Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Личностные и профессиональные факторы психического выгорания




Первоначально к лицам, потенциально подверженным выгоранию, относили социальных работников, врачей и адвокатов. «Сгорание» указанных специалистов объяснялось специфическими особенностями «помогающих профессий». К настоящему времени существенно расширились не только количество симптомов профессионального выгорания, но и перечень подверженных опасности выгорания профессий. Данный список был дополнен учителями, полицейскими, тюремщиками, политиками, торговым персоналом и менеджерами (Р. Шваб, 1982). В результате «из платы за соучастие» (К. Маслач, 1986) синдром профессио-

Perlman В., Hartman Е. A. Burnout: summary and future and research // Human relations. 1982. Vol. 35 (4).

нального выгорания превратился в «болезнь» работников «коммуникативных профессий».

Специфика работы в данных профессиях отличается большим количеством эмоционально насыщенных и часто когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от человека большого субъективного вклада в ежедневные профессиональные дела. Эта общая их особенность позволяет причислить все вышеназванные специальности к категории «профессий высшего типа» по классификации Л. С. Шафрановой (1924).

Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации учителей, Л. С. Шаф-ранова сформулировала характеристики учительского труда, с помощью которых можно описать специфику деятельности всех профессий, способствующих выго->анию занятых в них людей. Среди них:

♦ постоянно присущее рабочим ситуациям ощущение новизны;

♦ специфика трудового процесса, определяемая не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями и свойствами самого «производителя»;

♦ необходимость постоянного саморазвития: так как иначе «возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности»;

♦ постоянное включение в деятельность волевых процессов.

Говоря об эмоциональной насыщенности межличностных контактов, характерной для обсуждаемых профессий, отмечается, что она может не быть постоянно очень высокой, но носит хронический характер, что в соответствии с концепцией <хронических житейских стрессов» Р. Лазаруса является особенно патогенным1.

Изначально подавляющее большинство исследований касалось различных категорий медицинского персонала, социальных работников, психологов и преподавателей. В последнее время, судя по публикациям и интернетовским сайтам, внимание начинает уделяться менеджерам и торговым представителям2.

Остановимся на некоторых исследованиях, содержащих сведения о личностных и профессиональных факторах психического выгорания. Голландские учет ные Б. П. Бунк, В. Б. Шауфели и Дж. Ф. Юбема (1994) исследовали выгорание и неуверенность у медсестер в связи с потребностью социального сходства-сравнения. Авторы обнаружили, что эмоциональное истощение и сниженный уровень собственного достоинства (редуцирование персональных достижений) имеют значимые связи с желанием социального сходства. При этом субъекты с высоким уровнем выгорания и низким уровнем собственного достоинства избегают контактов с более успешными субъектами и ситуациями, связанными с социальным сравнением, т. е. ситуации социального сравнения или оценки для определенных лиц выступают в качестве сильных стресс-факторов, оказывающих разрушающее влияние на их личность. Исходя из теории социального сходства Л. Фестингера (1954), голландцы высказали предположение о возможности овладения (купи-

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Труды международного симпо- зиума, 1965. Стокгольм: Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л., 1970. С. 178-209. Водопьянова Н. £., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 2. № 13. 1997. С. 83-91; Сайт Маслач ttp:www.mgeneral.coin/3-now/98-now012498ml/htm; Mirois D. M. Public administration and management // An interactive journal. A longitudinal study of burnout among leaders of department of veterans affairs medical centers. 1992.

рования) стрессом через управление потребностью социального сходства-сравнения. В ряде других исследований также отмечается ведущая роль процессов «социального сравнения» в купировании профессиональных стрессов. Однако в настоящее время этот вопрос еще не разработан в должной степени как в теоретическом, так и в методическом плане.

Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с данной теорией люди оценивают свои возможности относительно других людей в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от этих отношений, пропорционально тому, что другие индивидуумы вкладывают и получают. В профессиональной деятельности взаимоотношения не всегда строятся на основе фактора справедливости. Например, отношения между врачом и пациентами считаются в основном «дополняющими» — врач обязан быть внимательным к пациенту, проявлять по отношению к нему заботу и «вкладывать» в их взаимодействие больше душевных сил, чем пациент. Следовательно, врач и пациент строят свое общение исходя их различных позиций и перспектив. В результате устанавливаются неравноценные отношения, что может явиться причиной профессионального выгорания врачей.

При исследовании голландских медсестер Б. П. Бунк и В. Б. Шауфели (1993) установили тесную связь фактора несправедливости и синдрома выгорания: чем сильнее переживание несправедливости, тем ярче выражено профессиональное выгорание.

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома, исследователи называют таклсе чувства социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью. Б. П. Бунк и В. Хоренс отметили, что в напряженных социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивапионно-эмоционалыюй деформации личности1. Можно предположить, что имеются существенные индивидуальные различия в динамике данной потребности под влиянием стресс-факторов и связанных с нею стратегиях поведения в стрессовых ситуациях. Знание данных особенностей, очевидно, должно учитываться при разработке технологий преодоления стресса на основе использования различных видов социальной поддержки.

Метц (1979) провел сравнительное исследование преподавателей, которые отождествляли себя либо с «профессионально выгоревшими», либо с «профессионально обновленными». Большинство мужчин в возрасте 30-49 лет считали себя «выгоревшими», а большинство женщин того же возраста отнесли себя к группе «профессионально обновленных». «Профессионально обновленные» преподаватели воспринимали административную поддержку и взаимоотношения с сослуживцами как значимый источник «обновления» по сравнению с группой считавших себя «выгоревшими».

В целях профессиональной адаптации специалистов и сохранения их профессионального долголетия перспективными, на наш взгляд, являются разработка и

1 Buunk В. P., Hoorens V. Social support and stress: the role of social comparison and social exchange process // British journal of clinical psychology. 1992. Vol. 31. P. 445-457.

использование разнообразных видов социальной, профессиональной и личной поддержки, предупреждающих синдром выгорания.

Ганн (1979) исследовал личностные характеристики, важные для понимания выгорания. Он обнаружил, что выгорание не идентично неудовлетворенности работой. Более сильно связан с выгоранием возраст, а не стаж. При этом работники социальной службы с высокими показателями «силы Я» были более позитивно ориентированы по отношению к клиентам и в меньшей степени подвержены выгоранию.

Вестерхоузе (1979) изучал эффекты стажа пребывания в данной должности и ролевого конфликта у 140 молодых учителей, имевших хорошее образование и работавших в частных школах. Он обнаружил, что частота ролевых конфликтов является значимой переменной в предсказании выгорания». Не обнаружено значимой положительной связи между стажем учителя и выгоранием.

Проведенные нами исследования учителей средней школы подтвердили значимость корреляционных связей между показателями выгорания и переживаниями одиночества, оцениваемого по шкале UCLA1. Обнаружено, что чем больше степень переживания одиночества, тем ярче выражена редукция персональных достижений, проявляющаяся в снижении самооценки, профессиональной мотивации и повышении негативизма относительно своей профессиональной перспективы. Можно предположить, что определенная деформация или дефицит межличностного или социального общения переживающих одиночество создает определенный «вакуум» и не позволяет им получать своевременную и конструктивную поддержку со стороны близких или коллег, необходимую для позитивного подкрепления в трудных жизненных или профессиональных ситуациях. Одновременно с этим нами была выявлена отрицательная корреляция между уровнем эмоционального истощения и степенью переживания одиночества: чем больше эмоциональное истощение, тем меньше потребность в общении и отсутствует переживание одиночества. Очевидно, эмоциональное и энергетическое истощение притупляет «свежесть» чувств, усиливает интроверсию, а изоляция от других выступает в качестве определенного защитного механизма, направленного на экономию энергоресурсов личности.

В ходе изучения синдрома выгорания установлены интересные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворенности профессиональным ростом. Так, отмечено, что профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. Соответственно, с определенного момента может появиться отрицательная корреляция между стажем и выгоранием.

