КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические типы государства
Основные понятия и термины
Исторический тип государства. Рабовладельческое государство. Феодальное государство. Буржуазное государство. Социалистическое государство. Революция. Азиатский способ производства. Азиатский тип государственности. Европейский тип государственности.
Вопросы для самопроверки
Что лежит в основе марксистской типологии государства? Что такое исторический тип государства? Каковы выделенные Марксом закономерности исторического развития государственности? Есть ли связь между историческими типами государств и их сущностью? В чем она заключается?
Задание для самостоятельной работы с литературой
Прочтите какие-либо художественные произведения, отражающие жизнь рабовладельческого, феодального и буржуазного общества. Определите роль государства в жизни общества, его особенности, функции. Еще раз повторите учебный материал по истории. Вспомните известные вам рабовладельческие и феодальные государства, особенности исторического развития, видных государственных деятелей соответствующего периода. Материалы занесите в таблицу.
Вопросы для размышления
Место государства в обществе, его роль в развитии социальных отношений трактовались авторами неоднозначно. Прочтите высказывания известных мыслителей.
Аристотель: "Государство существует по природе и человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек…". Бакунин М.А.: "…Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; господство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо, вот почему мы враги государства". Гоббс Т.: "Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного согласия множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты…". Ф.Энгельс: "Государство является орудием самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса… С исчезновением классов исчезнет неизбежно и государство. Общество … отправит всю государственную машину туда, где ей будет настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором".
Внимательно прочтите указанные положения. Какая из позиций авторов вам представляется более приемлемой? Попытайтесь определить историческое место государства, его роль и положение в обществе.
Вопросы для размышления
Выскажите и обоснуйте свое мнение по поводу следующего утверждения: «Основной формой правления феодальных государств является монархия. Для буржуазного же государства наиболее эффективной формой является республика». Какие прогрессивные тенденции в развитии государственности в ходе исторического развития Вы можете отметить? Не наблюдаются ли здесь какие-либо негативные тенденции? По мысли К.Маркса, буржуазное государство на первом этапе своего развития играло роль «ночного сторожа». Как Вы понимаете это выражение? Как бы Вы определили роль современного буржуазного государства? Какие факторы в функционировании современного буржуазного общества позволяют характеризовать его как более прогрессивный этап развития государственности по сравнению с государствами предшествующих типов? Изменение исторических типов государств Маркс рассматривал как «одностороннее движение». Возможно ли движение от одного типа к другому в «обратном» направлении? Известны ли Вам какие-либо исторические факты этого? Отомрет ли государство в будущем, с развитием цивилизованности и культуры общества? Известно, что социалистическое государство просуществовало исторически непродолжительное время. Что Вы можете сказать об этом историческом типе: это неудачный эксперимент, тупиковая ветвь в развитии государственности, ошибка в руководстве отдельных государств, приведенная к разрушению, преждевременное формирование, или искусственное образование, вообще не свойственное обществу? Возможна ли, на Ваш взгляд, практическая реализация идеи социалистического государства в будущем? «Не погиб окончательно античный мир, не погиб окончательно и мир средневековый, хотя и для того, и для другого наступил свой исторический час смены», - писал Н.Бердяев. Насколько справедливы его слова применительно к государству соответствующего периода? В чем, на Ваш взгляд, проявляется преемственность государственности на различных этапах развития? Может быть каждый тип государства начинает формироваться «с нуля»?
|