КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стихотворного текстаПри анализе стихотворных текстов следует обратить внимание на поэтическое слово, т.е. на лексические средства языка. В стихотворной речи слово играет более важную роль, чем в прозе. То, что в прозаической речи выражается нередко описанием на протяжении нескольких абзацев или страниц текста, в стихотворной речи передается одной стихотворной строкой или одним словом в строке. При этом семантическая и эмоциональная ёмкость слова в стихе оказывается в тесной зависимости от синтаксической структуры текста. Чем меньше у слова синтаксических связей, тем значительнее его семантические связи, тем оно ассоциативно и образно. Образец лингвистического анализа стихотворного текста (А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»). Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет. Стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом…» о музыке трепетной влюбленной души лирического героя, жаждущей счастья, открытой красоте мира. Выражение чувств, настроений, тончайших движений души – тема анализируемой лирической миниатюры, отличающейся удивительной гармонией и слитностью всех её частей. Цельность лирического шедевра достигается языковыми средствами разных уровней текста. Так, глаголы в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» употребляются во всех временах – прошедшем, настоящем и будущем, которые осознаются как сиюминутные, происходящие в настоящем. Прошедшее время используется в перфектном, результативном значении: я пришел, пришел рассказать, солнце встало, лес проснулся, встрепенулся. Будущее время – буду петь – приближено к настоящему: песня зреет. Сближение времен – одно из свойств спаянности всех частей фетовского произведения. Четкая синтаксическая структура текста – другая важная характеристика анализируемого лирического стихотворения, которое представляет собой одно сложноподчиненное предложение. В каждом четверостишии к анафорически повторяющейся речевой доминанте текста – глаголу рассказать – присоединяются с помощью союза что группы изъяснительных придаточных. Изъяснительные отношения становятся эстетически значимыми в системе поэтического произведения А.А. Фета. Повторение речевой доминанты и других отдельных слов текста («... лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, каждой птицей встрепенулся...») придает речи лирического «я» взволнованность и способствует выражению напора чувств, настроений. Олицетворение («лес проснулся», «полон жаждой» и пр.) приводит к восприятию слияния состояния героя и природы. В результате художественные приемы – один из способов смысловой и эстетической организации текста – становятся незаметным свойством совершенной поэтической формы фетовского шедевра, для которой характерно употребление только женских рифм, полных двусложных стоп. Хореические стихи, регулярные пиррихии придают бодрой речи лирического героя легкость и плавность. Дополнительное ударение и перенос выделяют заключительные поэтические строки – лирическую концовку стихотворения: «... не знаю сам, что буду Петь, – но только песня зреет». Это – не просто вывод, а разрешение нараставшего эмоционального напряжения. Таким образом, выражение состояния лирического героя (чувствительности, страстности, жажды жизни) через восприятие им природы – главный предмет анализируемого стихотворения. Грамматические формы и синтаксис текста, его образность и элементы стиховой композиции оказываются наиболее семантически и эстетически значимыми, поскольку способствуют логической стройности, цельности и гармонии лирического шедевра. В исследуемом стихотворении заложены главные принципы фетовской поэтики: уподобление внутренней жизни человека природному миру и наоборот, вчувствование в мир красоты, глубокое постижение мира и себя, изображение возрождения природы и души. На протяжении творчества меняется стиль поэта, растет его мастерство, но перечисленные принципы продолжают всегда оставаться программными. В процессе лингвистического анализа поэтического текста учитывались основные методологические принципы: принцип историзма, принцип учета взаимосвязи, взаимообусловленности формы и содержания произведения, принцип уровневого подхода к анализу текста, принцип координации общего и отдельного. Семантико-стилистический метод исследования и прием сопоставления единиц текста с элементами русского литературного (нормированного) языка явились основным средством выяснения индивидуально-авторских особенностей употребления языковых средств в стихотворении А.А. Фета и средством достижения цели филологического анализа произведения – поиска смысла и авторской точки зрения.
|