Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Список текстов для чтения




Читайте также:
  1. F65.6 Множественные расстройства сексуального предпочтения.
  2. F81.0 Специфическое расстройство чтения.
  3. I. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
  4. Lt;variant> текстовую числовую графическую музыкальную комбинированную.
  5. Бердяев, Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / Н. Бердяев // Мир философии. Книга для чтения : в 2 ч. – М., 1991. – Ч. 1. – С. 549 – 554.
  6. БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  7. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  8. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  9. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  10. Библиографический список

Лекция 1.

XVII век – как новый этап в истории зарубежной литературы. Барокко как художественный стиль и литературное направление. Испанское барокко: драматургия, поэзия, проза.

План

 

1. Общая характеристика социально-политической и культурной жизни Европы в XVII веке.

2. Эстетика барокко. Термин «барокко».

3. Испания XVII века и формирование барочной картины мира.

4. Поэзия испанского барокко. Культизм Гонгоры как «умный» стиль. Консептизм Кеведо как образец «темного» стиля.

5. Барочная проза. «Низовое барокко» Кеведо. Жанр плутовского романа в испанской литературе XVII века.

6. Драматургия испанского барокко. Философская драма П. Кальдерона. «Жизнь есть сон» как образец барочной драмы.

 

1. Когда мы говорим о XVII веке, как о литературной эпохе, то имеем в виду отнюдь не календарные рамки: некоторые новые художественные тенденции заявляют о себе еще в конце XVI века, другие, напротив, возникают не ранее 20-х годов следующего столетия. Примерно с 90-х годов XVII века начинаются такие социальные и культурные процессы, которые можно отнести к новому этапу-эпохе Просвещения. Однако хотя и невозможно указать на точный, единственный хронологический рубеж, с которым эпоха Ренессанса прекращает свое существование и возникает новый период. Следующая за Возрождением культурная эпоха начинается как раз с острого ощущения изменившегося времени, мира, человека. Главное, что характеризует историю Европы XVII века – это переходность, кризисность эпохи. Рушатся вековые устои; феодальные порядки еще сохраняют господство, но в их глубинах неизбежное крушение всей системы. На смену ренессансному мироощущению, оптимистическим упованием на преобразовательные возможности ренессансного разума приходит ощущение дисгармонии бытия, противоречивости и хрупкости человека – «мыслящего тростника», по словам французского философа Паскаля. XVII век был неспособным и бурным периодом в истории Западной Европы. Это время, когда продолжаются религиозные конфликты между католиками и протестантами и набирает силу контрреформация, когда завершается буржуазная революция в Нидерландах, когда многие европейские государства вовлечены в затяжную Тридцатилетнюю войну, особенно разрушительную для Германии, едва закончился этот трагический конфликт (1648), как и в Англии началась буржуазная революция, а во Франции – оппозиционное абсолютизму движение Фронды. Однако как бы в противовес противоречивому и зыбкому бытию человек XVII века уповает на разум: это век стремительного развития физико-математических наук, время научной революции, которую совершали столь известные ученые, как Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон. В это время наука впервые оформляется как официальные институт. В Европе возникают первые научные общества и академии, начинается издание научных журналов. Схоластическая наука Средневековья уступает место экспериментальному методу. Истины Священного Писания заменяются опытом и научным анализом. Ведущей областью науки становится математика. И однако, самые блестящие результаты научных изысканий в этот период не устраняли, а обостряли ощущение неопознанности – загадочности внутренней жизни человека. Как писал один Нидерландский поэт:



Нам сумму знаний хочется постигнуть!

Увы! В самих себя никак не вникнуть.

Взгляд на себя, на мир человека XVII века был более трезвым, чем в период Возрождения. Жизнерадостной, оптимистической веры в свои возможности, уверенности в гармонии вселенной здесь нет места. Человеческий разум понимается как достаточно верный и тонкий, но почему успехи науки сочетались со скептицизмом, уверенность соседствовала с сомнением, рассудочность противостояла эмоциональности – и вообще облик этой эпохи в целом определяли противоречащие друг другу начала.



Противоречия составляют основу отношений искусства, литературы того времени. Художественный облик эпохи определяют два основных противоречащих друг другу направления: барокко и классицизм. . В самих этих определениях уже ощущается выразительный контраст: если «барокко» - слово неясного происхождения, имеющее несколько значений и употребляющееся в нескольких языках, кстати использовалось долгое время в смысле «безвкусный, странный, причудливый», то «классицизм» - слово пришедшее из латыни и означающее «образцовый». Долгое время критики так и воспринимали барочную и классицистическую литературу: первую – как литературу «неправильную», «дурного вкуса», вторую – как «правильную», «совершенную». Но со временем читатели научились ценить и барочную причудливость и странность, и ясность и стройность классицизма. Тем более, что в этих двух системах есть и общие черты.

Общие черты классицизма и барокко:

1. барокко и классицизм возникают как осознание кризиса ренессансных идеалов; это широкие идейные и культурные движения, приходящие на смену Возрождению.

2. художники и барокко и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической концепции Возрождения: вместо гармонии между человеком и обществом искусство XVII века обнаруживает сложное взаимодействие личности и социально-политической среды;

3. вместо гармонии разума и чувства выдвигается идея подчинения страстей велениям разума.

2. Процесс расширения общеевропейского кризиса в культуре Ренессанса стал началом формирования нового направления в искусстве и литературе – барокко(от ит. barocco – жемчужина неправильной формы, то есть « странный»). В условиях бурных событий переходного периода эпохи – наступление Контрреформации, усиление феодальной реакции, разрушительных войн, народного освободительного движения происходят существенные сдвиги в мировоззрении, которые и определили характер нового стиля. Развивается барокко в каждой из стран не одновременно: с середины XVI века в одних странах (Италия), а в других (Россия) даже до середины второй половины XVIII века.

Искусство барокко (так же как и его теория, не оформленная в стройную систему) получило наибольшее распространение в Италии. Под барокко подразумевалось нечто вычурное, даже уродливое. Это название было в насмешку дано эстетами XVIII в. искусству XVI и XVII вв. Оно было унаследовано и художественной критикой XIX в. Считалось упадком красоты и хорошего вкуса. Поэтому до сих пор критики часто используют термин барокко, характеризуя завершение или упадок определенного стиля. Но историческое барокко – XVII в. Со временем термин «барокко» утратил негативный подтекст и стал использоваться применительно к скульптуре, живописи, музыке и литературе. Немецкий историк искусств Г. Вельфин рассматривал Ренессанс и барокко как выражение двух чередующихся принципов, ни один из которых не может претендовать на приоритетность.

Слово «барокко» неясного происхождения: одни ученые считают, что оно происходит от итальянского barocco (странный, химерный, причудливый), другие – от португальского perola barocca (жемчужина неправильной или необычной формы,). Впервые термин ввели в начале XVIII века по отношению к архитектуре, живописи, музыке, чтобы подчеркнуть отличие нового стиля от Ренессанса. По отношению к литературе его стали употреблять в конце XIX века. То есть барокко не только литературное направление, оно охватывает живопись, архитектуру, музыку и другие виды искусства.

Барокко – это пышность, декоративность, величие, замысловатость, текучесть, порыв, страсть, экстаз, артистизм, личностность. Оно было призвано возвеличивать католическую церковь и короля. Все в искусстве утверждало человека как частицу космоса. Не прошли даром идеи Дж. Бруно, Кампанеллы, успехи физики, астрономии. Доминирующими видами искусства выступали изобразительные – архитектура, скульптура, живопись.

Искусство и литература барокко стремились передать в художественных образах противоречивость и дисгармонию человеческой жизни. Поэтов художников, скульпторов влекут темы кошмара и ужаса. На смену скептическому отношению к религии, свойственному гуманистам Возрождения, приходит религиозная исступленность. Бог становится мрачной, жестокой и беспощадной силой, тема ничтожества человека перед этой грозной силой одна из излюбленных тем барокко.

В барокко на смену ренессансной идее развития общества как поступательного движения к гармонии человека и природы, человека и государства приходит пессимистическое ощущение дисгармоничности окружающей действительности, непостижимого хаоса жизни. Ренессансно-гуманистичное убеждение во всесилии человека сменяется идеей неспособности человека побороть зло, которое господствует в мире, калечит и уродует человеческую личность. Барокко – болезненное дитя, рожденное от урода отца и красавицы матери. Гуманистическая античность, восставшая из праха в период Возрождения, и мрачная тень средневекового мракобесия – вот родители барокко. И дитя получилось необычное (barocco – неправильный, странный).

Литература барокко создала свою эстетическую и литературную теорию, которая обобщала уже имевшийся художественный опыт. Наиболее известны сочинения Б. Грасиана «Остроумие или искусство изощренного ума» (1642) и «Подзорная труба Аристотеля» Э. Тезауро (1655). В последнем, в частности, отмечается исключительная роль метафоры, театральность и яркость, символичность, способность сочетать полярные явления.

Значительным выразителем барочных идей был итальянец Эммануэле Тезауро. Ему принадлежат трактаты «Подзорная труба Аристотеля» (1654) и «Моральная философия» (1670). Он согласен с Аристотелем в том, что искусство есть подражание природе. Но толкует это подражание иначе: «Те, кто умеют в совершенстве подражать симметрии природных тел, называются ученейшими мастерами, но только те, кто творит с должной остротой и проявляет тонкое чувство, одарены быстротой ума». Истинное в искусстве совсем не то, что истинно в природе. Поэтические замыслы «не истинны, но подражают истине», остроумие создает фантастические образы «из невещественного творит бытующее».

Новой эстетической системе не свойственно гармоничное мировосприятие. Сохраняя преемственную связь с Возрождением, барокко противопоставляет закону гармонии свободную игру воображения и фантазии, соединяет в себе различные противоречивые тенденции. Барокко сложное явление, в котором соединились различные художественные тенденции. В идеологическом плане барокко характеризуется осознанием антагонизма между идеалом и действительностью, личностью и обществом. В литературных произведениях доминирует мнение о невозможности предвидеть повороты жизни, трагизм человеческого существования. Противоречивость - основная черта барокко. Но все же, несмотря на эти несовместимые тенденции данного направления, можно проследить то общее, что составляет целостную, хотя и не последовательной системе данного направления.

В литературе барокко теряется характерная для Ренессанса гармоничность мировосприятия. Разрушается представление о целостности личности человека, о единстве общественного и личного. На первый план выходит осознание антагонизма между идеалом и действительностью, между интересами отдельного человека и общества в целом. Обостряются чувства, связанные с осознанием противоречивости мира, иллюзорности счастья, шаткости жизненных ценностей. Разрушение ренессансной уверенности в определяющей роли энергичного образованной человека, способного изменить мир, прежде всего отразилась на особенностях литературного героя и на общей эмоциональной окрашенности барокковых художественных произведений. В период кризиса гуманизма и разочарование в гуманистических идеалах Ренессанса существенные изменения претерпевает и концепция человека. Человек уже не считается центром мира, вселенной, подлежат сомнению также неограниченные возможности человека, осмысливается зависимость человека от внешних условий жизни и существования. Человек изображается способным как на хорошие, так и на плохие поступки. На этих основах начинает формироваться новая эстетическая система, определившая характер нового этапа развития европейской культуры. Характерной ее особенностью стала внутренняя противоречивость.

Таким особенностям мировосприятия соответствуют и признаки стиля, характерного для барочных произведений. Наблюдается тяготение к контрастам, соединению фантастических и реальных образов, использование мистики, аллегории и натуралистических деталей, сочетание античной мифологии с христианской символикой. Богатство, пышность декора свойственны не только архитектурным зданиям, но и литературным произведениям. Характерной чертой стиля становится усложненность, метафоричность, использование антитезы, гиперболы, композиционной неупорядоченности.

