КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия ценностей⇐ ПредыдущаяСтр 55 из 55 Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов и процессов для человека. Ценности аккумулируют в себе общую направленность потребностей, интересов и переживаний субъектов, закрепляются в обычаях, нравственности, общественном мнении, вкусах. Ценность – основание выбора субъектом целей (что надо сделать?), планов (как это делать?), средств и условий деятельности (во имя чего это делать? Что предпочесть? От чего отказаться?). Процедура выбора на основании ценностей есть оценка. Направленность субъекта в его деятельности на ту или иную ценность есть ценностная ориентация. Благодаря ценностям человек вырабатывает определённую жизненную позицию. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм. Ценностное отношение личности к миру и к себе реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Воля – сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности. Совокупность ценностей, воплощённых в системе материального производства, организации власти, способах обучения и воспитания, нравственных нормах и т.д., образует духовно-смысловой каркас определённой цивилизации. Ценности подразделяются на материальные (финансовое благополучие, собственность, успешная карьера и т.д.) и духовные, а последние предстают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т.д. Основная форма, которая вбирает в себя ценности – идеал, то есть высшая, совершенная цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности на пути от сущего к должному. Различают идеалы общечеловеческие – истина, красота, справедливость; конкретно-исторические ценности больших социальных групп – равенство, демократия, независимость, державность; ценности малых групп – успех, богатство, мастерство, самосовершенствование. Для общества важно не терять из виду основные цели и не подменять фундаментальные ценности инструментальными. Так, для сообщества людей фундаментальное значение имеет осуществление прав и свобод каждой личности, а прикладное – техника, экономика, рынок, политика, демократия и т.п. С помощью инструментальных средств общество создаёт предпосылки для проявления творческих качеств человека. Выделяются по ориентации на ценности гедонизм – жить без наслаждений невозможно; аскетизм – воздержанность в удовлетворении потребностей; созерцание – пассивное отношение ко внешнему миру; деяние – активно-преобразовательное отношение к действительности. В различные эпохи и у разных субъектов выделяются три основные ценностные ориентации: на потусторонний мир, на самого себя и на общество. Ориентация на потусторонний мир возникает, когда человек чувствует себя слабым перед таинственными силами мироздания, неудовлетворённым своей «посюсторонней» жизнью; испытывает благоговение перед величием открывающейся перед ним вечности и бесконечности после смерти тела. Человек преклоняется перед сверхъестественным и хочет приобщиться к святому. Эта ориентация доминировала в эпохи, когда личностные характеристики были выражены слабо, господствовал коллективизм, корпоративность. Ориентация на самого себя предполагает выделение личности из общества, некоторый уровень рефлексии. Уход в личную жизнь и разочарование во всём, что происходит за её пределами, характерен для всех эпох упадка, неоправдавшихся надежд. Ориентация на общество возникает тогда, кода вера в авторитет мирового духа слабеет, а гедонизм демонстрирует разложение. Человек при этом понимается либо абстрактно, как представитель человеческого рода, либо низводится до функции общества. Каждая из ценностных ориентаций, взятая в отдельности, является односторонней. Эта односторонность преодолевается в попытках синтеза различных подходов. В современном мире ведущей должна быть общечеловеческая ценностная ориентация, направленная на выживание и дальнейший прогресс цивилизации. Установка рационализма «знание – сила», позволяющая манипулировать вещью, товаром как объектом, заменяется мудростью, ориентирующейся на гармонию человека, общества и природы, на мир и добро, творчество и красоту, признание святости всего существующего.
Рекомендуемая литература 1. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн., 1997. 2. Барулин, В.С. Социальная философия: учебник / В.С. Барулин. – М., 1999. 3. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения / М. Вебер. – М.,1990. 4. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М., 1989. 5. Вишневский, М.И. Духовная синергия, ее образовательные основы / М.И. Вишневский. – Могилев, 2006. 6. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008. 7. Власть. Очерки современной политической философии Запада. – М., 1989. 8. Вязовкин, В.С. Бытие и мышление / В.С. Вязовкин, Т.М. Тузова. – Минск, 2000. 9. Гаджиев, К.С. Политическая философия / К.С. Гаджиев. – М., 1999. 10. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. – М., 2007. 11. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М., 1995. 12. Данилов, А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма / А.Н. Данилов. – Мн., 2001. 13. Ильенков, Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков // Философия и культура. – М.,1991. 14. История и философия культуры. – М., 1996. 15. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб., 1996. 16. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010. 17. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию / В.Е. Кемеров. – М., 1996. 18. Кимелев, Ю.А. Философия религии: Систематический очерк / Ю.А. Кимелев – М., 1998. 19. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. – М., 1992. 20. Луман, Н. Власть / Н. Луман. – М., 2001. 21. Манхейм, К. Идеология и утопия / К.Манхейм. – М., 1993. 22. Митрохин, Л.Н. Философия религии / Л.Н. Митрохин.– М., 1993. 23. Момджян, К.Х. Введение в социальную философию / К.Х. Момджян. – М., 1997. 24. Морфология культуры. Структура и динамика. – М., 1994. 25. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. – М., 1997. 26. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991. 27. Панарин, А.С. Философия политики / А.С. Панарин. – М., 1999. 28. Структура общества и массовое сознание. – М., 1999. 29. Тавризян, Г. Техника, культура, человек / Г. Тавризян. – М., 1986. 30. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э.Тоффлер. – М., 2002. 31. Философия истории / под ред. А.С. Панарина. – М., 1999. 32. Философия истории: антология. – М., 1995. 33. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998. 34. Философия техники: история и современность. – М., 1997. 35. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999. 36. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001. 37. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Стёпин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007. 38. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003. 39. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. 40. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001. 41. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2007. 42. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. – М., 1992. 43. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000. 44. Шпенглер, О. Закат Европы: в 2 т. / О. Шпенглер.– М., 1993, 1998. 45. Яскевич, Я.С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия / Я.С. Яскевич. – Мн., 2005.
|