КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сознание и бытиеЧТО ЕСТЬ Я? Философские вопросы: ¨ Что есть истина? ¨ Что есть я? ¨ Что есть мы? ¨ Каково отношение между я и мы? ¨ Что есть оно - мироздание? ¨ Каково отношение между мы (я) и оно? Иначе говоря, философия отвечает на вопрос: “что поистине есть я и каково моё истинное отношение к окружающему меня истинному миру, т.е. к "мы" (общество) и к "оно" (мирозданию) - в отличие от всего неистинного”. Можно говорить также о таких пяти философских проблемах, как ¨ Проблема человека, ¨ Проблема отношения человека к природе, ¨ Проблема самой природы, ¨ Проблема отношения человека к обществу, ¨ Проблема самого общества. Проблема человека - наиважнейшая. При этом необходимо ещё раз отметить, что вопросы всегда больше ответов. Вопросы вечны - ответы преходящи. Они зависят от личности философа, от уровня его знаний и даже от его темперамента, от его положения в обществе, от его эпохи и её уровня знания, от властных структур, которые превозносят одних философов и умаляют, а то и уничтожают других ( разница в судьбах трех доминиканских монахов: Фома Аквинский, Джордано Бруно, Томазо Кампанелло) Некоторые определения предмета философии. Константин (в монашестве Кирилл), один из двух братьев, создателей первой славянской письменности (для славянской Моравии) в 9 в.: “знание вещей божественных и человеческих, насколько может человек приблизиться к Богу, что учит человека делами (своими) по образу и подобию сотворившего его». Гегель о философии: “философия есть объективная наука об истине, наука о её необходимости, познание посредством понятий, а не мнение и не тканьё паутины мнений” “... характерная черта философии ... Она исследует то, что обыкновенно считается известным” “...философия ... Наиболее враждебна абстрактному и ведет нас обратно к конкретному” “философия ... Есть развивающаяся система...” “... Философия есть свободная, бескорыстная деятельность...” “философию можно ... назвать чем-то вроде роскоши...” “...философию в собственном смысле, т.е. мысль, опирающуюся на самое себя...” “мы определили понятие философии как мысль, которая в качестве всеобщего содержания есть всё сущее” С.Трубецкой: “...философия, как бы мы её ни определяли, стремится к универсальному, целостному миропониманию; умозрение ищет конечной системы знания, объяснения начала и конечной причины нашего бытия” (2). М.И.Владиславлев: “понятие философии можно определить с двух сторон: а) как исторический факт, развивающийся в пространстве 2500 лет; с этой стороны мы постараемся уяснить себе, как в разное время было понимаемо философское дело, к чему стремились люди, какие задачи они себе представляли; б) философию мы можем определить догматически: при этом определении выразится наш субъективный взгляд на философию (М.И.Владиславлев. Лекции по истории философии. Спб., (1885). Литографическое издание. С.3) Л.М.Лопатин: “мы только такое произведение назовем философским, в котором отыщем какие-нибудь определенные идеи о познаваемости действительности в её целостности, о нашем собственном существовании и в котором эти идеи представлены в качестве выводов из логических размышлений...” (Лопатин Л.М. История древней философии. Лекции, читанные в императорском московском университете в 1900-1901 гг. МГУ, 1998г). : «Философия теоретически и абстрактно определяет отношение живого (биология), обладающего психикой (психология), чувствующего (искусство), мыслящего (логика), познающего (гносеология), общественного (социология), хозяйственного (экономика и экология), стремящегося к благу (агатология) ЧЕЛОВЕКА (антропология), к неживой и живой природе (физика, химия, биология), к самому себе (субъективная этика), к другому (объективная этика),ЧЕЛОВЕКА, стремящегося жить прекрасно (эстетика), нравственно (этика), ценностно (аксиология» ( А.Н. Чанышев Из конспекта лекций по истории древнегреческой философии на филологическом факультете МГУ в 1 семестре 2003г).
|