Переход от Возрождения к барокко был подготовлен еще в позднем Возрождении: трагические, пессимистические ноты ощутимы уже у Шекспира. Еще в эпоху Ренессанса началось творчество Джона Донна. В конце XVI века потерян был оптимизм и вера в то, что человек венец творения, хозяин своей судьбы; теряется гармония человека с природой и как следствие – человека с самим собой. Мир – Хаос, а Человек – игрушка в руках судьбы. В произведениях писателей барокко предпринята попытка реставрировать средневековые мироощущения. В XVII веке писатели говорят о том, что человек творение Бога, и стоит уповать только на Бога. Кальдерон в одной из своих пьес скажет «слезы, друзья, осушите и в положение, в котором вы оказались, не впадайте. Бог вас не оставит».

Таким образом, в основу барокко положена полемичная по отношению к ренессансным традициям концепция человека: человек – существо слабое и глупое, обречён блуждать в трагическом хаосе жизни. Глубоко пессимистическая концепция бытия приводит к аскетическому отношению к религии. Барокко создаёт элитарную теорию искусства, утверждает особый метафорический орнаментальный стиль. Основываясь на идее дисгармонии мира, писатели старались выразить эту идею в самой образной системе произведения, увлекаясь смысловыми и живописными контрастами.

Для литературы барокко было характерно отражение таинства мира, жизни, внутреннего состояния человека. Мир в литературе барокко изображается в момент драматического напряжения, а человек, как неотъемлемая часть вселенной участвует в решении его конфликтов и в полной мере испытывает на себе весь трагизм мира. Картина мира в искусстве барокко отличается сложностью и противоречивостью. Литература барокко под влиянием крупных научных достижений XVI - XVII веков открыла безграничность мира, его способность к постоянному движению, изменению и восстановлению форм. Многообразие вселенной в ее различных проявлениях составляет главный объект барокко.

Черты художественного метода барокко:

- динамизм и экспрессивность выразительных средств

- внутренняя диалектика

- резкая контрастность образной системы

- подчёркнутое совмещение «высокого» и «низкого» в языке

Черты барокко в литературе:

1). Трагическое восприятие жизни – идея зависимости человека от непонятного сложного мира

2). Высокая экспрессивность, сложность громоздкость формы (выражается яркой метафорой, используется гротеск, символика, оксюморон)

3). Сочетание в одном произведении контрастных явлений, противоположностей.

Различают «высокое» и «низкое» барокко.

Высокое барокко разрабатывало высокую, то есть философскую, общечеловеческую проблематику, затрагивало вечные вопросы - элитарные идеи, возвышенная риторика: театр Пьера Кальдерона, поэзия Джона Донна (Англия), поэзия Л. де Гонгоры (Испания).

Низовое барокко обращается к современному, бытовому, частному материалу, опирается на сатиру, противопоставляет стиль комического бурлеска, сознательно пародирующих возвышенную образность (плутовской роман – Ф. де Кеведо, Шарль Сорель, Поль Скаррон)

3. Особое значение барокко приобретает в Испании, где барочная культура проявилась практически во всех сферах художественного творчества и коснулась всех художников. Испания, в XVII в. переживавшая упадок, пребывавшая под властью не столько короля, сколько церкви, дала особый настрой барочной литературе: здесь барокко приобрело не только религиозный, но и фанатический характер, активно проявлялось стремление к потустороннему, подчеркнутый аскетизм. Однако именно здесь ощущается влияние народной культуры.

Испанское барокко оказалось необычайно мощным направлением в испанской культуре в силу особых художественных и культурных связей Италии и Испании, специфических внутренних условий, особенностей исторического пути в XVI-XVII вв. Золотой век испанской культуры был связан, прежде всего, с барокко, и в максимальной мере оно проявилось в литературе, ориентировалось на интеллектуальную элиту. Некоторые приемы использовались уже художниками позднего Ренессанса. В испанской литературе барокко нашло свое выражение и в поэзии, и в прозе, и в драматургии.

Важной особенностью искусства испанского барокко является ориентация, прежде всего, на интеллектуальную элиту. Эта своеобразная аристократия искусства особенно ярко проявляется в языковой практике испанских писателей.

В испанской поэзии XVII в. барокко породило два течения, боровшиеся между собой – культизм и консептизм. Сторонники культизма, называемого также гонгоризмом по имени одного из его основоположников Луиса де Гонгоры, противопоставляли отвратительный и неприемлемый реальный мир совершенному и прекрасного миру, созданному человеческим воображением, который постичь дано только немногим. Приверженцы культизма обратились к итальянскому, т.н. «темному стилю», для которого характерны сложные метафоры и синтаксис.

Консептисты же ставили перед собой задачу через слово и мысль раскрывать глубинные и неожиданные связи различных объектов. В отличие от культистов, облекавших в сложные формы простые мысли и образы, консептисты исходили из идеи внутренней сложности самой формируемой мысли (консепта). Язык консептистских произведений не менее сложен, чем у культистов, но эта сложность возникала из стремления писателя сочетать максимальную выразительность с предельным лаконизмом и возможно большей смысловой насыщенностью каждого слова и фразы. Приемы консептизма – игра на буквальном и фигуральном значении слова и вообще на его многозначности, игра слов и каламбур, пародийное воспроизведение и разрушение словесных штампов, привычных словосочетаний, идиоматических выражений и др. Наиболее ярко эти черты представлены в творчестве Фрациско де Кеведо.

Культисты и консептисты нередко враждовали: Кеведо, например, во многих своих сатирических стихотворениях и прозаических памфлетах осыпал градом насмешек и пародировал характерные шаблоны и штампы культистской поэзии. На практике, однако, приемы культизма и консептизма можно обнаружить часто в творчестве одного и того же писателя. Литераторов испанского барокко за их приверженность к усложненной форме, тщательный отбор и шлифовку образных средств языка в последующие века не раз причисляли к формалистам. С этим согласиться нельзя. И Гонгора, и Кеведо, и Кальдерон, и другие писатели стремились не к формальной игре словом, не к демонстрации остромыслия, столь высоко ценившегося их современниками, а к возможно более полному и глубокому раскрытию существенных сторон действительности. Формалистическим искусство слова деятелей испанского барокко становится лишь на исходе XVII в., когда эта художественная система начинает переживать упадок.

4. Искусство должно служить немногим избранным – таков исходный тезис «ученой поэзии» Луиса де Гонгоры (1561-1627). «Темный стиль» поэзии имеет следующие преимущества перед ясностью прозы: 1) он исключает бездумное чтение стихов: для того, чтобы постигнуть смысл сложность формы и «зашифрованного» содержания читатель дает не раз, вдумываясь, перечитывать стихотворение; 2) преодоление трудностей всегда доставляет наслаждение.

С помощью «темного стиля» Гонгора отвергает уродливую действительность и возвышает ее средствами искусства красоты, которая, по мнению поэта, немыслима в окружающей реальности, обретает свое идеальное существование в художественном произведении.

В 1582-85 годах Гонгора создает около 30 сонетов, которые он пишет по мотивам Ариосто, Тассо и других итальянских поэтов. Стилизируя некоторые мотивы и приемы первоисточника, Гонгора углубляет их пессимистичное звучание. Едва ли не основной темой его сонетов становится тема смерти, противостоящей жизни, темой старости, противостоящей молодости. Дисгармония мира, в которой счастье мимолетно перед лицом всевластного ничто, подчеркивается гармонически стройной, до мельчайших деталей продуманной композицией стихотворений. Иногда стилизация у Гонгоры напоминает пародию на идеал.

Пародийное смешение планов легко обнаруживается и в создававшихся в те же годы романсах (пародируются рыцарские, пасторальные, «мавританские» сюжеты). Литературная пародия для Гонгоры – способ выражения отношения к действительности, лишенной красоты, благородства и гармонии. Пародия перерастает в бурлеск, построенный на несоответствии вульгарного тона повествования его «высокому» содержанию.

В произведениях Гонгоры взаимодействуют два плана: реальный и идеальный. Реальный план всегда отражает безобразную действительность, а идеальный – «навязываемую» ей красивую неправду. Поэтому вторжение идеального начала в реальное рассматривается как одна из первопричин человеческих бед; идеальное при этом обречено на поражение.

Фактически для Гонгоры одинаково неприемлемы и идеальное и реальное, всякая действительность отвратительна.

В некоторых стихотворениях Гонгоры конца XVI начале XVII веков отрицание и критика реальности обретают социальное звучание. Наиболее обобщенную характеристику социальной действительности Испании Гонгора дает в сатирическом стихотворении «Деньги – это все». Он не может принять мира, в котором всевластным господином стали деньги. И единственное убежище, где можно скрыться от реальности, по его мнению, - это эстетическая утопия, которую он творит в своих поздних поэмах: «Предание о Полифеме и Галатее» (1613) и неоконченный цикл «Одиночества» (1614). В поэме о Полифеме использован сюжет мифа о преследовании чудовищем Полифемом прекрасной нимфы Галатеи. В описании счастливой любви Акида и Галатеи (грозным аккомпанементом этой идиллии служат хриплые стенания Полифема) передана неувядающая красота земного мира и первозданной природы.

Многообразие, изобилие материального мира составляет главный мотив и цикла пасторальных поэм «Одиночества». Смысл поэмы двойственен: с одной стороны, еще «одиночество», безлюдье лесов и полей, среди которых развертывается действие, с другой – «уединение», уход от действительности, от мира зла и корысти, в воображаемый золотой век человечества, а все люди-братья. Но, изображая идиллию человеческих отношений, Гонгора ни на минуту не забывает, что эта идиллия – всего лишь поэтический мираж, сладостная, но нереальная мечта.

5. Показательным жанром литературы XVII века является плутовской роман. Непосредственным предшественником, а по мнению многих исследователей – первым образцом плутовского жанра, является анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса» (1554). Родоначальное произведение этого жанра – «Гусман де Альфараче» Матео Алемана. Плут Алемана стал в XVII и XVIII веках нормой и образцом для целой серии «плутовских» романов в Испании и за ее пределами. При этом само имя героя было со временем почти забыто и заслонено его типичной для известной эпохи историей, его «плутовским» образом жизни. Другие плутовские романы расширяют, совершенствуют открытый Алеманом вид повествования и в некоторых отношениях даже превосходят первоначальный образец («Бускон» Кеведо, «Симплициссимус» Гриммельсгаузена, «Жиль Блаз» Лесажа). Но ни в одном из них исторический тип «пикаро» не нашел такого яркого воплощения, как в «Гусмане де Альфараче».

Пикаро – босяк, бродяга, рыцарь социального дна, «искатель житейской удачи и легкой жизни» (Кеведо), ради которой не брезгует никакими средствами. То он нанимается слугой, но, ни к кому не привязываясь, меняет хозяев, то ходит с «корзиной», подносит покупки с рынка, помогает на кухне, ибо любит быть поближе к котлу. Временами он ворует, побирается, но это не профессиональный вор, не нищий - и тот и другой с средних веков имели свои корпорации и уставы, тогда как пикаро - вольная птица и не любит клетки. Продукт разложения корпоративного строя, он своего рода робинзоном проходит через мир, где все против него и он один против всех, но это робинзон беспечный, не накопитель, а мот, картежник, шулер; порой, если улыбнется фортуна, – франт, хотя чаще щеголяет в лохмотьях и питается чем попало. Вместе с тем он предприимчив, остроумен в проделках, нередко образован.

