КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4 ЗАНАВЕСЫТеатральный занавес — это одновременно и техническое устройство и декорация. Впервые занавес понадобился театру для временной оптической изоляции сцены от зала в момент перемены сценической обстановки. Таким образом, с одной стороны, занавес служит для перекрытия сцены, а с другой, обозначает начало и конец сценического действия. Эта вторая функция занавеса логически вытекает из первой, поскольку закрывать сцену и открывать ее возможно только по окончании действия или при его начале. Помимо этого, занавес способствует созданию сценической иллюзии и предварительной, жанровой настройки зрителей к восприятию спектакля. Эстетическое назначение занавеса впервые было обосновано И. Фуртенбахом в книге «Увеселительная архитектура». Знаменитый театральный архитектор XVIII века считал, что зрители, придя в театр, не должны видеть, что происходит на сцене. По Фуртенбаху, открытие занавеса повергает зрителей в иллю- ¶зорный мир сцены, мгновенно настраивая их на восприятие «героического» искусства. Известно, какое значение придавали художники МХАТ процессу раскрытия сцены, находя в движении занавеса массу нюансов и оттенков эмоционального воздействия. В театральном занавесе все имеет значение — его внешний вид, фактура, цвет, характер движения и, главное, способ раскрытия сцены. По способу раскрытия занавесы делятся на подъемно-опускные, раздвижные, фигурные и комбинированные. Подъемно-опускные занавесы преимущественно используются в музыкальных театрах. Раздвижные — в драматических. Вертикальное перемещение бархатной или живописной «стены» подъемно-опускного занавеса являет собой величественное зрелище, торжественный акт, предполагающий такой же возвышенный «героический» строй всего спектакля. Особенно, если он представляет собой живописное полотно. Раздвижной занавес по сравнению с подъемно-опускным обладает гораздо большим диапазоном ритмических и эмоциональных красок. Собираясь в складки и немного волочась по планшету, раздвижной занавес имеет свой рисунок раскрытия сцены, а следовательно, и другое качество воздействия. При малейшем изменении ритма и темпа движения возникает новая эмоциональная окраска. Способ раскрытия сцены и особенности движения занавеса правильнее всего определять не жанровыми признаками театра, а стилевыми особенностями каждой постановки. Для одного спектакля наиболее подходящим будет раздвижной, для другого — фигурный или комбинированный и т. д. В практике театра используется два вида занавеса — антрактовый и игровой. Антрактовый относится к разряду постоянного оборудования сцены. Это главный занавес театра. Игровой или, иначе, интермедийный изготавливается для какой-либо постановки. В отличие от антрактового, цвет, фактура, способ раскрытия выбирается специально. Являясь элементом изобразительного решения, игровые занавесы большей частью представляют собой живописную, аппликационную и даже жесткую декорацию, подвешенную на нулевом плане сцены. Это своего рода изобразительная увертюра, передающая существо идейно-художественного замысла, вводящая зрителей в атмосферу спектакля и его жанровую тональность. Наряду с этим в театральной практике нередко встречаются спектакли, в которых используется особый вид занавеса — световой. Световой занавес основан на засветке взвешенных в воздухе частиц. Из всех вариантов получения такого занавеса в основном используются два способа. Первый способ заключается в перекрытии сцены рядом лучей, направленных горизонтально ¶с одной стороны на другую. Для этого по обеим сторонам портала монтируются вертикальные линии прожекторов типа «пистолет» и светопоглощающие кулисы из черного бархата, ликвидирующие нежелательные рефлективные засветки. Наибольшая плотность воздушной стены получается с боков, а в центре, где Световой поток ослаблен, плотность занавеса резко падает. Этот недостаток особенно ощутим в сценах, имеющих широкий портал. В этих случаях позади светового потока часто опускают задник из черного бархата. Второй способ заключается в устройстве прожекторной-рампы. Узкие лучи пистолетов из щели, прорезанной в авансцене, под крутым углом направляются в потолок зрительного зала, окрашенного в черный цвет или перекрытого черным бархатом. Благодаря нижнему расположению источников света достигается большая непрозрачность, так как зона максимальной плотности проходит по всей ширине портала на высоте двух-трех метров. Выше, там, где лучи света ослабевают, занавес теряет свою плотность, но это уже не имеет большого значения, поскольку