КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2 4 страница
Индивидуальный, точечный подъем — это система переносных или стационарно закрепленных колосниковых блоков, несущих тросов, которые подводятся в одиночку или группами к общему приводу. Эти блоки могут равномерно распределяться по колосниковому настилу через определенные промежутки. Так, например, если разбить всю площадь колосников на квадраты со стороной, равной 1 м, и по углам каждого из них поставить вертикальный блок, то каждый квадратный метр сцены будет оснащен четырьмя подъемными тросами. Перекидывая тросы через разные блоки и присоединяя их к одной лебедке, можно получить множество разнообразных возможностей в монтировке подвесных декораций. Другая схема индивидуальных подъемов основывается на определенном количестве съемных блоков, устанавливаемых по потребности в различных точках сцены. В простейшем виде через блоки проходят веревки, спускающиеся на рабочую галерею, где привязываются к поручню внешнего ограждения. Подъем производится вручную, поэтому система «блок—веревка» применяется только для вертикальной транспортировки легких подвесок-кулис, осветительной арматуры и пр. Для более слож- ¶59 ¶ных монтировок используются механизированные подъемы с индивидуальными и групповыми блоками. Блоки, устанавливаемые на колосниках, делятся на направляющие (индивидуальные) и групповые. Направляющие блоки служат для перевода тросов из вертикального положения в горизонтальное. Эти блоки монтируются на горизонтальных осях и имеют одну рабочую канавку. Групповые блоки — многоручейные, их ось направлена вертикально по отношению к колосниковой решетке. Они подвижно закрепляются на специальных металлических балках, проложенных вдоль боковых стен сцены. Перемещение блоков вдоль балки по глубине сцены необходимо для выведения тросов в плоскость привода. Сборные многоручейные блоки выполняют ту же функцию, что и сборные блоки обычных подъемов. Один из вариантов механизации индивидуальных подъемов показан на рис. 36. Усилие от электролебедки, установленной в трюме, передается на тяговый трос, снабженный траверсой. Траверса — это металлическая пластина с приспособлением для крепления несущих тросов. Для того чтобы траверсу при незагруженном подъеме можно было вытянуть вверх, к рабочим галереям, к ней на специальном тросе подвешивается противовес.
Рис. 36. Схема индивидуальных подъемов с электроприводом: 1 — электропривод; 2 — отводной блок; 3 —планшет сцены; 4 — тяговый трос; 5 — противовес; 6 — траверса; 7 — групповой блок; в — горизонтальный блок; 9 — колосники; 10 — переносной блок ¶€0 ¶К уравновешиванию полезной нагрузки этот противовес не имеет никакого отношения. Противовес и траверса скользят по жестким направляющим, имеющим сетчатое ограждение по всей длине. При подготовке системы к работе несущие тросы, спускающиеся со сборного блока, через зарощенные концы с коушами надеваются на стальные пальцы траверсы. После чего пальцы надежно шплинтуются. Групповые тросы для подъема одной лебедкой декораций, подвешенных в двух или ■более точках, строго выверяются по длине при монтировке спектакля. Одна декорация может транспортироваться и несколькими лебедками. В этом случае включение лебедок должно быть одновременным, чтобы не допустить перекоса. В электролебедках подъемов предусматриваются специальные канатоукладчики для равномерной навивки тягового троса на барабан. Предельная скорость движения подъемов—0,3м/сек.
Изобретение системы верхнего рассеянногс света теснейшим образом связано с живописно-плоскостным оформлением спектакля Современные методы освещения декораций не отвергают применения верхнего рассеянного света, но вместе с тем широко используют направленный световой поток. Как правило, современный софит — это сочетание камерных приборов рассеянного света с приборами направленного действия — прожекторами. В театральной практике известны также случаи полной замены камерных светильников на прожекторную и проекционную аппаратуру. Вместе с уменьшением роли живописных декораций сокращается и количество софитных линий. Если раньше софиты монтировались на границе каждогс плана, то теперь их количество сводится к трем-четырем. Осветительная аппаратура, составляющая софит, устанавли вается внутри фермы, которая подвешивается к несущим тросам через электроизоляторы аналогично декорационному штан-кетному подъему. Разница между декорационным и софитным подъемом заключается в замене штанкета пространственной фермой и повышенной грузоподъемностью. Софитная ферма, сваренная из стальных труб, подвешивается к несущим тросам через винтовые стяжки (рис. 37). Количество тросов зависит от конструкции фермы, ее размеров и грузоподъемности. В поперечном направлении софит может быть подвешен на одном или двух канатах. Предельная ширина фермы ограничивается 60 см. Конструкция фермы должна обеспечивать надежное предохранение световой аппаратуры и электропроводки от механических повреждений — ударов о мостики, штанкеты и пр. Такими ограждениями служат трубчатые полозья-отражатели, приваренные к ферме с обеих сторон в поперечном направлении. При работе ламп накаливания выделяется значительное количество тепла. Перегретая аппаратура может послужить ис- ¶61 ¶точником пожара, если в непосредственной близости от нее находятся подвесные декорации. Поэтому правилами установлено определенное расстояние, которое должно быть между софитом и близлежащими штанкетными подъемами. Между осью софитной фермы и осями штанкетов оставляется свободное пространство величиною в 50 см в сторону света, т. е. в глубину сцены, и 45 см в сторону портала. Нормативное расстояние одновременно служит мерой, предохраняющей софит от возможных механических повреждений. Вес софитов, особенно горизонтных батарей, достигает нескольких тонн. Поэтому для подъема софитов применяются мощные электролебедки. Силовая установка софитов проще, чем привод штанкетных подъемов. Здесь не требуется плавного изменения скоростей, упрощается проблема ручного привода, так как вес софита неизменен и на противовесе находится постоянно закрепленный груз. Допустимая скорость движения софитных подъемов от 0,2 до 0,3 м/сек. Подводка электропитания производится через группу кабелей, зашитых в холщовый чехол в виде ленты. Кабельная лента спускается с колосников в корзину, находящуюся в верхней части софитнойфермы. При подъеме лента рядами укладывается в корзину, а при спуске вытягивается в вертикаль.
Старинная техника сценических полетов до сих пор находит применение в отдельных спектаклях, особенно музыкальных и сказочных. Сценический полет — это устройство для полета над сценой актеров или различных бутафорских имитаций. Самый простой вид сценического полета, пред- ¶ Рис. 37. Софитная ферма: 1 — ферма; 2 — корзина; 3 — кабель (шлейф) ¶62 ¶назначенного для бутафорских изделий, состоит из наклонно натянутого троса и планки, скользящей по нему на двух или более кольцах. Трос обычно натягивается между боковыми галереями. К планке прикрепляется предмет, скорость полета которого может регулироваться тонким шнуром (рис. 38). Этот способ пригоден только для прямолинейного перемещения предмета в воздухе. Полеты по сложным траекториям, совмещающим вертикальное и горизонтальное перемещение, требуют более сложной техники. Наиболее часто применяемым является полет, основанный на движении специальной каретки с полиспастным блоком. Это полетное устройство состоит из тросовой дороги, натянутой поперек сцены, роликовой каретки и полиспастного подвешенного блока (рис. 39а). Несущий трос предварительно натягивается монтажной лебедкой и затем окончательно доводится до рабочего состояния винтовыми стяжками, прочно прикрепленными к несущим конструкциям галерей. Каретка имеет трапециевидную форму, по углам которой расположены блоки с глубокими канавками. Блоки помещаются между двумя стальными пластинами, образующими каретку. Под верхние блоки пропускается несущий трос, а нижние служат для регулирования высоты полета. Горизонтальное движение каретки по несущему тросу осуществляется стальным канатом, прикрепленным к верхней ее части. Тяговый трос каретки огибает обводной блок и возвра-
Рис. 38. Полетное устройство: 1 — трос; 2 — каретка; 3 — трос подвески; 4—шнур Рис. 39. Полетное устройство под живую нагрузку: а — полет с кареткой; б — полет на подъемных тросах;, / — каретка; 2— несущий трос; 3 — ролик каретки; 4 — трос горизонтального движения каретки; 5 —трос вертикального движения каретки; 6—нижний ролик; 7 — подвижной блок; 8 — лебедки; 9 — люлька; 10 — противовес ¶ ¶щается обратно — к приводу, установленному на галерее. Второй конец троса также закрепляется на барабане привода. Трос вертикального перемещения надежно крепится на боковой галерее, откуда направляется к нижнему блоку каретки, от него спускается к подвижному полиспастному, а затем, пройдя второй кареточный блок, подводится к барабану привода. Специальная люлька, пояс, седло или другое приспособление, на котором помещается исполнитель или бутафорское изделие, крепится к подвижному полиспастному блоку тросами. Все тросы, употребляемые для устройства полета человека, рассчитываются с условием четырнадцатикратного запаса прочности. Для полетов декоративных предметов этот запас сокращается до девятикратного. Применение электропривода для полетов категорически запрещено. Ручные лебедки устанавливаются в непосредственной близости друг от друга на одной из рабочих галерей. Для них обязательно прочное крепление к полу галереи, запорные приспособления в рукоятках, не допускающие случайного самопроизвольного движения. А лебедки, перемещающие полетное приспособление по вертикали, должны иметь грузоупорные тормоза двойного действия и противовес. Максимальная грузоподъемность полета составляет 200 кг. В целях предупреждения скручивания тросов полиспаста, к полетной люльке или поясу привязываются отводные шнуры, стабилизирующие положение летящего предмета или человека. Для того чтобы заготовленный для полета шнур не путался и не зацеплялся, его рекомендуется выкладывать кольцами в эмалированном тазу. Схема устройства полета, представленная на рис. 396, отличается от предыдущей тем, что его (полет) можно переносить в любое место сцены. Правда, для осуществления полета здесь требуется большое количество рабочего персонала, но простота устройства и возможность перемонтировки, в зависимости от Рис 40. Полетный пояс ¶нужд отдельного спектакля, оправдывает увеличение численности бригады. Подъем полетного приспособления осуществляется двумя тросами, прикрепленными к контргрузовому приводу штанкетного типа. Вес контргруза на 6—12 кг меньше веса полетного устройства. Горизонтальное перемещение люльки осуществляется двумя отводными тросами, прикрепленными к несущим. Оба троса соединяются с простыми лебедками, типа «ворот», находящимися на нижних галереях. Третья лебедка, стоящая на верхней галерее, предназначена для наклона полетного приспособления. Полетные приспособления для всех конструкций выполняются в виде металлической люльки, седла, корзины или пояса. Крепление полетного приспособления к полиспастному блоку производится двойными крючками или парашютными карабинами. Полетный пояс изготавливается из сыромятной кожи или парашютной тесьмы шириной 6—7 см. К нему металлическими заклепками крепятся верхние лямки, сквозь которые продеваются руки актера так, чтобы они обхватывали плечи. Тем же способом крепятся и нижние лямки, проходящие между ног. Несущий трос прицепляется парашютным карабином к кольцу, прикрепленному к задней части пояса. Принципиальная схема полетного пояса показана на рис. 40. При осуществлении сценических полетов требуется неукоснительное соблюдение инструкций, правил по технике безопасности, тщательный инструктаж рабочего персонала и специальное обучение как рабочих, так и исполнителей техники полета.
|