Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Культура как соц. реальность.




Читайте также:
  1. I. КУЛЬТУРА - ОБ'ЄКТ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ
  2. II. Чувственная культура
  3. III. Физкультура и холодная вода.
  4. IV. СЕРЕДНЬОВІЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА КУЛЬТУРА
  5. Адаптация. Аккультурация. Приспособление
  6. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  7. Античная культура как новый тип цивилизаци
  8. Античная культура: мифология, философия, искусство
  9. АПВ в сферах образования, науки, культура
  10. Архітектура та художня культура доби Київської Русі

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура). Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида. 3. Функции культуры a. Коммуникативная Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации. b. Регулятивная Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями. c. Интегрирующая Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем. Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем. 4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм Культурные универсалии (Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят: совместный труд спорт образование наличие ритуалов системы родства правила взаимодействия полов язык и т.д. Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.

Этноцентризм и релятивизм- крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм. Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе". В масштабе человечества различают системы: национальной культуры, "Восток"-"Запад". В масштабе отдельного общества: Элитарная культура, народная культура, массовая культура. Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий. Элитарная культура Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Народная культура Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Массовая культура (феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки: прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий) индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов) прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха) Субкультуры Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.



Формы и виды культуры



Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, «культура вообще», как и «общество вообще», — опреде­ленная абстракция. В реальности общество сложно структурирова­но, состоит из различных групп, чьи культурные запросы и прояв­ления различны.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы, ка­ков уровень элементов культуры и какая группа является ее носите­лем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую и две разновидности: субкультуру и контр­культуру.

Элитарная культура создается привилегированной частью обще­ства либо по ее заказу профессиональными творцами.

Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или вы­сокая, культура, например живопись Пикассо или музыка Шёнбер­га, трудна для понимания неподготовленного человека. Как прави­ло, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразо­ванного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потреби­телей высокой культуры расширяется.

Народная культура создается анонимными творцами, не имею­щими профессиональной подготовки.

Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение ле­генды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (кар­навальные шествия). Фольклор — еще одно название народного твор­чества. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями дан­ной местности, и демократичен, поскольку в его создании участву­ют все желающие. Анекдоты, тосты — виды фольклора.



Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации.

Она не выражает изысканных вкусов аристократии и духовных запросов народа. Время ее появления — середина ХХ в., когда сред­ства массовой информации сделали доступными массовые образцы для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная му­зыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступ­ны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художествен­ной ценностью, чем элитарная или народная. Но она авторская и у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные зап­росы людей, реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуаль­ность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, кото­рыми руководствуется большинство членов общества, называется до­минирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп — национальных, демографических, социальных, профес­сиональных, — постепенно у каждой из них формируется соб­ственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, тра­диций, обычаев, присущих большой социальной группе.

При всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых лю­дей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной суб­культуре. Субкультура может отличаться от доминирующей язы­ком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обы­чаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не про­сто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Молодежное движение хиппи (детей-цветов) в США в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержан­ность, политическую лояльность, рационализм.

Субкультура преступников также является по своему содержа­нию контркультурой. В литературе обычно употребляется термин не преступная контркультура, а делинквентная, или асоциальная, суб­культура.

 

В 38

Делинквентная субкультура

Наибольший вклад в изучение делинквентных, или асоциаль­ных, субкультур внесли американские социологи А. Коэн и В. Мил­лер. Теория субкультур трактует, что у преступников складывается особая асоциальная субкультура, т.е. своя мораль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценностям общества, в которой само преступление является морально оправданным. В ней возможно, например, такое противоречивое понятие, как «честный вор». Лич­ность развивается и действует в соответствии с ценностями и нор­мами своего криминального окружения, не воспринимая ценностей культуры общества в целом.

В. Миллер считал, что асоциальная субкультура чаще развива­ется в низших слоях общества. Ее ценности и установки возника­ют в результате иммиграции из других стран, внутренней мигра­ции из сельской местности в город, перемещения из одной соци­альной группы в другую, когда мигрант не может (или не хочет) быстро освоить ценности новой среды. Субкультура развивается постольку, поскольку существует проблема адаптации (приспособ­ления) к другой культуре, но это приспособление носит конфлик­тный характер. Другими словами, возникновение субкультуры обус­ловливается потребностью в адаптации к непривычной среде, а ее носителями являются маргиналы — лица, утерявшие старую куль­туру (или сознательно отказавшиеся от нее), но не сумевшие (или не желающие) усвоить новую.

Теория субкультур широко применяется при изучении рецидив­ной и профессиональной преступности и особенно в пенитенциар­ной криминологии — при изучении преступности в местах лишения свободы. Считается, что основным фактором, продуцирующим пре­ступность в исправительных учреждениях, является именно асоци­альная субкультура осужденных: большинство преступлений связа­но или с нарушением норм сообщества осужденных или со стремле­нием отстоять либо повысить свой статус в сообществе.

 

Представители другой точки зрения (например, польский соци­олог Я. Курчевский) объясняют возникновение субкультуры воз­действием сексуальной изоляции, которая делит людей на активных и пассивных гомосексуалистов, позволяя первым морально оправ­дывать сексуальную эксплуатацию вторых. Из этой гипотезы сле­дует, что сексуальная изоляция должна вызывать проявления асо­циальной субкультуры везде, где свобода разнополых сексуальных контактов ограничена.

Другие исследователи (польские криминологи А. Подгурецкий, Б. Холыст) подвергают критике эту гипотезу как весьма ограниченную. Действительно, условия сексуальной изоляции не всегда ведут к возникновению субкультуры (например, полярники на зимовке). В то же время она проявляется в закрытых учреждениях для подро­стков 11—12лет, у которых сексуальные устремления еще не сори­ентированы. Поэтому представляется более естественным, что исто­ки возникновения субкультуры осужденных связаны с изменением характера жизнедеятельности личности в условиях лишения свобо­ды. То есть и субкультура осужденных также является по своей социальной сущности адаптивным, приспособительным механизмом.

 

 

Все это нарушает привычные способы жизнедеятель­ности, лишает или резко ограничивает человека в удовлетворении целого ряда элементарных потребностей, снижает возможность по­лучения новых впечатлений, делает жизнь монотонной. Осужден­ные пытаются найти новые способы выполнения ведущих соци­альных функций или же такие заменители, которые давали бы воз­можность реализоваться потребностям в общении, самоутвержде­нии, самоуважении и т.д.

Таким образом, источником возникновения асоциальной субкуль­туры являются существенное отличие условий жизни на свободе от условий исправительного учреждения и стремление осужденных при­способиться к этим новым условиям, восстановить, насколько воз­можно, привычные формы жизнедеятельности (хотя это приспособле­ние может осуществляться в необычных, на наш взгляд, формах). Указанные выше социальные факторы являются объективными, вне­шними по отношению к социальной среде мест лишения свободы.

Но существуют и внутренние социально-психологические фак­торы. Общество осудило и изолировало осужденных и тем самым противопоставило их основной массе законопослушных граждан. Общность социального положения, наличие общих ценностей (сво­бода, справедливость) способствуют тому, что осужденные начина­ют осознавать себя членами единого сообщества («мы»), имеющего общие интересы и противопоставленного людям, живущим на сво­боде («они»). А сообщество, имеющее особые интересы и ценности,

вырабатывает и специальные нормы, направленные на защиту этих интересов и ценностей и сплочение самого сообщества.

 

 

В 39

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Общественное мнение – это состояние массового сознания, показывающее скрытое или явное отношение социальных групп к проблемам и событиям настоящего; это одномоментный срез общественного сознания в динамике и его связей с действительностью.

Характеристики общественного мнения:

1) публичность. Носители: большие массы людей, социальные группы, которые обмениваются вопросами общественной жизни, своими суждениями;

2) суждения и те мнения, которые были услышаны, воспринимаются как свои;

3) общественное мнение рассматривает все стороны общественной жизни.

Именно благодаря общественному мнению общественность приобретает свой особый тип единства. Общественное мнение – это количественный продукт, но все же это не единодушное мнение и не обязательно мнение большинства. Общественное мнение можно принять за центральную тенденцию, которая устанавливается в ходе борьбы между различными мнениями, в ходе ведения дискуссий, которые ведутся в обществе.

Общественное мнение имеет функции:

1) контрольную;

2) консультативную;

3) директивную.

Общественное мнение занимает определенную позицию, дает советы, регулирует поведение людей, решает определенные общественные вопросы, поддерживает или отвергает некие представления, ценности и нормы, которые присутствуют в обществе.

Общественное мнение интересуют только те проблемы и события, которые вызывают общественный интерес, актуальны, допускают возможность дискутировать по данному вопросу.

В качестве субъектов (носителей общественного мнения) могут выступать социальные общности.

По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным и плюралистичным.

Характеристики общественного мнения зависят от многих факторов: степени совпадения интересов групп, характера обсуждаемого вопроса и т. д.

Формирование и функционирование общественного мнения могут идти стихийно, но в наше время чаще идет воздействие от политических организаций, СМИ и пропаганды.

Значение общественного мнения в общественной жизни зависит и определяется культурой, состоянием общественного сознания, характером производственных отношений (т. е. социальными условиями), а также свободой выражения мнения, развитостью институтов (т. е. специфическими условиями).

В XX в. возрастает роль общественного мнения, оно является фактором социального управления, используется при принятии решений. При демократизации общества роль общественного мнения еще больше возрастает.

Активностью функционирования общественного мнения в обществе, анализом высказывания занимается социология общественного мнения.

Общественное мнение проявляется на разных уровнях:

1) как духовное отношение (через оценочные суждения);

2) духовно-практическое (через эмоционально-волевые побуждения);

3) практическое отношение (массовые действия и поступки).

Однако не в каждом обществе общественное мнение занимает главное место. Это возможно, когда в обществе реально присутствует свобода, высок уровень демократизации. Эти условия служат гарантией действенности общественного мнения.

 

В 40

Социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, определили два процесса глобализации, а их коллеги, изучающие «третий мир», установили существование третьего.

1. Базисным процессом, ведущим к возникновению глобальной системы, является процесс экономический, а именно характерная для конца XX в. экспансия капитализма, его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основанную на транснациональных корпорациях (ТНК), которые являются основными действующими лицами современной экономики. Доходы наиболее крупных ТНК выше, чем доходы некоторых государств. Их деятельность, распространенная по всему миру, во многом осуществляется вне контроля со стороны какого-либо государства, а во внутренних операциях и сделках с другими ТНК они интегрируют экономическую деятельность в мировом масштабе.

2. Широко распространенным является также представление о глобализации культуры, поскольку консьюмеризм (стратегии потребительства) распространился по всему миру и заменил или дополнил более локализованные культуры. Стратегии потребительства распространяются через маркетинговую деятельность ТНК и через средства массовой коммуникации (которые также являются собственностью государства).

В ходе исследований некоторых обществ «третьего мира» установлено наличие групп (часто обозначаемых как «компродорские»), чьи интересы попадают под интересы ТНК и которые зачастую обосновывают свое сотрудничество с последними пользой для собственного общества. Однако понятие транснационального капиталистического класса остается неразвитым и не вполне эмпирически обоснованным. Социология глобальной системы все еще находится на ранней стадии своего развития. До сих пор она развивалась неравномерно, более пристальное внимание уделяя анализу роли транснациональных корпораций и менее – культурным и классовым аспектам глобализации. Но тем не менее эти процессы тесно связаны между собой.

Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культурной группы в другую.

В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к бурному росту культурных и экономических обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран, народов и культур. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры, мышления и образов жизни. Благодаря широкой доступности определенных товаров и идей общества меняются и вступают между собой в необычные комбинации

 

В ряду макросоциологических понятий определение мировой системы занимает высшую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (человечество).

Мировую систему надо понимать в узком и широком смысле. Мировая система – концепция современного социального мира, которая рассматривает его как целостность, связанную с международным разделением труда и не регулируемую никакой политической структурой. И. Валлерштайн (197б г.) предложил различать:

1) мировые империи;

2) мировые экономические системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже – религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются. Мировые империи – множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование.

Мировая экономическая система – совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Мировые экономические системы – страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные. древности они практически совпадали с мировыми империями либо служили их источником. Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Последняя из мировых экономических систем – современный капитализм. К типу мировых экономических систем следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в б0-80-е гг. XX в. входили несколько государств. У них не было единого правительства, каждая страна – суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен.

В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества. Его следует называть квазиобществом, чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле.

С понятием «мировая система» тесно связано понятие «глобализация». В процессе взаимодействия различные сообщества оказывают определенное влияние на другие образования, одновременно подвергаясь их влиянию.

Глобализация – процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации – экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические интересы в своих интересах.

 

 


Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 34; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.02 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты