. Духовные отношения – категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества, многообразные связи, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности. Они существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей – их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные. Духовное общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и её результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание – целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание – феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии. В зависимости от эпохи, характера общества, вызовов времени и стоящих задач на первый план могут выходить те или иные элементы общественного сознания – общественная психология или идеология, обыденное или теоретическое сознание, а также религия, наука, мораль, искусство, право, философия или политическое сознание. Особенностью религиозного сознания является стремление людей освоить окружающий мир посредством обращения к высшим измерениям человеческого духа, в категориях трансцендентного, запредельного, сверхъестественного. Отчётливой является тенденция представить религию в качестве универсального начала, воплощающего общечеловеческий интерес, а также высшей моральной силы, призванной противостоять мирским «порокам» и «злу». Искусство представляет собой форму общественного сознания и практически-духовного постижения мира, отличительный признак которого состоит в художественно-образном освоении действительности. Искусство воссоздаёт (образно моделирует) саму человеческую жизнь в её целостности, служит её воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой. Оно обращено не к утилитарному использованию и не к рациональному изучению, а к переживанию – в мире художественных образов человек должен жить подобно тому, как он живёт реально, но сознавая иллюзорность этого «мира» и эстетически наслаждаясь тем, как он сотворён из материала мира реального. Мораль – это гуманистическое измерение и заданность истории, поскольку реализует потребность людей в человечности, придающей самоценное значение каждой личности и объединяющей их всех благосклонным отношением друг к другу. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общества. Её принципы имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поддерживая и санкционируя тем самым определённые общественные. Авторитет в морали не зависит от официальных полномочий, власти и общественного положения, но является авторитетом духовным. Высшей формой моральной регуляции является саморегуляция, позволяющая предъявлять требования и к другим. Правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей и социальных общностей к праву, законности, правосудию, их представление о правомерном или неправомерном. Фактором, оказывающим решающее влияние на содержание этих знаний и оценок, является интерес творцов и носителей правосознания. Воздействуют на правосознание и другие формы общественного сознания, прежде всего политическое, моральное, философское, а также сложившаяся система права. В свою очередь, правосознание воздействует на существующее право, отставая или опережая его по уровню развития и, соответственно, обрекая его на неуспех или выводя на более высокий уровень. Главной функцией правосознания является регулятивная. Также формами духовной жизни общества являются политическое и правовое сознание и наука (о них см. соответствующие модули).
|