основной уровень, на котором происходят перестановки, полностью перекрыт. Наибольшая результативность оптической изоляции сцены достигается засветкой зрительного зала сильными источниками света. Впервые этот способ был применен художником В. Дмитриевым в постановке оперы Д. Шостаковича «Нос» (Ленинградский Малый оперный театр, 1930). Однако этот способ создания занавеса в силу ряда эстетических причин не получил дальнейшего развития. Световой занавес имеет свое эстетическое назначение, отличное от обычного. С одной стороны, лучи света, образующие непрозрачную или полупрозрачную преграду между зрительным залом и сценой, оптически изолируют оба пространства. Появление или исчезновение световой стены происходит одновременно с началом или окончанием действия. Значит, этот вид техники заключает в себе основные признаки театрального занавеса и полностью осуществляет его функции. Но с другой стороны, в условиях современной сцены-коробки, этот вид занавеса выглядит скорее как специальный прием, как сценический эффект, а не как средство постоянного оборудования, пригодное для всех случаев. Частое употребление его в разных спектаклях вызывает ощущение повтора одного и того же приема, что никогда не бывает с занавесом обычного типа. В спектаклях без применения занавеса вообще его роль играют переключение света, выход на площадку актеров, изменение статичной мизансцены и другие приемы. Здесь осуществляется только вторая функция театрального занавеса. В настоящее время широко практикуется применение всех видов и типов театрального занавеса, разнообразных по способу раскрытия сцены и эстетическим функциям.
Устройство раздвижного занавеса должно отвечать двум основным требованиям: полному перекрытию сцены и синхронности движения обеих половин. Надежное перекрытие сцены осуществляется при помощи так называемого запаха — захождению одной половины занавеса за другую. Для этого обе половины занавеса размещаются на некотором расстоянии друг от друга и монтируются на разных направляющих. Синхронность движения его частей достигается единой системой привода. Принципиальная схема раздвижного занавеса показана на рис. 41. Обе части занавеса подвижно прикреплены к двум горизонтальным направляющим, которые одновременно служат им опорой. Величина каждой части рассчитана так, чтобы в закрытом положении боковые кромки не выходили за пределы портала или кулисы, а запах составлял не менее 1 м. Приводная система состоит из нескольких блоков, каната или троса, соединенного бесконечной петлей. На одном конце занавеса устанавливается горизонтальный обводной блок с одной канавкой. На другом — два одноканавочных блока, имеющих общую ось. Третий блок или приводной барабан крепится внизу — у планшета сцены. Через все блоки пропускается бесконечная тяга, которая прочно прикрепляется к первым (считая от центра) кольцам или кареткам каждой части занавеса. Обе линии тяги совершают .противоположно направленное движение, закрывая или открывая занавес. Крепление занавеса к ведущим тягам производится после того, как обе его половины полностью зашли одна за другую, т. е. в закрытом состоянии. Этим обеспечивается синхронизация и равномерность перекрытия сцены. ¶68 Рис. 41. Схема раздвижного занавеса: 1 — несущий трос; 2 — кольцо занавеса; 3 — тяговый канат; 4 — ведущее кольцо; 5 — обводной блок; 6 — направляющий блок; 7 — планшетный блок ¶В старом театре занавесы подвешивались посредством колец к туго натянутой проволоке или тросу. Для этого в портальную стену сцены вмуровывались консольные балки, к которым крепились винтовые стяжки или другие натяжные устройства. На натянутый между этими балками трос надевались кольца, обшитые кожей и смазанные графитной смазкой. Крепление занавеса к кольцам осуществлялось простыми вязками или специальными ремнями, пришитыми к верхней кромке. Главными недостатками этой конструкции являются сильное трение между кольцами и направляющими тросами, даже если трос заменен гладкой проволокой, провисание полотнищ занавеса, так как при большой длине дороги и значительной тяжести самого занавеса трудно создать такое натяжение, которое бы обеспечивало надлежащую жесткость несущего троса, трудности производства профилактических и ремонтных работ. Наиболее совершенны жесткие дороги с роликовыми каретками. Такие дороги применяются как для антрактовых, так и для игровых занавесов. Успешную проверку временем выдержала дорога антрактового занавеса, разработанная институтом «Гипротеатр». Основу дороги составляют стальные уголки, попарно соединенные прутком, приваренным к их вертикальным и верхним плоскостям (рис. 42). Несущими являются горизонтальные плоскости нижних уголков. По ним катаются роликовые каретки, к которым прикреплены полотнища занавеса. Для уменьшения шума на эти полки укладываются тонкие деревянные планки или полосы другого жесткого звукопоглощающего материала. Вся дорога сваривается целиком с учетом запаха. Рис. 42. Дорога раздвижного занавеса: а — общий вид; б — поперечный разрез; в — узел крепления; г — каретка; 1 — поддерживающий блок; 2 — обводной блок; 3—заглушка; 4— уголок; 5 — пруток; 6 — узел подвески; 7 — направляющий блок; S — прокладка; 9 — ограничитель; 10 — направляющие; 11—фаеонка; 12 — каток; 13 — амортизатор; 14 — окно; 15 — крепежная планка для троса ¶В верхней части дороги имеются приспособления для подвески ее к подъему. Жесткое крепление дороги в рабочем состоянии производится при помощи уголковых направляющих, находящихся в портальной части сцены и торцовых заглушек. Направляющие состоят из двух соединенных между собой уголков с разведенными в стороны концами. А заглушки — стальные листы с отогнутыми краями по верхним и нижним кромкам — приварены к обеим концам дорог. Листы входят между направляющими уголками и закрепляют дорогу, не давая ей раскачиваться при работе. Благодаря этой конструкции занавес может быть в любой момент опущен на планшет сцены для профилактики или срочного ремонта. Блоки приводной системы распределяются по обычной схеме. Кроме обводных и направляющих в средней части дороги устанавливаются два поддерживающих блока. Они поддерживают ведущий трос, не давая ему провиснуть. Основные блоки снабжаются предохранительными скобами и кожухами. Каретка занавеса состоит из хвостовика и катков-роликов. Хвостовики и ролики выполняются из металла или другого прочного материала. Боковые грани хвостовика снабжаются резиновыми амортизаторами, заглушающими стук при столкновении кареток друг с другом. В нижней части прорезается отверстие, через которое при помощи сыромятных ремешков прикрепляется занавес. Ведущие каретки имеют приспособление для зажима ведущего троса. Размеры хвостовиков рассчитываются таким образом, чтобы ролики не выходили за его пределы, иначе при движении они будут тормозить друг друга. Ролики насаживаются на подшипники качения и заглушаются плоскими крышками на пружинных кольцах. Обычно в дорогах антрактовых занавесов применяются каретки с двумя парами роликов. Этим обеспечивается большая устойчивость каретки и плавность движения занавеса. Общая длина дороги складывается из основной части, находящейся в видимой зоне, и концов, уходящих за кулисы. Величина закулисных частей зависит от количества кареток и их габаритов. Подсчет необходимого количества кареток производят по ширине занавеса, исходя из минимальной нормы — три каретки на каждый погонный метр занавеса. Так, если ширина портала равна 12 м, то каждая половина занавеса должна быть не менее 7,8—8 м, считая величину запаха и боковой запас, необходимый для того, чтобы боковые кромки не просматривались из зрительного зала. На 8 пог. м занавеса потребуется 24 каретки. При ширине каретки, равной примерно 13 см, боковые части дороги составят более трех метров (24x0,13 м = 3,12м). Таким образом, полная длина дороги будет равна 18,5 м (12 м + 3,12 м + 3,12 = 18,24 м). Сокращение длины дороги может быть произведено за счет уменьшения ширины кареток или сокращением числа катков на ¶каждой из них. Однако при этом снижается степень надежности работы занавеса и плавность движения его полотнищ. Привод раздвижного занавеса делается ручным и электромеханическим. С художественной точки зрения наиболее целесообразен ручной. В качестве гибкой тяги применяется пеньковая веревка, которая пропускается либо через блок, установленный на планшете, либо закрепляется на барабане ручной лебедки типа «ворот». Концы тягового каната подводятся к барабану лебедки с разных сторон, так, чтобы при вращении один из них наматывался на барабан, а другой сматывался с него. Электролебедка механического привода размещается на первой галерее по оси дороги занавеса или на самой дороге. Вращающий момент от редуктора передается на канатоведущий шкив, имеющий две канавки,— одну для тягового троса, вторую для пеньковой веревки аварийного привода. Роликовые каретки и жесткие направляющие обеспечивают относительную легкость передвижения полотнищ занавеса, поэтому тяговое усилие лебедки составляет примерно 100 кг. Разумеется, что для обеспечения плавного регулирования скорости предпочтительнее электродвигатель постоянного тока.
