Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сложные формы восприятия. Восприятие пространства. Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета




Восприятие пространства. Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В течение длительного времени в философии обсуждался вопрос о том, является ли восприятие врожденным (как это считали представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали представители другого направления - эмпиризма). Сейчас стало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут протекать

на различных уровнях.

В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер 3 изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение 3 основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором.

Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, а при продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (например, возникающих при езде на автомобиле по аллее с постоянно мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающим оптико-вестибулярные рефлексы, входит в качестве существенного компонента в систему восприятия пространства

. Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Хорошо известно, что глубина (отдаленность) предметов особенно хорошо воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами, Для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз. Если при конвергенции глаз возникает незначительная диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект. При большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета. Таким образом, импульсы вследствие относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающих конвергенцию и смещение изображения на обеих сетчатках, являются вторым важным компонентом для восприятия пространства.

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие - влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях - приводить к возникновению иллюзий.

Восприятие пространства не ограничивается, однако, восприятием глубины. Его существенную, часть составляет восприятие расположений предметов по отношению друг к другу. Это требует специального рассмотрения.

Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично. Одни предметы расположены от нас сверху, другие - внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие - слева. Различные пространственные расположения предметов в этом асимметричном пространстве имеют часто решающее значение. Примером этого могут служить ситуации, когда нам нужно ориентироваться в расположении комнат, сохранить план пути и т.д.

В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная зрительная опора устраняется (это имеет место, например, в совершенно одинаковых коридорах на станциях метро, где имеются два ничем не отличающихся по виду выхода), такая ориентировка резко затрудняется. Каждый хорошо знает, как легко теряется ориентировка в пространственном расположении у засыпающего в полной темноте человека. Ориентировка в таком асимметричном пространстве настолько сложна, что одних описанных выше механизмов недостаточно. Для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего выделение «ведущей» правой руки, опираясь на которую, человек и осуществляет сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных обозначений (правое - левое) которое, как показали психологические наблюдения, имеет социально-историческое происхождение. Совершенно естественно, что на определенном этапе онтогенеза когда ведущая правая рука еще не выделена и система пространственных понятий не усвоена, симметрические стороны пространства долгое время продолжают путаться. Такие явления, характерные для определенных стадий нормального развития, проявляются в так называемом «зеркальном письме, которое выступает у многих детей 3-4 лет и затягивается, если ведущая (правая) рука почему-то не выделяется.

Так сложный комплекс приборов, который лежит в основе восприятия пространства, требует, естественно, столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и вестибулярного анализаторов.

Восприятие времени. Несмотря на важное значение этого раздела психологии, он разработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие Циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.

Все перечисленные условия лежат в основе наиболее простых непосредственных оценок времени. Они могут проявляться у животных в выработке рефлексов «на время» и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативную нервную систему. Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так было показано, что под действием одних препаратов небольшие отрезки времени существенно «укорачиваются», в то время как воздействие других способствует «удлинению» этих временных интервалов при оценке их испытуемыми.

От элементарных непосредственных форм ощущения времени следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком эталоны оценки времени: секунды, минуты, часы, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Именно в си­лу этого точность такого опосредствованного восприятия вре­мени может заметно повышаться, причем, как показали наблю­дения над музыкантами, парашютистами и летчиками, она мо­жет заметно обостряться благодаря упражнениям, в ходе кото­рых человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов времени следует от­личать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках вре­мени. Эта форма оценки является более сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального коди­рования времени.

В собственно восприятии времени мы различаем: а) воспри­ятие временной длительности; б) восприятие временной после­довательности. Как одно, так и другое включают в единстве и взаимопроникновении и непосредственные и опосредованные компоненты. Интересные данные представляют эксперименты на субъективную оценку времени, проведенные с различными группами больных. Полученный патологический материал по­казал связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, та­ким образом подтвердив положение об эмоциональной детер­минированности оценок времени.

Характерной особенностью времени является его необра­тимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однознач­ной необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ни­ми. Именно на основе причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последова­тельности события.

Помимо установления порядка или последовательности пред­шествующего и последующего, временная локализация вклю­чает определение величины интервалов их отделяющих. Знание того, что такой день, как временной интервал, включает в себя знание того, что день- это такая-то часть столетия, года, ме­сяца и т.д., что в дне столько-то часов, минут и т.п. Непосред­ственная локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько знанием, сколько ощущением того, что данное событие близко, поскольку оно актуально или отдаленно. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношени­ями временных величин.

Поскольку время - направленная величина, вектор, од­нозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В про­странстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие времени опос­редствованными компонентами. Естественной отправной точ­кой во времени является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и после­дующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временных определений, свя­занной с текучестью времени.

Полное разрешение трудностей, связанных с текучей ди­алектикой временных определений, требует принятия одной общей системы координат с постоянной точкой, от которой ведется отсчет посредством постоянных общих единиц ис­числения (год, месяц, день). Эта исходная общая точка от­счета может быть фиксирована лишь за пределами субъек­тивного, личного переживания. Всякая временная локализа­ция - даже пережитого - требует умения оперировать вре­менной схемой или системой координат, выходящей за пре­делы переживания. Подлинно временную характеристику на­ше настоящее получает лишь тогда, когда мы в состоянии посмотреть на него из прошлого и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пределы непосредственно данного. Настоящее - отправная точка, из которой опреде­ляются и прошлое и будущее, не является в психологиче­ском времени абстрактной точкой, а всегда — некоторым временным интервалом.

Восприятие движения.Восприятие движения - очень слож­ный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Ес­ли предмет объективно движется в пространстве, то мы вос­принимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передви­гать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего те­ла указывает нам на ее передвижение в объективном про­странстве. Восприятие движения в глубину пространства, ко­торое экспериментально еще почти не исследовалось, воз­никает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следя­щих за движущимся предметом. Однако восприятие движе­ния не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимопротиво­положных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может дви­гаться одновременно в противоположные стороны. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутст­вии его в реальности, если через небольшие временные пау­зы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объ­екта. Это так называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень ве­лика (например 1 с), изображения осознаются как раздель­ные; максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при котором имеет место стробоско­пический эффект, равно 0,45 с. На стробоскопическом эф­фекте построено восприятие движения на кинематографичес­ких лентах. Отчасти аналогичным приемом изображения движе­ния посредством одновременного воспроизведения последова­тельных его фаз пользуются также в живописи и скульптуре.

В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впе­чатление движения. Так, впечатление движения может вы­звать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры. К числу «кинетических положений», вызывающих представление о движении, принадлежат наклонное поло­жение, меньшая отчетливость очертаний движущегося пред­мета и множество других косвенных признаков. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пре­делами собственно восприятия чисто интеллектуальный про­цесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, ког­да мы знаем, что движения на самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только делать умозаключения о движе­нии, но ивоспринимать его.

Теории движения разбиваются в основном на 2 группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из эле­ментарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и ут­верждает, что восприятие движения возникает вследствие вли­яния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт). Теории второй группы утверждают, что восприятие движе­ния имеет специфическое качество, не сводимое к таким эле­ментарным ощущениям. Представители этой теории гово­рят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно спе­цифическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зри­тельных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М.Вертгеймер).

Восприятие движения является, по Вертгеймеру, специ­фическим переживанием, отличным от восприятия самих дви­жущихся предметов. Если имеются 2 последовательных вос­приятия объекта в различных положениях (а) и (б), то пере­живание движения не складывается из этих 2 ощущений, но соединяет их, находясь между ними. Это переживание дви­жения Вертгеймер называет фи-феномен, - оно не есть ре­зультат движения глаз или последовательных образов на цен­тральной ямке, которыми хотели объяснить восприятие дви­жения. В стробоскопических иллюзиях последовательные об­разы могут дать впечатление лишь об определенных положе­ниях предмета, но они не объясняют, почему воспринимает­ся переход предмета из одной фазы в другую. Согласно формально-идеалистической точкезрения Вертгеймера, вос­приятие движения может быть дажебез восприятия предме­та, который движется.

С позиций гештальтпсихологии было проведено несколь­ко специальных работ о восприятии движения. Исследовате­ли поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зре­ния одни из воспринимаемых объектов кажутся движущи­мися, а другие - неподвижными? Так,например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объ­екты, которые явно локализуются на некотором другом объ­екте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспри­нимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она вос­принимается движущейся. Ими было показано, что из 2 пред­метов движущимся обычно кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта пре­терпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпси­хологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основ­ным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действитель­ности на основе всего прошлогоопыта человека.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты