КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности лингвистического анализа прозаическогоТекста
Прозаический текст представляет собой сложный объект исследования. Концептуальная информация семантически выводится из всего текста произведения. Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казарин предлагают различать содержательно-фактуальную/содержательно-концептуальную информацию и эксплицитную/имплицитную, то есть подтекстовую информацию. Исследователи выясняют виды текстовой информации, выявляя индивидуально-авторское понимание явлений, описанных в тексте. В процессе выполнения концептуального лингвистического анализа необходимо обратить внимание на его заглавие, выявить ключевые слова, исследовать лексический состав с целью выяснения концептуального смысла произведения и структурирования его концептосферы. Так, заглавие рассказа Ю.М. Нагибина «Зимний дуб» обозначено номинативным выражением, обычным по форме и ясным в информативном отношении. Данное выражение, многократно повторяясь в рассказе, выполняет текстообразующую функцию. К ключевым словам произведения относятся следующие лексемы: Анна Васильевна, Савушкин, тропинка, дерево, лес, жизнь. Ключевые слова группируются в содержательной структуре рассказа вокруг его основной текстовой доминанты зимний дуб и раскрывают его смысл. В лексическом составе произведения текстовую значимость доминанты также подчеркивают активно употребляемые слова: снег, мороз, шоссе, опаздывать, радостный, улыбаться и их производные. Например: (1) Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. - Так вот он, зимний дуб! (2) В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на ко-торых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея. - Ты опять опоздал Савушкин? – Как большинство молодых учительниц, Анна Васи-льевна любила быть строгой, но сейчас её вопрос прозвучал почти жалобно. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей по-тайную жизнь леса, когда услышала встревоженный возглас Савушкина: - Ой, мы уже не застанем маму! Анна Васильевна поспешно поднесла к глазам часы – четверть четвертого. У нее было такое чувство, словно она попала в западню. И, мысленно попросив у дуба прощение за свою маленькую человеческую хитрость, она сказала: - Что ж, Савушкин, это значит, что короткий путь еще не самый верный. Придется те-бе ходить по шоссе. (4) - Вот тебе и зимний дуб! – хихикнул кто-то на задней парте. Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям, ничуть не тронутый грозными словами учительницы. Концептуальную значимость имеют в рассказе образные контексты, экспрессивно показывающие, как «щедра и красива жизнь». Особенно актуальными для концептуального пространства произведения являются описания зимнего дуба и леса, в которых наблюдаем олицетворения («А лес все вел и вел их своими сложными, путаными ходами», «Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны»), выразительные эпитеты и сравнения («Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб», «Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью»). Необычные синонимические повторы подчеркивают концептуальный смысл выражения зимний дуб и превращают его из объекта в субъект описания: старший собрат, страж леса, старый знакомец. В его коре «глубокие морщины», ствол «прошит серебряными нитями», подножие «приютило многих постояльцев». «Зимний дуб» как «переполненное жизнью дерево», как активный субъект природного мира изменил отношение учительницы русского языка к своему предмету, ученикам, к слову и родному языку, который «так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь». Для выражения концептуальной семантики рассказа особенно значимы ССЦ, изображающие формирование новых мыслей Анны Васильевны о своей профессии, об учениках – чудесных и загадочных граждан будущего. И она-то считала себя умелой учительницей! Быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот путь. Отыскать его не легко и не просто, как ключик от Кащеева ларца. Но в той не понятой ею радости, с какой выкликали ребята «трактор», «колодец», «скворечник», смутно проглянула для нее первая вешка. Итак, в концептосфере рассказа «зимний дуб» – субъект, объектом воз-действия которого являются Коля Савушкин, ученик пятого класса, и его учительница русского языка Анна Васильевна. Способ воздействия – жизненная сила и величественность субъекта. Цель воздействия – удивить потайной жизнью леса. Причина – показать, как щедра и красива жизнь. Для проведения целостного лингвистического анализа текста важна языковая характеристика и стилистическая роль каждой языковой единицы определенного уровня языка. Таким образом, в процессе лингвистического изучения художественного текста внимание уделяется не только собственно языковому комментарию. Необходимо сделать акцент на целостном системном анализе художественного произведения в единстве формы и содержания. По мнению А.И. Горшкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Новикова, попытки разложить неразложимое единство приводят к обедненному и просто искаженному пониманию произведения словесного искусства. Исследователи выделяют взаимосвязанные уровни анализа текста: идейного содержания, жанрово-композиционной структуры и языка как эстетически организованной системы. В традиционной методике лингвистического анализа художественных текстов рассматривают два возможных пути анализа. Они различаются «движением» от лингвистического изучения текста к литературоведческому и наоборот. Следовательно, первый путь – это подробный анализ языковых средств разных уровней языка и выявление их функций в тексте. В школьной и вузовской методике анализа художественного произведения предпочтение отдается второму пути, включающему три этапа: 1) выдвижение гипотезы идейно-тематического содержания, 2) анализ языковых средств, 3) подтверждение или корректировка первоначальной гипотезы средствами языка.
|