Подвеска подъемно-опускного занавеса производится по схеме контргрузового штан-кетного подъема. Как и софиты, занавес имеет постоянный вес, поэтому величина груза противовеса неизменна и определяется расчетом. Во время движения, под влиянием разницы температур между залом и сценой, занавес может «парусить», втягиваясь в зрительный зал. Для направления движения и предохранения занавеса от раскачивания по его боковым вертикальным кромкам устраиваются направляющие. А к низу занавеса подвешивается дополнительный штанкет. Направляющими служат два троса, туго натянутых от планшета до колосников. По тросам скользят втулки, укрепленные на концах верхнего и нижнего штаикетов (рис. 43). Для того чтобы при опускании не
Рис. 43. Подъемно-опускной занавес: а — общий вид; б —нижний штанкет деревянный; в — нижний штанкет металлический; 1 — нижний штанкет; 2 — направляющий трос; 3 — верхний штанкет ¶было слышно удара о планшет, нижний штанкет подвешивается в 50 см от края занавеса. В криволинейных по плану занавесах нижний штанкет заменяется холщовой цепью, набитой песком. Матерчатая труба прошивается в нескольких местах, с тем расчетом, чтобы, в случае прорыва, могла высыпаться только незначительная часть песочного груза. К боковым кромкам занавеса пришивают кольца, скользящие по тросовым направляющим. Несмотря на наличие направляющих, подъемно-опускной занавес рекомендуется изготавливать из тяжелых тканей, вводя такие же тяжелые подкладки. Ручной и электромеханический привод в принципе не имеет отличий от привода декорационных подъемов. Мощность приводной лебедки снижается за счет полного уравновешивания системы.
Комбинированный занавес сочетает два вида занавеса — раздвижной и подъемно-опускной. Дорога раздвижного занавеса монтируется на подъеме декорационного типа (рис. 44). Электрический привод, раздвигающий обе половины, находится на самой дороге, а привод вертикального перемещения — на галерее. В различных спектаклях можно пользоваться то раздвижным, то подъемным механизмом. А при включении обоих приводов занавес раскрывается, перемещаясь по диагоналям снизу вверх. Универсальность этого вида техники обеспечила широкое ее применение в качестве антрактового занавеса театра.
исобенность рисунка раскрытия сцены, создаваемая различными видами фигурных занавесов, определяет границы применения таких занавесов. Главным образом они используются как игровые, декорационные и очень редко как антрактовые. Само название занавеса говорит о том, что, раскрываясь, он образует различные фигуры, драпируясь в живописные складки. В основном этот вид занавеса делится на три категории — раздвижные, подъемно-раздвижные и подъемно-опускные. Схема раздвижного фигурного занавеса показана на рис. 45а. Обе половины занавеса привязываются к специальной ферме или просто к штанкету. С обратной стороны, по диагонали к занавесу пришиваются кольца, через которые пропускается тяговый канат. Концы каната прикрепляются к нижним углам каждой половины занавеса и через кольца направляются к блокам, установленным на ферме или штанкете. Рабочие концы веревок соединяются вместе, так, чтобы при закрытом занавесе узел находился у фермы. К узлу соединения прикрепляется веревка, за которую и производится подъем занавеса. Подъем занавеса осуществляется натяжением обоих канатов, а спуск происходит за счет собственной силы тяжести. Для убыстрения спуска
Рис. 44. Схема комбинированного занавеса: 1 — электролебедка штанкетного подъема; 2 — обводной блок дороги; 3 — противовес; 4 — несущий трос; 5 — дорога занавеса; 6 — электролебедка занавеса; 7 — тяговый трос; 8 — направляющий блок; 9 — занавес Рис. 45. Фигурный занавес: а — раздвижной;, б — типа французской шторы ¶в нижние углы занавеса вшиваются мешочки с песком. Поднимаясь по диагоналям вверх, занавес образует драпированные подборы, обрамляющие зеркало сцены. Крой занавеса несколько отличается от обычного раздвижного. Для того чтобы внешние кромки при подборе вверх не отходили от вертикали, к ним пристрачиваются косые клинья. Подъемно-раздвижной занавес отличается от раздвижного тем, что одновременно с диагональным раскрытием происходит подъем. Такой занавес не только убыстряет процесс раскрытия, придавая ему особый характер, но и целиком скрывается за портальной рамой. Фигурные занавесы подъемного типа строятся по принципу французской шторы. К обратной стороне занавеса пришиваются вертикальные ряды колец (рис. 45б). Через них пропускаются веревки, прикрепленные к нижней кромке и пропущенные через блоки подвесной фермы или штанкета. Рисунок раскрытия зависит от последовательности натяжения тяговых шнуров. В открытом виде фигурный занавес обрамляет сцену разнообразными фестонами.
К этой категории занавесов принадлежат различного рода переворачивающиеся занавесы, изменяющие свой цвет и даже форму. Принцип действия этих занавесов состоит в подвеске отдельных полотнищ или цельношитого материала к многорядным тросовым дорогам. Так, например, на
¶ Рис. 46. Эффектный занавес: а — переворачивающийся занавес из отдельных полотнищ; б — то же, сшитый целиком ¶74 ¶рис. 46а представлена схема занавеса, меняющего свой цвет путем поворачивания полотнищ. Дорога этого занавеса имеет три несущих троса, к которым через кольца подвижно крепятся отдельные, не сшитые между собой полотнища. Каждое полотнище имеет три кольца. Среднее служит своеобразной осью вращения, а два боковых — ведущие, так как к ним прочно крепятся тяговые веревки. Если обе веревки потянуть в разные стороны, то полотнище повернется на 180°. А так как каждое полотнище сшито из двух слоев ткани разного цвета, занавес при повороте полотнищ мгновенно изменяет свой вид. При натяжении обеих веревок в одну сторону полотнища сворачиваются вокруг среднего кольца, образуя нечто вроде колонны. Для переворачивания занавеса, сшитого целиком, требуется гораздо больше несущих тросов с кольцами и более сложная система блоков (рис. 46б). Такой занавес при натяжении ведущих канатов тоже поворачивается обратной стороной.
Дорогами-раздержками называются облегченные переносные дороги для игровых занавесов и раздвижных кулис. В различных конструкциях применяются тросовые и жесткие направляющие. Для дорог-раздержек главное — легкость, портативность, быстрота сборки при сохранении высокого коэффициента надежности. Самые простые тросовые дороги применяются, как правило, только в случае незначительной длины дороги (до 3 м) и малого веса занавеса или кулисы. Несущие тросы с кольцами, блоки привода монтируются к нижним поясам деревянной или металлической фермы. Натяжка тросов производится винтовыми стяжками (рис.47). А приводная система аналогична схеме обычного раздвижного занавеса. Сила трения между кольцами и направляющими, а следовательно, и легкость передвижения занавеса зависят от поверхности направляющих и отношения их диаметра к диаметру колец. Чем больше диаметр колец, тем легче они скользят по направляющим. Проволочные направляющие имеют более гладкую поверхность, чем витые тросы, поэтому их применяют особенно часто. Кроме того, проволока долговечнее и жестче троса. Конструкция фермы "должна обеспечивать большую жесткость, сопротивляемость изгибающим силам, вызываемым на-натяжением тросов. Чем длиннее дорога и тяжелее занавес, тем больше усилий требуется для натяжки направляющих и тем более сжимающие силы стремятся деформировать ферму. Даже при небольшой длине дороги эти силы достигают значительных величин, и потому, чтобы не затяжелять несущую конструкцию, в большинстве случаев прибегают к жестким дорогам. ¶75 ¶Конструкция дороги и роликовых кареток, материал, из которого они изготовляются, могут быть самыми разными. В театральной практике встречаются деревянные, металлические дороги из брусков, уголков, швеллеров и других профилей. Все они основаны на передвижении роликовых кареток по двум жестким плоскостям. Помимо портативности, легкости и других требований, предъявляемых к дорогам-раздержкам, здесь возникает задача стабильности зазора между направляющими, по которому ходит хвостовик каретки. В дороге антрактового занавеса стабильность зазора обеспечивается жесткостью соединенных между собой стальных уголков. В облегченных до-рогах-раздержках параллельность направляющих достигается жесткостью соединительных скоб. Другая проблема заключается в том, что обе части дороги, обеспечивающие запах занавеса, не могут объединяться в единую неразборную конструкцию, так как при этом дорога становится нетранспортабельной. Для каждой половины занавеса делается отдельная дорога. На одной дороге устанавливается обводной блок, на другой — направляющие. К штанкетному подъему дороги крепятся так, чтобы их концы заходили друг за друга на величину запаха. Приводной канат пропускается через блоки обеих частей дороги.
К числу наиболее простых 'вариантов деревянной дороги принадлежит конструкция, показанная на рис. 48. Два бруска соединены между собой металлическими скобами на расстоянии 80—100 см друг от друга. Для движения хвостовика каретки между брусками оставляется щель шириной 12—15 мм. Скобы ¶изготавливаются из угловой стали и крепятся к дороге болтами. Хвостовики кареток вырезаются из многослойной или бакелитовой фанеры, листового дюралюминия и других материалов. Катками служат шарикоподшипники диаметром от 30 до 40 мм. Для того чтобы максимально сократить длину закулисной части дороги, рядовые несущие каретки снабжаются одной парой роликов, а ведущие — двумя. Ведущие каретки должны обладать большой устойчивостью, потому что подвоз-действием приложенного к ним горизонтального усилия они могут отклониться от вертикали и заклиниться в щели дороги. Устойчивость каретки зависит от расстояния между опорными точками, т. е. между роликами. Чем шире разведены ролики каретки, тем меньше вероятности ее заклинивания. При добавлении к кареткам нижних упорных роликов, катающихся по нижним плоскостям несущих брусков, исключается возможность перекоса. Но безотказная работа дороги может быть гарантирована только при идеально ровной поверхности направляющих. И все же полной гарантии безаварийной работы от дороги с деревянными направляющими добиться трудно. Несмотря на уголковые соединительные скобы, четырехроликовые ведущие каретки и другие меры, не исключена деформация дороги вследствие коробления древесины и жестких условий эксплуатации, особенно при перевозках. Даже небольшие отклонения от заданных параметров могут привести к нарушениям нормальной работы раздержки. Дороги с металлическими направляющими более надежны. Они, как и деревянные, в сущности, повторяют принципы устройства дороги антрактового занавеса, только выполняются более простыми средствами. В одних случаях стальные уголки стационарной дороги заменяются уголками из легких алюминиевых сплавов, в других — вместо коробчатого сечения используется только нижняя пара уголковых профилей. Парные уголки соединяются между собой в двух вариантах: в виде горизонтально лежащего швеллера и в виде одно-тавра. Тавровые дороги очень компактны и обладают доста- Рис. 48. Некоторые виды дорог-раздержек ¶точно высокой степенью надежности. Каретки, охватывающие боковые грани дороги, легко катаются по горизонтальным полкам и не подвержены заклиниванию в несущих элементах. В таких дорогах могут применяться профили самого малого размера, так как, помимо частого расположения скоб подвески, само сечение обладает достаточной жесткостью. При промышленном изготовлении каретки могут быть выполнены из литой резины на проволочном каркасе с резиновыми каточками без подшипников, шириной в 10, а диаметром в 15 мм. Применение профильного металла дает возможность изготовления двусторонней дороги для движения обеих половин занавеса с необходимой величиной запаха. Такая дорога собирается из двух швеллеров (рис. 49). Вертикально расположенные полки обоих швеллеров служат направляющими, по которым катаются каретки особой конструкции. По одной стороне дороги перемещается одна половина занавеса, по другой — вторая. Каретки состоят из металлической скобы, несущей четыре пары ребордных роликов малого диаметра. Верхняя пара роликов катается по верхним полкам дороги и является несущей, а нижняя служит для стабилизации каретки в вертикальном положении. Скобы кареток имеют резиновые амортизаторы и кольца, приваренные к наружным частям для пропуска ведущего каната. Соединение отдельных частей дороги производится при помощи болтовых креплений. Для обеспечения жесткости и точного совпадения рабочих поверхностей в месте разъема профили имеют разную длину и при соединении накладываются друг на друга. Относительно большой вес конструкции компенсируется безотказностью работы. Уменьшение веса за счет применения про-
Рис. 49. Дорога-раздержка на основе швеллера: 1 — швеллер; 2 — каретка; 3 — трос подвески; 4 — тяговый канат; 5 —занавес ¶78 ¶филей малых сечений может привести к снижению прочности и жесткости дороги, что неминуемо повлечет за собой ухудшение эксплуатационных качеств. Глава 5
|