КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектика исторического процессаИсторический процесс – это процесс смены явлений, состояний в развитии человечества. Своеобразие человеческой истории выражается в сознательном характере деятельности людей. Особую роль среди движущих сил исторического процесса играют потребности и интересы человека. Потребности, в диалектико-материалистическом понимании, представляют собой субъективную форму объективно существующих противоречий. Это целостная система связей субъекта со средой (природной и общественной), выражающих необходимость в определённых благах и активность в овладении ими. Основными чертами потребности являются импульсивность (побудительность к действию), избирательность (направленность на то, что необходимо субъекту), повторяемость (удовлетворённая потребность через какое-то время воспроизводится вновь), преемственность и возвышение (изменение старых и порождение новых, более масштабных и сложных запросов), активность (поиск средств и условий для удовлетворения потребности). Интерес фиксирует направленность деятельности субъекта – поисковую, познавательную, преобразовательную, потребительскую и т.д. Различают интересы по степени общности их носителей – индивидуальные, групповые, общечеловеческие; по характеру субъекта социального действия – классовые, национальные, государственные; по сфере направленности – экономические, социальные, политические, духовные, экологические, демографические; по степени осознанности – стихийные, сознательные; по возможности осуществления – мнимые, реальные; по отношению к обществу и природе – прогрессивные, реакционные, относительно нейтральные. С одной стороны, общество развивается по своим объективным законам, с другой – все участники социальной сферы являются движущими силами истории. Диалектика исторического процесса также заключается в той роли. Которую в нём играют народ и личность. Понятие «народ» принято отличать от понятий «население» и «масса людей», «толпа». Под населением понимается вся совокупность (масса) людей, проживающих в определённых пространственно-временных координатах. Понятием народ охватывается совокупность групп трудящихся, создающих материальные блага и духовные ценности, решающих в данную эпоху прогрессивные исторические задачи и обеспечивающих удовлетворение личных и общественных потребностей населения. Важнейшими характеристиками народа называют общность культурных традиций, истории, языка, территории, социального характера. Сущность народа – быть социально-историческим субъектом, что выражается в социальной активности входящих в народ людей. До уровня субъекта исторического процесса дорастает тот, кто осознаёт своё место в обществе, руководствуется как личными, так и общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Человек становится членом толпы вследствие отрешённости (отстранённости) от информационных потоков, безволия. Выпадают из состава народа эгоцентристы (их интерес чрезмерно направлен на удовлетворение собственных амбиций) и люди, потерявшие своё «лицо», ставшие членами толпы, мыслящие и действующие по принципы «я как все». В истории философии и общественной мысли в целом существуют взгляды, преувеличивавшие роль народа или личности в истории. Однако постановка вопроса о субъекте истории не носит характер дилеммы – народ или личность творит историю. Народ – не обезличенная толпа, а совокупность личностей. Во взаимоотношении «народ – личность» действует диалектический принцип «и – и». Историю творит и народ, и личность. В целом любая личность противоречиво воздействует на исторический процесс: одними своими «гранями», сторонами деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими – реакционное, на одних этапах жизнедеятельности ускоряет ход истории, а на других замедляет. Указывая значение той или иной исторической личности, нельзя переходить к культу личности. Авторитет необходим в любой сфере деятельности. Хотя авторитет выдающейся личности и культ личности противоположны, но между ними есть связь. Культом может быть только обладающая выдающимися способностями личность. Нарушение меры авторитета способно породить культ личности. Поэтому нельзя забывать, что любая личность в значительной мере – это часть народа.
|