В основе положительной корреляции степени выгорания с возрастом лежит его соответствие профессиональному стажу, но после 45-50 лет возраст начинает оказывать самостоятельное влияние, нередко переводя прямую связь в обратную. Появление отрицательной корреляции объясняется возрастной переоценкой ценностей и видоизменением в ходе личностного роста иерархии мотивов.

Половые отличия четко проявляются при рассмотрении отдельных составляющих синдрома. Так, обнаружено, что мужчинам более присуща высокая сте-

1 Рассел Д. Измерение одиночества // Рассел Д. Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 192-228.

пень деперсонализации, а женщины более подвержены эмоциональному истощению (К. Маслач, С. Джексон, 1986; Р. Щваб, Р. Шулер, 1986). Отмечается половое различие и в субъективной оценке стресс-факторов. Так, учителя-женщины наиболее сильным стресс-фактором называют «трудных учеников», а мужчины — присущий школам бюрократизм и большое количество «бумажной» работы.

Среди личностных факторов, способствующих выгоранию, обнаружены такие общие показатели предрасположенности к стресс-реакциям, как соотношение экстернальности и интернальности, подразумевающее степень ответственности человека за свою жизнь, поведение типа А, предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Например, использование пассивной стратегии избегания коррелирует с развитием эмоционального истощения и редукцией личных достижений. Причем чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения (Н. Е. Водопьянова, 1998).

Стратегия преодолевающего поведения человека в стресс-ситуации является одним из важнейших факторов, определяющим возможность развития у него психосоматических заболеваний. Стратегии подавления эмоций часто выступают в качестве риска состояний предболезни или болезни. Однако умение управлять эмоциональными проявлениями, а иногда и подавлять их — необходимый «навык выгорания» для лиц коммуникативных профессий. Становясь привычным, этот навык зачастую переносится во внерабочую жизнь. Так, в исследованиях медико-гигиенических аспектов образа жизни врачей было выявлено, что стремление к подавлению эмоций свойственно каждому четвертому врачу1.

Множество исследований по проблеме выгорания посвящено изучению эмпа-тии. По мнению К. Роджерса, эмпатия является необходимым качеством, или способностью, для установления «помогающих» отношений при общении с клиентом (пациентом)2. Часто практикующие врачи отмечают, что отсутствие эмпатийных отношений с клиентами приводит к резкому уменьшению количества обращений. В исследовании Дж. Дж. Бранин и Е. Р. Гриймел, проведенном среди медсестер домов сестринского ухода в Калифорнии, была продемонстрирована эффективность проведения тренинга эмпатийного общения с целью уменьшения степени выгорания. После тренинга снизилось выгорание по всем трем субшкалам (эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений). Наибольшее улучшение было обнаружено по шкале «личные достижения». В ходе исследования была выявлена отрицательная корреляция между уровнем эмпатии и степенью выгорания. Наряду с этим была установлена прямая зависимость между аффилиацией (стремление к принятию и страх отвержения) и степенью выгорания.

Большое количество работ посвящено изучению взаимосвязей выгорания и мотивации. Всеми исследователями отмечается свойственное «выгоревшим» снижение мотивации деятельности, которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму, появлению апатии и хронического негативизма по отношению к функциональным обязанностям, хотя при этом подчеркивается отличие выгорания от

' Калъченко Е. И., Киянов В. И., Сафронов В. И. Медико-гигиенические аспекты образа жизни врачей //

Советское здравоохранение, 1987. N° 6. С. 37-39. 2 Хрестоматия по гуманистической терапии / Сост. М. Паиуш. Пер. с англ. М., 1995.

неудовлетворенности профессией (М. Ганн). Получены корреляции степени выгорания с мотивом избегания неудач (Н. Е. Водопьянова, 1997, 1998).

Проблема выгорания тесно соприкасается с вопросами мотивации профессионального выбора и карьерных ориентации. По мнению А. Адлера, за выбором «социальных», «помогающих» специальностей стоит стремление к реализации мотива власти. Мотив власти и «внешняя положительная» мотивация деятельности вполне могут служить объяснением так называемого «парадокса» выгорания. «Трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности «трудоголик» может быть движим стремлением к социальному престижу, получением за счет профессии материальных выгод и мотивом власти. Невозможность удовлетворить эти потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания. Все эти вопросы еще ждут своего изучения. Учитывая динамизм самой мотивационной структуры и процессуальный характер выгорания, изучение их взаимосвязей и причинно-следственных отношений требует проведения углубленных исследований.

Б. Перлман и Е. Хартман (1982) установили значимую связь психического выгорания, с одной стороны, с административными, управленческими и коммуникативными особенностями организации, а с другой стороны, со статусно-ролевыми и индивидуальными характеристиками менеджеров, а также с результатами их деятельности. Данные авторы выделили три группы переменных, оказывающих определенное влияние на развитие синдрома выгорания в профессиях типа «человек — человек»: личностные, ролевые и организационные1.

Личностные факторы— экстраверсия/интроверсия; реактивность; пол; возраст; авторитаризм; самоуважение; трудоголизм; поведенческая реакция на стресс по типу А; уровень эмпатии; мотивация; степень удовлетворенности профессией и профессиональным ростом; стаж и др.

Ролевые факторы— ролевые конфликты; ролевая неопределенность.

Организационные факторы— время, затрачиваемое на работу; неопределенное (или трудно измеримое) содержание труда; работа, требующая исключительной продуктивности и постоянного повышения профессионализма; работа, требующая соответствующей подготовки (тренировки); неопределенность или недостаток ответственности; характер руководства, не соответствующий содержанию работы, и др.

Таким образом, при изучении профессионального выгорания прослеживаются корреляции с административными, управленческими и коммуникативными характеристиками организации, психологическим климатом, статусно-ролевыми и личностными особенностями персонала. К сожалению, многие данные, полученные по вышеперечисленным параметрам, не всегда согласуются друг с другом, что связано, во-первых, с тем, что они получены с помощью различного инструментария измерения синдрома выгорания, а во-вторых, применительно к разным видам профессий.

Многочисленность исследований, посвященных проблеме выгорания, объясняется несколькими причинами. Во-первых, выгорание, как уже было отмечено, пред-

1 РеНтап В., Hartman E. A. Burnout: summary and future and research // Human relations. 1982. Vol. 35. №4.

ставляет собой вариант многофакторного производственного стресса, что позволяет изучать его как системную реакцию в целом. Во-вторых, последствия профессионального «выгорания» оказывают существенное влияние на личную, внеслужебную жизнь «выгоревших». В-третьих, ввиду социальной значимости подверженных ему профессий «выгорание» оказывается взаимосвязанным с социальными проблемами, затрагивая вопросы социальных норм, ценностей и морали. Обобщив представленные выше эмпирические исследования разных авторов, можно выделить три группы факторов риска синдрома выгорания: личностные, ситуативные и профессиональные требования (табл. 15.4).

Таблица 15.4

Факторы риска выгорания

Личностные Ситуативные Профессиональные требования
Переживание несправедливости Социальное сравнение и оценки других Когнитивно-сложные коммуникации
Хроническое переживание одиночества Несправедливость, неравенств взаимоотношений Эмоционально-насыщенное деловое общение
Переживание социальной незащищенности Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности
Переживание социально-экономической нестабильности «Трудные» ученики, клиенты, партнеры Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям
Переживание социальной и межличностной изоляции Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура Поиск новых решений
Неконструктивные модели преодолевающего поведения Внутрифирменные и межличностные конфликты Высокая ответственность за свое дело и за других
Высокая мотивация власти, высокая аффилиация Ролевые конфликты Самоконтроль и волевые решения
«Трудоголизм», поведение «типа А» Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки Неинтересная или нелюбимая работа
Слабая «Я-концепция», низкая самооценка   Бюрократизм и «бумажная» работа
Низкая эмпатия и социальный интеллект.   Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска
Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач    

Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты