КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объективная история философии ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Объективный исторический процесс философотворчества является частью истории мировой культуры и цивилизации. История философии как объективный процесс имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю, то есть историю взаимоотношения философии с парафилософией и через неё с обществом и историю сугубо логического развития философских проблем в той мере, в какой они оказались внутри философии. Объективную историю философии можно описать как исторически-временную последовательность попыток построить внутренне и внешне (по отношению к науке) непротиворечивую, а по отношению к мирозданию также и истинную картину системно-рационального мировоззрения. Эти попытки всегда содержали в себе в силу ограниченности реальных знаний о мироздании элемент домысливания (“философского фантазирования”) его целостной картины. Такое домысливание совершалось по формуле “особенное есть всеобщее” (О есть В), где под особенным выступало как материальное, так и духовное в разных степенях общности (вода, пища, дыхание, число, идея, дух, субстанция и т. п.) Однако можно говорить о принципиальной неисчерпаемости объективно всеобщего субъективно всеобщим (категориальным сознанием) Поэтому каждая философская система рушится. Особенное, как бы оно ни было содержательно, не может исчерпать всё. Формула же “В есть В” (“всё есть всё”) тавтологична и означала бы конец философии. Поэтому философсвование есть бесконечный процесс. Как одно из проявлений человеческого творчества объективная история философии отличается от истории других человеческих деяний тем, что до нас дошла не только память о произведениях философов, но и сами их произведения (правда, в случае древней философии далеко не всегда). Внешне объективная история философии может быть представлена как книжная полка, на которой в хронологической последовательности расположены дошедшие до нас философские сочинения. Субъективная история философии. Субъективная история философии —попытка осмыслить и описать объективную историю философии. Субъективная история философии как историческое самосознание философии зарождается позднее философии. Сами попытки описания объективной истории философии в хронологической последовательности составляют объективную историю субъективной истории философии. Объективная история субъективной истории философии может быть тоже представлена как книжная полка, на которой в хронологическом порядке расставлены “истории философии”. Эта полка может быть в свою очередь описана и проанализирована. При этом устанавливаются и классифицируются применяемые в разных “историях философии” методы описания и изучения объективной истории философии, их историко-философские концепции, представления об историко-философском процессе. Так появляются “теоретические историографии философии”. Их также можно расположить в хронологической последовательности на третьей книжной полке. Она будет представлять объективную историю исследования субъективных историй объективной истории философии. В свою очередь и эта полка может быть описана и проанализирована. Методы субъективной истории философии. Таких методов много. Пока что нам достаточно знать два наиболее общих. Это эмпирическо-исторический и теоретико-логический методы описания объективной истории философии. Применяя эмпирическо-исторический метод, автор стремится представить объективную историю философии как она есть, ничего не прибавляя от себя. Но сделать это в высшей степени трудно, ибо всякое описание уже есть истолкование. И если это еще можно сделать при описании отдельных философских учений, то это почти невозможно при выявлении связи между этими учениями. Связь между учениями философов утрачивается. В случае теоретико-логического метода историк философии стремится найти в историко-философском процессе какой-то смысл, закон. Но при этом часто в угоду своей концепции он приносит в жертву объективную историю философии, нарушает даже саму историческую последовательность философских систем, искажает факты, подменяет действительное учение философа его истолкованием в духе собственных философских взглядов. Правильное решение проблемы субъективной истории философии состоит в гармонии обоих методов историко-философского исследования. Теоретическо-логическая субъективная история философии возможна лишь на твердом фундаменте добротного, кропотливого и добросовестного эмпирическо-исторического исследования объективной истории философии. В частности, не следует приписывать древним философам такого развития их идей, которое нам понятно. Оба метода должны быть поняты как частный случай взаимоотношения двух ступеней познания: эмпирической и рациональной. История субъективной истории философии. Субъективная история философии возникает еще в древности, но, разумеется, после возникновения самой философии, когда уже накопился материал, достаточный для историко-философского описания и осмысления, В Древней Греции первыми историками философии можно считать Аристотеля и его ученика и преемника Теофраста (IV— III вв. до Р.Х.). Рассматривая ту ли иную философскую проблему, Аристотель интересовался, что думали об этом до него. При этом Аристотель стихийно придерживался теоретико-логического метода. Всю предшествующую ему древнегреческую философию (а она имела уже двухвековую историю) Аристотель представил как предысторию его собственной философии. Отсюда историко-философская предвзятость Аристотеля, пробелы в его субъективной истории философии, неизбежные искажения им объективной истории философии. В конце античности на древнегреческом языке было создано несколько историко-философских компиляций, не стремящихся к осмыслению объективной истории философии. Не случайно, что их авторов называли “доксографами”, т. е. “описывателями мнений” философов. Примером такой доксографии может служить почти целиком дошедшая до нашего времени работа Диогена Лаэртского “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов” (II—III вв.). Писали работы по истории философии и первые христианские идеологи, например Климент Александрийский (II—III вв.), Ориген (III в.), Августин (IV—V вв.) и др. Но их отношение к античной философии было весьма субъективным, односторонним. Если они ее и не третировали, то видели в ней лишь несовершенное человеческое приближение к некоторым “истинам” Библии, божественного откровения. В средние века история философии в Европе пришла, как и сама философия, в упадок. Субъективная история философии все же существовала и тогда—в мусульманском, арабоязычном мире. В XII в. аш-Шахрастани написал книгу “Религиозные секты и философские школы”, в которой излагал (с известным стремлением к анализу) философские и религиозные учения античности и средневековья на Ближнем Востоке. В дальнейшем субъективная история философии развивалась в основном в Европе. Уже в XIV в. на закате средневековья, англичанин Уолтер Берли написал (на латинском языке) “Книгу о жизни и учениях древних философов и поэтов”. Однако все более и более систематические изложения истории философии публикуются лишь в Новое время в Западной Европе в XVII—XVIII вв. на латинском, а также на французском, английском и немецком языках. Таковы книги И. Фосса “О философии и школах философов”, Т. Стэнли “История философии”, Г. Хорна “История философии в семи книгах”, пятитомник Я. Бруккера “Критическая история философии от сотворения мира до нашего времени”, трехтомник Деланда “Критическая история философии”, труд И. Эберхарда “Всеобщая история философии” и др. В XIX и тем более в XX в. число таких трудов многократно возрастает, ибо история философии, кроме всего прочего, становится обязательным предметом высшего (иногда и среднего) образования. Большое значение для развития субъективной истории философии имели труды таких представителей немецкой классической философии, как Фихте, Шеллинг, особенно Гегель и Фейербах, у которых история философии стала необходимым элементом их собственных доктрин. В особенности это относится к Гегелю, который стремился показать в своих “Лекциях по истории философии”, что история философии — не простая последовательность мнений философов, часто во всем несогласных друг с другом, а единый логический процесс движения мировоззренческой мысли. Конечно, Гегель превратно изобразил объективную историю философии, превращенную им в составную часть его собственной идеалистической системы. У Гегеля объективная история философии — процесс осознания некоей абсолютной идеей своего вневременного логического развития, завершение которого достигнуто в его философской доктрине. Субъективная история философии Гегеля - пример злоупотребления теоретико-логическим методом. Вместе с тем она содержит ряд глубоких анализов и положений и отличается стройной концептуальностью. Философия существует в контексте духовной культуры и на основе материальной культуры. Но это не означает, что философия не имеет своей собственной объективной истории, простирающейся за пределы даже конкретного исторического времени. Исторические условия влияют на философию, но философия остается верной своей традиции, своей проблематике, своей форме, своим “вечным вопросам”. Через всю объективную историю философии проходят проблемы, группирующиеся вокруг основного вопроса философии, но к нему не сводящиеся. Это вопросы о субстанции как всеединой и вечной основе мироздания, вопросы о человеке и его месте и назначении в мироздании, вопросы о смысле человеческой жизни, вопросы о сущности человеческого общества и о будущем человечества, вопросы о лучшем политическом устройстве и о правильном, ведущем к счастью, образе жизни, вопросы о познаваемости мироздания и о путях и методах такого познания. Это, наконец, и сам основной вопрос философии — вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Эти и другие вопросы особенно четко выявляются при изложении философии как истории проблем. При изложении философии как истории систем эти “вечные вопросы” несколько скрадываются. Проблемы постоянны, а системы преходящи. История философии как история систем представляется более статичной, чем изложение ее как истории проблем. Но история философии как история проблем возможна лишь на основе знания систем. Гегель говорил, что философия - лицо своей эпохи. И мы будем не забывать о истории и даже о географии, о национальном характере народа, у которого существовала своя философия, о социальном положении того или иного философа и о его психологическом портрете. И мы помним, что развитие философии определялось не только развитием философских идей, но и мощным и все более быстрым развитием промышленности и естествознания. История философии не только внутренняя борьба философский идей, но и борьба между мировоззренческой и научной частями парафилософии за философию, в результате чего философия одновременно и питается знаниями и жизненными соками парафилософии, и нередко вырождается в ту или иную парафилософию, склоняясь то к мировоззренческому иррационализму, то к антимировоззренческой методологии науки. Однако, история философии знает блестящие примеры гармонии мировоззренческой и системно-рационализированной сторон философии. Всемирная философия и национальные философии. Всякая философия национальна уже по языку ее произведений (хотя далеко не по одному только этому признаку). Мы говорим о древнегреческой, итальянской, французской, английской, немецкой, русской, американской, индийской и других философиях. Правда, не все народы имели свою философию, не у всех мировоззрение поднялось на второй уровень—на ступень системно-рационализированного мировоззрения. Например, древние шумеры так и не дожили до своей философии. Но и “философские народы” не все сразу шли в авангарде общечеловеческого философского прогресса. Они сменяли друг друга. Например, в эпоху Возрождения вперед вышли североитальянцы, но в Новое время их сменили англичане и французы, затем немцы и т. д. Поэтому национальные истории философии не всегда и не во всех своих частях совпадают со всемирной историей философии. Но это не значит, что национальные истории философии не имеют научного значения. Подобно тому как философия—вид мировоззрения, так и история философии—вид истории мировоззрения. Это относится и ко всемирной истории философии. Но особенно это важно в случае национальной истории философии. Рассмотренная в контексте мировоззрения, в ее взаимоотношении с парафилософией любая национальная история философии, как бы ни бедна была она сама по себе, значима. Но при этом не следует все же подменять философию парафилософией, выдавать за философию, например, художественное мировоззрение или различные общественно-политические взгляды. Создание подлинно всемирной истории философии затрудняется тем, что фактически существуют три философские традиции: китайская, индийская и средиземноморская (в своей большей части совпадающая с европейской). История философии отличается от истории других наук тем, что она составляет органическую часть философии, ибо философские проблемы относительно вечны. Изучение истории философии помогает развитию способности к теоретическому мышлению, диалектическому анализу, умению научно осмысливать факты, замечать проблемы и решать их. Теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии. ( Ф. Энгельс). История философии дает нам множество картин мироздания, созданных разными философами и философскими школами. Она не только обогащает наше мировоззренческое сознание, но и оберегает нас от типичных ошибок, в которые склонна впадать мировоззренческая мысль. Воспитательное значение имеет иногда и жизнь философов, посвятивших себя поискам глубоких основ мироздания и назначения в нем человечества и человека.
8. Философия и антифилософия С позиции жесткой философии всё то, что не укладывается в её рамки, есть внутренняя антифилософия. Но сперва скажем о внешней антифилософии. 1) Внешняя антифилософия - отрицательное, негативное отношение к философии с позиции реальной жизни, здравого смысла, государства, религии, науки, особенно естествознания. Антифилософия с прзиции здравого смысла: Калликл : философия - “это, конечно, дело приятное, когда кто умеренно знакомится с нею в юности, но она гибельна для людей, предающихся ей более надлежащего, ибо кто, даже и при отличных способностях, философствует далее юношеского возраста, тот по необходимости бывает неопытен во всём, в чём должен иметь опытность, если хочет быть человеком прекрасным, добрым и славным... Хорошо заняться и философиею, сколько это нужно для образования, и мальчику пофилософствовать не мешает, но кто уже состарился, а всё философствует, тот делает себя ... предметом, достойным смеха. Подобные философы возбуждают во мне такое же чувство, какое болтуны и шуты... Видя философию в ранней юности, я восхищаюсь; ... Тогда она кажется благовременною - и человека философствующего в этом возрасте почитают как-то развязным, а не философствующего - неразвязным и неготовым к хорошему и благородному делу. Напротив, когда вижу, что философствовать не перестаёт и старик, тогда думаю, Сократ, что он стоит телесного наказания” ( Платон. Горгий 484 с - 485 д). Антифилософия с позиции реальной жизни Мефистофель: “кто философствует, тот выбрал путь плохой, как скот голодный, что в степи сухой кружит себе, злым духом обойденный, а вкруг цветёт роскошный луг зелёный” ( Гёте. Фауст. Т.1. Петроград, 1914. С.58). Антифилософия с позиции науки: Дмитрий Иванович Писарев (1840 - 1868): “философия уже давно потеряла свой кредит в глазах здравомыслящего человека: никто не верит в её шарлатанские обещания... Серьёзно заниматься философией может теперь или человек полупомешанный, или дурно развитой, или крайне невежественный” ( цит. по С.А.Левицкий. С.112). Антифилософия с позиции религии: Иисус Христос. Нагорная проповедь. “Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное” (“Евангелие от Матфея” 5, 3). “Нищие духом” - это, заведомо, не философы. Апостол Павел: “смотрите, братие, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (“Послание к колоссянам” 2,8). Прусский король Фридрих-Вильгельм II осудил сочинение Канта “Религия в пределах только разума” (1793), в котором Иммануил Кант истолковал религию рационалистически в духе деизма и модернизма, разойдясь с протестантскими лютеранско-пиетистскими правоверами. В указе от 1794 года сказано: “...наша высочайшая особа уже давно усматривает с величайшим неудовольствием, как вы злоупотребляете своей философией для искажения и унижения некоторых главных и основных учений св. Писания и христианской веры” (цит. по: Куно Фишер. Иммануил Кант и его учение. Часть первая. Спб., 1901. С.95). Антифилософия с позиции государства, государственной власти: Наполеон 1: “Бонапарт с ужасом относился к самому невинному слову - идеология, по тому что оно означает умозрительные теории. Во всяком случае, странно было с его стороны бояться только тех, кого он называл идеологами, в то время, когда вся Европа была вооружена против него”. “ ... особенное негодование вызывали у Наполеона общие идеи политического характера, он не находил слов заклеймить “тёмную метафизику”, “идеальные вымыслы экономистов”, и один намёк на философскую или экономическую теорию приводил его в страшный гнев”. “...пишущий человек не способен ни на какое дело и не пригоден ни на какой административный пост, - таково было глубокое убеждение Наполеона...” (цитируется по “Мир Божий”. 1896. Март. №3. С.223,223, 235). Николай I : Николай I питал отвращение к отвлечённому знанию и хвастался тем, что философов вгонит в чахотку. Философия была исключена из учебных планов университетов. Министр народного просвещения с 1833 года по 1849 год С.С.Уваров защищал университеты, отчего был заменён в качестве министра князем Платоном Александровичем Жиринским-Шихматовым. Сей князь прославился своим принципиальным высказыванием о философии : “польза философии не доказана, а вред возможен”. В своём официальном циркуляре Жиринский-Шихматов заявил: “сама философия по шаткости своих начал и по неудовлетворительности результатов, не имея притом определённого объёма и положительных границ, всегда представляет случаи к поползновению” (цит. по: С.А.Левицкий[4]. Очерки по истории русской философии. М., 1996. С.103). 2)Внутренняя антифилософия. Внутренняя антифилософия - философия, обратившаяся против самой себя, изнутри, она как бы тень философии. Главными видами внутренней антифилософии являются скептицизм, иррационализм и позитивизм. Скептицизм отрицает возможность достижения мировоззренческой истины, указывая прежде всего на разномыслие философов. Иррационализм утверждает, что мировоззренческая истина возможна, но она недоступна разуму, а тем самым и философии как разумному мировоззрению. Позитивизм отрицает философию как метафизику, которая удваивает мир, подсовывая под непосредственно данное в опыте сверхопытные сущности. Правда, иногда трудно сказать, что это: внешняя или внутренняя антифилософия. Считать ли философами тех мыслителей, которые отрицают, что они философы и сами сознательно, а то и с вызовом ставят себя вне философии? Однако при этом они исходят из философской проблематики, будучи антифилософами по-философски. Среди внутренних философов-антифилософов Нового времени Паскаль, Кьеркегор, Шеллинг, Конт и все разновидности позитивизма, в том числе и аналитическая философия, постмодернизм. Блез Паскаль: “смеяться над философией значит истинно философствовать” (B.Pascal. Oeuvres completes. Paris, 1963, p.576, fr.513.). Фриц Маутнер. Исследование и критика языка (вторая половина 19 века). Философия - спор о словах. Мышление - не что иное, как речь, категории мышления - категории речи, а так как язык - существо крайне нелогичное, логическое мышление невозможно. “Философии нет, есть только философы, есть люди, с тоской сознающие границы знаемого” (см. Мюллер-Фрайенфельс. Философский словарь. С.86-87). Аналитическая философия. Аналитическая философия распадается на логический анализ и лингвистическую философию. Логический анализ изничтожает философию средствами современной математической логики. Лингвистическая философия (Рассел и Мур) ограничивается анализом обыденного языка, который, будучи стихийно несовершенным, рождает философские проблемы (фактически псевдопроблемы), т.е. язык рождает философию. И в этом что-то есть: прежде всего, обыденный язык рождает мифологическое сознание с его оживотворением неживого. Разве мы не говорим: “солнце село”, “осина стонала”, “море смеялось”? Но не только мифологическое. Уже само наличие фальшивых существительных, то есть субстантивированных качественных и количественных прилагательных (красивое и красота; малое и малость), глаголов (бежать и бег), наречий (всегда и вечность) порождает виртуальный мир идеальных сущностей, а отсюда и философский идеализм, который имеет не только гносеологические, но и лингвистические корни. Итак, традиционные философские проблемы - это якобы псевдопроблемы, так как язык дезориентирует мышление. Кембриджская школа (30-ые годы ХХ века) последователей позднего Витгенштейна свела философию к терапевтическому анализу языка, дабы излечивать постоянно возникающие при употреблении языка “недуги”. Оксфордская школа (конец 40-ых годов) также стремилась к изгнанию метафизики, но у этой школы были и положительные результаты - выяснение деталей и оттенков при употреблении языковых выражений. Постмодернизм-деконструкционизм (Жак Деррида и другие ) разрушает философию как то, что построено на понятиях “истины, рациональности, логики”, от чего следует, призывают эти “деконструкционисты”, освободить наше сознание. Все абсурдно, несерьёзно и бессмысленно. Психология постмодернизма - психология безразличия. Онтология постмодернизма - онтология неразличения. “Всё равно” понимается буквально. Нечто подобное было уже в древности. Всё равно - жить или умереть. Почему же ты не умираешь, а живёшь? Потому что всё равно - жить или умереть. Постмодернизм - плод наркотического истощения сознания.
[1] Эмпирик (от греч. empeiria – опыт) — зд. ученый, признающий ценность только опытного познания —через наблюдение и накопление фактов [2] Олигархия (греч.) - власть немногих, у нас слово “олигарх” употребляется неправильно, следует говорить “плутократ”, ведь “немногие” - вовсе не обязательно должны быть богатыми, былая власть Политбюро - тоже олигархия). [3] Хорошо выражено отношение философа к частным наукам у французского философа ХYIII в. Жюльена Офрэ де Ламетри: “Но к чему столько примеров и фактов? Не увеличивая нашего познания, они только обременили бы нас; впрочем их можно найти в книгах неутомимых исследователей, которых я осмелюсь назвать чернорабочими философов. Предоставим другим погружаться в кропотливое изучение чудес природы; пусть один проводит всю жизнь в наблюдениях за насекомыми (предвосхищение Фабра – Прим. авт.), пусть другой пересчитывает косточки ушной перепонки некоторых рыб; пусть, если угодно, занимаются измерением расстояния, какое может перепрыгнуть блоха, не говоря о множестве других ничтожных явления. Для меня, интересующегося только философией и досадующего на невозможность расширить её границы, единственной сферой всегда останется только деятельность природы в целом. Я люблю наблюдать её издали, в крупном масштабе и в общих чертах, а не в частностях или мелких деталях, которые, как бы они ни были необходимы во всех науках, накладывают на занимающихся ими печать известной ограниченности” (Ламетри. Сочинения. М.,1983.С.283). [4] Сергей Александрович Левицкий (1910 - 1985) - зарубежный учёный, вывезенный за рубеж ребёнком.
|