«История жизни пройдохи по имени дон Паблос» Франсиско Кеведо была напечатана впервые в 1623 году, но сочинена уже к 1613 году. До нас дошли несколько ее рукописных редакций. Литературными корнями книга Кеведо уходит в плутовскую традицию. Как и в случае с Ласаро и Гусманом, жизнь Паблоса – это бегство от мира. Но уже не от мира непознанного (случай Ласаро), а от мира познанного. Процесс этот протекает, однако, значительно сложнее. Когда отец Паблоса погибает на эшафоте, сынок восклицает: «...если батюшка мой попал на лобное место, то я хочу попытаться выше лба прыгнуть». И он пытается прыгнуть, чувствуя, что над ним тяготеет родительская судьба. Но бессознательно, незаметно для самого себя, он ступает именно на отцовский путь, предварительно испробовав разные пути к спасению. «Выше лба» ему так и не удалось прыгнуть. В конце концов Паблос скатывается на дно, отвергая все и вся. Это то, что касается судьбы героя-рассказчика. Что касается панорамы жизни в романе, то она шире, чем в «Ласарильо», и значительно разнообразнее. Шире она не только за счет количества отдельных типажей, но и за счет представленных там социальных групп. В «Паблосе» уже нет строгой определенности в распределении прав автора и рассказчика. Отношение Кеведо к изображаемой им реальности гораздо неопределеннее. Кеведо способен мгновенно переходить от жестокой шутки к абсолютному бесстрастию или буйному веселью. Возможно, что это объясняется и сложностью самой человеческой и писательской натуры Кеведо. Гуманист, католик, моралист, он в то же время скептичен, ироничен, непочтителен, одержим бесом разрушительной фантазии; в пылу он порой даже может забыть свои же первоначальные намерения.

6. Особое значение в испанском барокко приобретает драматургия. По преимуществу барочные мастера работали в жанре трагедии или драмы. Значительный вклад в развитие испанской драматургии внес Тирсо де Молина (фрей Гaбриэль Тельес). Он создал около 300 пьес (сохранилось 86), по преимуществу религиозных драм (ауто) и комедий нравов. Мастер виртуозно разработанной интриги, Тирсо де Молина стал первым автором, обработавшим в мировой литературе образ Дон-Жуана. Его «Севильский озорник, или Каменный гость» не только является первой разработкой этого сюжета, но и выдержан в духе барокко с предельным натурализмом в последней сцене. Творчество Тирсо де Молина как бы перебрасывало мостик от маньеризма к барокко, во многом он открывал путь, по которому пошли драматурги школы Кальдерона, выстраивая свою художественную систему, синтез маньеризма и барокко.

Драматургия испанского барокко представлена творчеством Педро Кальдерона де ла Барка(1600-1681). Писал любовные комедии (комедия «плаща и шпаги»): «Дама невидимка», «Дом с двумя выходами»; драмы чести: «Врач своей чести», «Саламейский алькальд»; морально-философские и религиозные драмы («ауто»). В его творчестве нашло свое предельное выражение пессимистическое начало, прежде всего, в религиозных и морально-философских сочинениях.

Вершиной является морально-философских драма «Жизнь есть сон» (1636), где барочное мироощущение получило наиболее полное выражение. Кальдерон показывал трагические противоречия жизни человека, из которых нет выхода, за исключением обращения к богу. Жизнь изображается как мучительное страдание, любые земные блага призрачны, границы реального мира и сна размыты. Человеческие страсти бренны, и только осознание этой бренности и дает познание человеку.

Действие происходит в Полонии (Польше), но множество деталей показывает, что это лишь условное место действия. Король Басилио усомнился в предсказании 20-летней давности, руководствуясь которым он заключил своего сына Сегизмундо в темницу посреди глухого леса. Пока Сегизмундо спит, его переносят во дворец. Проснувшись, он узнает, что является наследником престола, и начинает совершать бесчинства вплоть до убийства человека. Несчастливое предсказание начинает сбываться, и чтобы не сбылась самая страшная его часть – свержение короля, уснувшего Сегизмундо снова переносят в темницу, а когда он просыпается, его наставник сообщает ему, что все это было лишь во сне. Между тем предсказание продолжает сбываться: восставший народ свергает Басилио и предлагает корону Сегизмундо. Но он от нее отказывается, излагая в своем монологе основную философскую идею пьесы:

Что жизнь? Безумие, ошибка.

Что жизнь? Обманность пелены.

И лучший миг есть заблужденье.

Раз жизнь есть только сновиденье,

А сновиденье – только сны.

В пьесе Кальдерон размышляет о коренных проблемах бытия – жизни и смерти человека, соотношении правды и лжи в человеческой реальности, о смысле и назначении власти.

Кальдерон уповает на разум как на силу, способную помочь человеку обуздать страсти, помочь найти верный путь если не к истине, то, по крайней мере, к душевному покою. Кальдерон отстаивает право человека на свободу вообще. В монологе 1 акта Сегизмундо, сравнивает себя с птицей, зверем, рыбой, ручьем, с тоскливым недоумением спрашивает: почему он, в ком больше свободы воли, жизни, чувства, знания, страсти, свободен в меньшей мере, чем твари божьи или мертвая природа. Отцовская тирания лишила Сегизмундо возможности выбора и, сделав его игрушкой страстей, предопределила его необузданные, тиранические поступки, когда он впервые оказался во дворце. Осознание бренности земных страстей позволило принцу познать истинную свободу и по доброй воле предпочесть насилию добро.

Кальдерон вырабатывает собственную драматургическую манеру. Ее особенности:

- Строгая соразмерность всех частей драмы;

- До деталей продуманная и логически стройная композиция;

- Усиление интенсивности драматического действия, концентрируя его вокруг одного из персонажей;

- Экспрессивный язык, в котором широко используются приемы и культистской, и консептистской поэзии;

- Схематизация персонажей.

Испанский XVII век в литературе был полностью барочным, как и в Италии. Он в известной степени резюмирует, усиливает и подчеркивает опыт всей барочной Европы.

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Прочитать драму Кальдерона «Жизнь есть сон». Законспектировать ее содержание в читательском дневнике.(Семинар №1)

2. Читать наизусть и уметь анализировать сонет Гонгоры «Пока руно волос твоих течет…», доказывая его принадлежность к барокко.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные принципы эстетики барокко?

2. Какие стили и жанры появились в литературе испанского барокко?

3. Чем отличается культизм от консептизма?


Основная рекомендуемая литература:

1. Кальдерон П. де ла Б. Жизнь есть сон. Пер. К. Бальмонта // Кальдерон П. дела Б. Драмы. В 2 кн. Кн. 2. – М., 1989.

2. Черноземова Е. Н., Ганин В.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы XVIIX – VIII веков. Практикум. – М. : Флинта: Наука, 2004.

3. 3. Штейн А. Л. История испанской литературы. – М., 1994.

Дополнительная литература

1. Плавскин З. И. Испанская литература ХVII – ХIХ века. – М., 1978.

2. Хрестоматия по зарубежной литературе ХVIII века. В 2 т. / Сост. Проф. Б. И. Пуришев и др. – М., 1970 – 1973.

 

Список текстов для чтения

Литература XVII - XVIII века

• Кальдерон П. Жизнь есть сон

• Луис де Гонгора. Лирика

• Джон Донн. Священные сонеты

• Мильтон Д. Потерянный рай

• Буало Н. Поэтическое искусство

• Корнель П. Сид

• Расин Ж. Федра

• Мольер Ж.Б. Тартюф. Мещанин во дворянстве

• Лафонтен Ж. Басни

• Вольтер. Кандид, или Оптимизм. Простодушный

• Дидро Д. Монахиня

• Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша

• Бомарше П.А. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро

• Шеридан Р. Школа злословия

• Дефо Д. Робинзон Крузо

• Свифт Д. Путешествия Гулливера

• Гете И.В. Фауст. Лирика

• Шиллер Ф. Коварство и любовь. Разбойники

• Бернс Р. Лирика

• Гольдони К. Трактирщица. Слуга двух господ

• Гоцци К. Принцесса Турандот

• Лирика Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея

• Стерн Л. Сентиментальное путешествие

• Ломоносов М. Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны

• Державин Г. Ода «Фелица»

• Фонвизин Д. Недоросль

• Карамзин Н. Бедная Лиза

 


Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 36; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элементы интерфейса программы | Зав. кафедри, проф. _____________Аймедов К.В.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты