Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Самосознание личности




Читайте также:
  1. F60 Специфические расстройства личности.
  2. F60.6 Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности.
  3. F62.0 Хроническое изменение личности после переживания катастрофы.
  4. F62.1 Хроническое изменение личности после психической болезни.
  5. VI.2.2.) Требования к личности и действиям опекуна.
  6. Активность личности
  7. Актуализация нравственного потенциала личности
  8. Актуализация проблемы личности в переломные эпохи истории.
  9. БЕРЕЗИН Ф. Б., МИРОШНИКОВ М. П., СОКОЛОВА Е. Ю. МЕТОДИКА МНОГОСТОРОННЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. — М., 1994
  10. БЕСКОНЕЧНЫЙ ДВОЙНИК, ИЛИ КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СБОРКЕ ЛИЧНОСТИ

Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть из этого интереса и возникла сама психология как наука. Внутренний мир личности, ее самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда так или иначе сочетается с его представлением о себе («образ "Я") и с тем, каким он хотел бы

быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций «образа "Я"» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Один из ведущих отечественных исследователей проблемы самосознания В.В.Столин, анализируя место самосознания в психической организации человека, пишет: «Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.НЛеонтьёва, С.Л.Рубинштейна, П.Р.Чаматы, И.И.Чесноковой, Е.В.Шороховой в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых проанализированы проблемы, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата...» [Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. С. 6].

Понятия «Я» и самосознания являются также одними из цен­тральных в литературе, посвященной теоретическим и практи­ческим аспектам психотерапии и психологического консульти­рования. Тем не менее А.Н.Леонтьев, характеризовавший про­блему самосознания как проблему «высокого жизненного зна­чения, венчающую психологию личности», расценивал ее в це­лом как нерешенную, «ускользающую от научно-психологиче­ского анализа».



Проблема самосознания человека чрезмерно сложна. Каж­дый человек имеет множество образов своего «Я», существую­щих в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек вместе с тем выступает и как объект для са­мого себя.

Что же такое самосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И.С.Кон дает сле­дующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъ­екта деятельности, называется самосознанием, а его представ­ления о самом себе складываются в определенный «образ "Я"» [Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978].

Психологическую сущность «Я» другой видный отечест­венный исследователь А.Г.Спиркин охарактеризовал следу­ющим образом: «Под понятием "Я" имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чув­ствует себя. "Я" - это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа; это все, чем мы яв­ляемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самосознании, само­оценке и самопознании. "Я" предполагает знание и отноше­ние к объективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя». [Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972].



И.С.Кон также считает, что «образ "Я"» — это не просто отражение в форме представления или понятия, асоциаль­ная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента: 1) позна­вательный (когнитивный) — знание себя; 2) эмоциональный (оценка своих качеств); 3) поведенческий (практическое от­ношение к себе).

И.И.Чеснокова в структуре самосознания также выделяет 3 взаимосвязанных компонента: самопознание; эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности [Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психоло­гии. М., 1977]. Как видно, выделенные ею компоненты факти­чески совладают со структурой самосознания, намеченной И.С. Коном.

Мы уже отмечали, что образ «Я» — не статическое, а чрезвы­чайно динамическое образование личности. Образ «Я» может переживаться как представление о себе в момент самого пере­живания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». Но образ «Я» вместе с тем и «идеалъное Я» субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и «фанта­стическое Я» - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Естественно, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осу­ществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосоз­нание человека и, в конце концов, может его жестоко травми­ровать, ввиду очевидного несовпадения желаемого и действи­тельного.



Степень адекватности образа «Я» выясняется при изуче­нии одного из важнейших его аспектов - самооценки лич­ности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможно­стей, качеств и места среди других людей. Это наиболее су­щественная и наиболее изученная в психологии сторона са­мосознания личности...

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как из­вестно, становится личностью в результате совместной деятель­ности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельно­сти и в общении с ними. Человек включается в деятельность и общение и там черпает некоторые существенно важные ориен­тиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, чего от него ожидают окружающие. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потреб­ностей, все, что человек делает для себя, он делает это вместе с тем и для других, даже в том случае, когда ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собст­венного «Я* есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небез­различен к его личностным качествам, поступкам; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологиче­ское самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеет­ся референтная группа, с которой она считается, в которой чер­пает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки лич­ности {уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудно­сти цели, которую индивид ставит перед собой). Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет воз­можность свободно выбирать степень трудности очередного дей­ствия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максималь­ный успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повыша­ется, человек проявляет готовность решать более сложные за­дачи, при неуспехе - соответственно снижается. Уровень при­тязания личности в конкретной деятельности может быть опре­делен довольно точно.

Экспериментально показано, что уровень своих притязаний личность устанаативает где-то между чересчур трудными и че­ресчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы со­хранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего учетом и оценкой про­шлых успехов и неудач.

Исследование уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по содержанию позволяет лучше понять мотивацию поведения человека и осуществ­лять направленное воздействие, формирующее позитивные качества личности.

 


Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 13; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты