КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речевая деятельность старшеклассниковЯзыковая картина мира старшеклассников приближается к картине мира взрослых. Исследования показывают: чем взрослее школьник, тем больше число совпадений его реакций на стимулы с реакцией взрослых: у 13-летнего школьника это совпадение на 8% больше, чем у 11-летнего; реакции же младших школьников, напротив, отличает неординарность, нестандартность, которая объясняется несформированностью ассоциативно-вербальной сети». Так, на стимул «честь»: у школьников 1–8-х классов на первом месте нулевая реакция, затем следуют честный, иметь, гордость, достоинство, моя, служить, уважение. У старшеклассников реакции распределяются по частотности совершенно по-другому: достоинство, совесть, долг, нулевая реакция, слава, имею, отвага, отдать, смелость. Этот пример иллюстрирует общую тенденцию постоянного обогащения словаря школьников абстрактной лексикой. К старшему школьному возрасту изменяются представления, связанные с этим конкретным словом, что отражает возрастное изменение в лексиконе старшеклассников. Другая особенность языковой картины мира старшеклассников проявляется, как и у подростков, в школьном сленге. Он служит для номинации, оценки, коммуникации, является показателем системы ценностей его носителей. Основные концепты, отраженные в сленге в виде ключевых слов, показывают мировоззренческие особенности старшеклассников. В центре языковой картины мира старшеклассников оказываются такие концептуальные поля, как человек, учеба, общение. Они образуют своеобразные оппозиции, например: братан (кореш) / лох (тормоз), кайф/облом. Ключевые слова отражают основные ценностные ориентиры: прежде всего свой/чужой (свой: братан, братишка, кореш, корефан и др.) / (чужой: дылда, кент, мелочь, мелкие, утюг, кекс); хороший / плохой (хороший – крутой, клевый, классный, прикольный, децельный) / (плохой – лох, тормоз, дурилка, даун). В речи старшеклассников возрастает частотность употребления прецедентных феноменов. С их помощью учащийся стремится сделать свою речь 1) более «красивой» (эстетическая функция), 2) более убедительной (аргументативная) 3) интимной (фатическая), 4) ироничной (оценочная), 5) менее индивидуальной (маскировочная). В репертуаре прецедентных текстов (устойчивых выражений) старшеклассников набор культурно значимых цитат невелик и восходит, как правило, к хрестоматийным текстам, изучаемым в школьном курсе литературы и (реже) других гуманитарных наук; эти высказывания представляют периферию явления прецедентных феноменов. В центре «ядра» – цитаты из фильмов (Я дурак, бросай оружие! И что я в тебя такой влюбленный? Тупой, еще тупее…), популярных песен, рекламы. Нужно отметить, что в формировании языковой личности проявляется следующая закономерность: с возрастом увеличивается влияние прецедентных текстов на речь носителей языка, возрастает количество клише; речь становится более предсказуемой, высказывания – более стандартными. С одной стороны, это свидетельствует о становлении языковой личности, с другой – об утрате индивидуальности. Собственно индивидуальные черты языковойличности проявляются в предпочтении того или иного языкового средства, более или менее сознательного выбора, который диктуется языковым вкусом. Пародийность звучания большинства используемых прецедентных текстов согласуется с общей тенденцией к литотизации (преуменьшению, снижению категоричности) всех значимых понятий в речи старшеклассников. Усиление роли прецедентных текстов в разговорной речи и средствах массовой информации способствует возрастанию предсказуемости речевого поведения. Старший школьный возраст ‑ это период создания собственных литературных произведений. Поэтическое творчество старшеклассников представлено такими жанрами, как 1) «датские стихи» (стихи к определенной дате), 2) лирические стихотворения, отражающие внутренний мир школьников; 3) пародии. Литературное творчество в 15‑17 лет ‑ это лишь этап развития языковой личности, способ овладения языком, его регистрами и стилями, познания его возможностей и средств выразительности. В то же время литературное творчество ‑ это своеобразная разновидность языковой и психологической игры, возможность примерить на себя различные маски. Мотивы учения у старшеклассников могут быть следующими: · осознание необходимости знаний для достижения успеха в жизни; · осознание необходимости знаний для материального благополучия; · стремление расширить кругозор и эрудицию.
|