Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Краткий словарь психологических терминов и понятий 3 страница




Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

Конвергенция глаз тип вергентных движений, для которого характерно сведение зрительных осей обоих глаз на более близкие объекты. К. г. необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалось на соответствующие (корреспондирующие) места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился. К. г. служит также в качестве источника информации о расстоянии до объекта. См. Бинокулярное зрение, Дивергенция глаз.

Константность восприятия относительное постоянство (инвариантность) феноменальных свойств наблюдаемых предметов (дистального стимула) при сравнительно широком диапазоне изменения соответствующих характеристик проксимального стимула. Наиболее тщательно изучены 6 видов К. в. зрительных свойств: константности яркости, цвета, размера, скорости движения, формы предмета и пространственного положения (стабильность видимого мира). К. в. обнаружена и в др. модальностях (напр., независимость восприятия тяжести груза, поднимаемого разными способами — 1 или 2 руками, ногой; инвариантность восприятия громкости звука при изменении удаленности наблюдателя от источника и т. д.).

Контактные рецепторы одна из 2 разновидностей экстероцепторов (другая — дистантные рецепторы); это рецепторы, передающие раздражения при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами (веществами). Таковыми считаются тактильные, слуховые, вкусовые и обонятельные рецепторы. Хотя с помощью обоняния можно ориентироваться относительно удаленных объектов, оно также относится к К. р., поскольку обонятельные ощущения возникают только при непосредственном воздействии молекул пахучего вещества на обонятельные хеморецепторы. (Т. П. Зинченко.)

Критическая частота слияния мельканий пороговая частота, выше которой стационарный мелькающий свет не воспринимается как мелькающий (становится неотличимым от непрерывно включенного света). Зависит от ретинальной локализации светового стимула, его интенсивности и размеров, адаптационного состояния зрительной системы и т. д. Такая неустойчивость КЧСМ серьезно подрывает рекомендации применения КЧСМ в качестве показателя свойства н. с. См. Закон Тальбота. (Б. М.)

Кроссмодальное сравнение процедура психологического измерения, в которой вместо числовых или категориальных оценок одной модальности стимулов используются субъективные величины, связанные с некоторым рядом стимулов др. модальности. Напр., при измерении субъективной яркости монохроматического излучения испытуемый подбирает к данному стимулу др. стимул (звуковой тон) такой, чтобы интенсивность ощущения света была бы равнаинтенсивности ощущения звука (С. Стивенс). (Ч. А. Измайлов.)



Ксантопсия аномальное видение предметов как бы в желтом свете; имеет место при желтухе, некоторых отравлениях. См. Хроматопсия.

Купула желатиноподобное образование в ампуле полукружных каналов (см. Вестибулярная система, Ухо внутреннее); К. погружена в эндолимфу, с которой имеет равный удельный вес. Благодаря смещениям К. регистрируется информация об угловых ускорениях, возникающих при поворотах головы и тела.

Линия взора (син. линия визирования, зрительная ось) — условная линия, соединяющая точку фиксации взора на объекте со зрачком глаза. Л. в. — основная точка отсчета при определении углов обзора и углов наблюдения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При обследовании средств отображения выделяют горизонтальную и нормальную Л. в. Горизонтальная Л. в. — линия фиксации взором объекта, находящегося в вертикальной плоскости на уровне глаз наблюдателя при поднятой голове. Нормальная Л. в. — линия фиксации объектов, располагаемая на 15° вниз от горизонтальной Л. в.



Макродвижения глаз движения глаз, амплитуда которых превышает несколько десятков угл. мин. Впервые были описаны и систематизированы нем. физиологом Мюллером в 1-й пол. XIX в. К числу М. г. относят вергентные движения и версионные движения.

Макропсия видение предметов (особенно удаленных) увеличенными по сравнению с их обычными размерами. М. может возникать в результате поражения теменно-затылочных отделов зрительного анализатора, однако чаще всего она возникает вследствие предпринимаемого человеком усилия уменьшить аккомодацию глаза, которое в этом случае не сопровождается уменьшением изображений объектов на сетчатке (в нормальных условиях уменьшение аккомодации глаз при восприятии более далеких предметов сопровождается уменьшением их сетчаточных изображений). Ср. Микропсия. См. также Восприятия пространства нарушения.

Манипулирование образом оперирование зрительным образом с целью преобразования, в результате чего все его элементы должны воплощать определенные значения и входить в единое целое. М. о. может принимать форму действий, направленных на уподобление образа свойствам воспринимаемого объекта или одного из эталонов, содержащихся в долговременной памяти. Еще более разнообразными по содержанию м. б. преобразования в процессе порождения нового образа, новых визуальных форм (см. Воображение).

Маскировка зрительная частный случай маскировки (в 1-м значении), проявляющейся в зрительной модальности. М. з., как и в общем случае, м. б. одновременной и последовательной. Ситуация одновременной М. з., когда целевые и маскирующие стимулы представляют собой изображения (двумерные фигуры), описывается в статье «Маскировка изображений», а ситуация с реальными объектами (предметными стимулами) — в статье «Камуфляж».



Маскировка изображений предъявление тестового зрительного стимула на фоне маскирующего структурированного стимула (изображения), в результате чего ухудшается обнаружение и опознание тестового стимула. Э. Рубин, изучая феномен выделения фигуры из фона, установил, что фигура воспринимается как расположенное на переднем плане, замкнутое и ограниченное целое; фон — как неограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и позади предмета поле. Т. о. фигура, по словам Л. С. Рубинштейна, «обладает как бы большей предметностью». В исследованиях гештальт-психологов был обнаружен факт различия величины разностного порога чувствительности на фоне и на фигуре. При этом более низкие пороги обнаружены на фоне, а более высокие — на фигуре.

Маха полосы зрительная иллюзия, которую можно классифицировать как эффект одновременного краевого контраста. Эффект впервые описан австрийским физиком и философом Э. Махом (1860-е гг.) и носит его имя. Стимулом, на который смотрит наблюдатель, являются два гомогенных поля (пятна), имеющих разнуюяркость и разделенных областью постепенного, плавного яркостного перехода(градиента) от яркости одного поля к яркости др. В этой ситуации наблюдатель на краях переходной области видит иллюзорные полоски: на границе светлого пятна видится еще более светлая полоса, а на границе темного пятна — еще более темная полоса. Т. о., вместо монотонных переходов яркости «наблюдаются» резкие перепады, что можно также назвать «подчеркиванием (или усилением) контраста».

Межстимульный интервал Различают временной и пространственный М. и. Временной М. и. измеряется от момента выключения наличного стимула до включения след.; пространственный М. и. — путем определения расстояния между ближайшими точками 2 стимулов. Син. интерстимульный интервал.

Микрогенез восприятия выделяемые в реальном масштабе фазы актуального становления зрительного образа объекта. Восприятие развивается от локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последующему описанию общих очертаний этих областей и, наконец, к отчетливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей.

Микродвижения глаз непроизвольные движения глаз, возникающие во время их фиксации. Их амплитуда не превышает 20-30 угл. мин. К числу М. г. относят тремор, дрейф и микросаккады (флики).

Микропсия видение предметов уменьшенными и более удаленными по сравнению с их обычными видимыми размерами. М. может возникать в результате поражения теменно-затылочных отделов зрительного анализатора, однако чаще она обусловливается действием периферических факторов; в этом случае различают аккомодативнуюМ., возникающую вследствие действия усиленного импульса к аккомодации глаз, не сопровождаемого соответствующим увеличением площади изображения на сетчатке, и ретинальнуюМ., возникающую при увеличении расстояния между фоторецепторами под воздействием, напр., опухоли, растягивающей сетчатку. Син. микропия. См. Восприятия пространства нарушения, Зрение, Макропсия.

Модальность термин, означающий в литературе по психологии и физиологии принадлежность к определенной сенсорной системе (анализатору) и использующийся для обозначения, характеристики или классификации ощущений, сигналов, стимулов, информации, рецепторов, расстройств (напр., Модально-специфические расстройства памяти). Так, сигнал, несущий одну и ту же информацию, но предъявленный на световом табло или в виде звукового раздражителя, имеет, соответственно, разные модальности — зрительную и слуховую.

Монокулярное зрение видение одним глазом. При М. з. относительное расположение предметов и расстояния до них оцениваются по таким косвенным признакам, как сравнение видимой величины предметов с их привычными размерами, кажущееся относительное смещение предметов при отклонении в сторону головы наблюдателя, изменение цвета далеких предметов и др. Наиболее важный монокулярный признак удаленности — монокулярный параллакс движения. Он заключается в том, что при боковых движениях наблюдателя угловая величина противоположных по направлению смещений предметов в его зрительном поле обратно пропорциональна их удаленности. При невозможности активных движений наблюдателя точность монокулярных оценок глубины ухудшается примерно в 20 раз. См. Бинокулярное зрение, Глубинное зрение, Восприятие пространства. (Т. П. Зинченко.)

Монокулярный параллакс движения монокулярный зрительный признак удаленности. В основе лежит явление зависимости величины угловых скоростей смещения объектов от их эгоцентрической удаленности при движении наблюдателя относительно этих объектов с постоянной скоростью. Примером может служить ситуация рассматривания ландшафта из окна вагона движущегося поезда. Если при этом смотреть на к.-л. предмет, то все видимое пространство вращается вокруг этого предмета. Причем объекты, лежащие ближе фиксируемого, кажутся смещающимися в том же направлении, что и наблюдатель, объекты за фиксируемым предметом — в противоположном. См. Глубинное зрение, Восприятие пространства. Ср. Параллакс.

Музыкальный слух звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный слух — способность узнавать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая их с др. звуками, высота которых известна, и относительный слух — способность определять высоту звуков путем сравнения их с др., способность узнавать и воспроизводить музыкальные интервалы. Абсолютный слух в значительной мере врожденная способность. Не следует преувеличивать его значение. С одной стороны, абсолютный слух не является необходимым признаком музыкальности: многие гениальные музыканты (Чайковский, Шуман и др.) им не обладали. С др. стороны, обладание самым блестящим абсолютным слухом не гарантирует будущих музыкальных успехов. Важнее слух относительный, который в значительной степени поддается развитию и упражнению. Понятие М. с. в более широком смысле совпадает с понятием музыкальности и включает в себя музыкально-ритмическое чувство, тембровый слух и динамический слух (т. е. способность тонко различать и воспроизводить оттенки громкости звуков). (Т. П. Зинченко.)

Наблюдение преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфический человеческий акт принципиально отличается от различных форм восприятия у животных. Исторически Н. развивается как составная часть трудовой деятельности, включающей в себя установление соответствия продуктов труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и дифференциацией трудовых процессов Н. становится относительно самостоятельной стороной деятельности (научное Н., восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса художественного творчества и т. д.). Н. выступает в качестве главного метода исследования на ранних этапах развития к.-л. науки. С развитием науки Н. становится все более сложным и опосредствованным (см. Метод объективного наблюдения).

Нистагм ритмические «пилообразные» вращения глазного яблока, состоящие из относительно медленного движения в одном направлении и быстрого возвратного движения. Н. может возникать при воздействии различного вида раздражителей. Один из видов Н. — т. н. вестибулярныйН., возникающий при воздействии на полукружные каналы вестибулярного аппарата тепловых или холодовых раздражителей. Оптико-кинетическийН. возникает при фиксации глазом объекта, который двигается в поле зрения (частный случай — железнодорожный нистагм, возникающий при наблюдении из окна движущегося поезда). Явление Н. используется для исследования механизмов зрительного восприятия в норме и патологии. См. Версионные движения, Движения глаз.

Ноцицептивная чувствительность чувствительность к вредоносным, разрушающим воздействиям. К Н. ч. относятся болевая, а также большинство видов интероцептивных ощущений — изжога, тошнота, головокружение, зуд, онемение и т. п. Известны гипотезы о Н. ч. как генетически первичном типе всякой чувствительности у животных (напр., гипотеза Г. Хэда о протопатической чувствительности). См. Классификации ощущений.

Обоняние вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества, напр. запахи пищи.

Обонятельные ощущения вид ощущений, отражающих химические свойства летучих веществ (называемые запахами). Запахи для человека являются признаками бесконечного числа предметов и явлений. В природе насчитывается приблизительно 60 000 самых различных запахов, простых и сложных. Их комбинация м. б. бесконечно многообразной. Однако человек, обладающий хорошим обонянием, может научиться различать десятки тысяч как простых, так и сложных запахов.

Обонятельный анализатор сенсорная система, осуществляющая анализ пахучих веществ, которые воздействуют на слизистую оболочку носовой полости. О. а. состоит из периферического отдела (обонятельные рецепторы), специфических проводящих нервных путей (обонятельный нерв и центральный обонятельный путь), подкорковых нервных структур (сосковидные тела) и коркового отдела (извилина морского коня).

Октава

Окулогравическая иллюзия зрительная иллюзия движения вестибулярного происхождения, отличающаяся от окулогиральной иллюзии (кажущееся движение светового стимула в темноте после вращения тела вокруг вертикальной оси) тем, что возникает под влиянием ускорений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. О. и. часто возникает у пилотов во время и после окончания набора высоты (кабрирования) или снижения (пикирования). По окончании кабрирования кажется, что объект движется вниз, тогда как по выходе из пикирования — вверх. О. и. может выражаться в искажении формы, размеров и др. пространственных характеристик видимых объектов.

Ольфактометр устройство (прибор) для измерение остроты обоняния, т. е. для ольфактометрии (син. одориметрия).

Оперативная единица восприятия содержание единичного акта перцепции. В процессе обучения это содержание меняется, происходит формирование новых О. е. в. Напр., человек, приступивший к изучению телеграфного кода, воспринимает на слух каждую отдельную точку или тире как самостоятельную О. е. в. По мере обучения человека О. е. в. становятся короткими последовательностями этих звуков, образующими буквы, а затем и более длинные последовательности, составляющие слова и даже словосочетания. Формирование О. е. в., основанное на объединении, обобщении и перекодировании информационных элементов с учетом смысловых связей между ними, дает выигрыш в скорости восприятия, разгружает оперативную память (см. Память оперативная, Укрупнение).

Опознавательные признаки совокупность свойств объекта, на основании которых производится опознание этого объекта как относящегося к определенному классу. В ходе онтогенетического и функционального развития перцептивных процессов происходит постоянное выделение новых О. п., обеспечивающих целостное опознание сложных объектов, не выступавших ранее как психологическое целое. Существенную проблему представляет изменение О. п. при переходе от последовательного, сукцессивного опознания к симультанному. См. Перцептивные действия, Признак, Узнавание.

Опознание процесс перцептивной категоризации, отнесения воспринимаемого объекта к одному из множества классов на основе опознавательных признаков. Син. распознавание, (иногда) узнавание и идентификация. Согласно Дж. Брунеру, операция О. («движение от признаков к категориям») — одна из главных характеристик всякого восприятия и может осуществляться непроизвольно и неосознанно (см. Категориальность восприятия). Благодаря О. происходит преобразование воздействующих на органы чувств внешних сигналов в осмысленные перцептивные образы. Один из способов О. — сравнение совокупности свойств объекта с прототипами и эталонами, хранящимися в памяти (см. Теория прототипа, Теория эталона). В О. участвуют сенсорный анализ, процессы памяти и (в некоторых случаях) мышления. (См. Шаг Геффдинга.)

Оптико-геометрические иллюзии иллюзии восприятия, возникающие при визуальном наблюдении некоторых графических конфигураций, предъявляемых неподвижно во фронтально-параллельной плоскости при нормальном положении тела и головы, а также естественном режиме движений глаз наблюдателя. О.-г. и. выражаются в том, что видимые метрические отношения элементов фигур не совпадают с фактическими. Согласно наиболее распространенному объяснению, О.-г. и. представляют собой результат работы зрительных механизмов, обеспечивающих при наблюдении обычных трехмерных сцен константность восприятия размеров и формы объектов (теория Р. Грегори). Следует отметить, однако, что большинство О.-г. и. не являются строго оптическими — аналогичные иллюзии возникают и при активном осязании (гаптическом восприятии).

Оптическая система глаза оптический аппарат глаза; состоит из 4 преломляющих сред: роговицы, камерной влаги, хрусталика и стекловидного тела.

Оптическая система глаза Восприятие предметов внешнего мира осуществляется глазом путем анализа изображений этих предметов на сетчатке. Таким образом, в функциональном отношении глаз можно разделить на два основных отдела: светопроводящий и световоспринимающий.

Орган чувства разговорный и научный термин, иногда неточно употребляемый вместо терминов «анализатор», «сенсорная система», но обозначающий лишь периферический отдел анализатора. Этот термин является неоднозначным, поскольку в рус. языке слово «чувство» связывается не только с (физическими) ощущениями, но и с эмоционально-потребностными явлениями (аналогичная ситуация и в ряде др. языков: англ. sense, нем. Sinn, фр. sens могут в зависимости от контекста означать чувство, эмоциональное переживание, ощущение и даже смысл). Предлагаемая иногда замена термина «О. ч.» на «орган ощущений» вряд ли удовлетворительна, поскольку так должна называться вся сенсорная система. Лучшим вариантом представляется термин «рецепторный орган». Согласно традиционному употреблению, у человека выделяют 5 внешнихО. ч., соответствующих 5 «внешним чувствам»: глаз (зрение), ухо (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). См. Классификации ощущений, Рецепторы, Рецепция. (Б. М.)

Освещенность световой поток, падающий на единицу освещаемой поверхности. О. измеряется люксметром. Основные единицы О. — люкс и фот. О. поверхности прямо зависит от яркости источника света; обратно — от квадрата расстояния между поверхностью и источником света; и по закону косинуса от наклона поверхности по отношению к перпендикулярному направлению лучей света.

Острота зрения пространственный порог зрения, способность различать мелкие или далекие объекты. В частности, О. з. характеризуется минимальным расстоянием между 2 точками, при котором эти точки с данной дистанции еще различаются как раздельные. О. з. выражается в угл. единицах. В офтальмологии О. з. обычно определяется с помощью набора из рядов букв постепенно уменьшающегося размера или набора изображений колец, имеющих в том или ином месте узкие разрывы разной ширины (кольца Ландольта). О. з., при которой замечаются интервалы между объектами, величиной в 1 угл. мин, считается нормальной. Устойчивость, с которой глаз может сохранять данную степень О. з., называется устойчивостью ясного видения. (Т. П. Зинченко.)

Острота слуха чувствительность слухового анализатора, характеризуется абсолютным и разностным (дифференциальным) порогами слуховых ощущений. 1. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне 1000-3000 Гц. 2. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1 первоначальной громкости. О. с. повышается в тишине и снижается под воздействием сильных звуков. 3. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне 500-5000 Гц. Для определения О. с. пользуются специальным прибором — аудиометром (см. Аудиометрия). (Т. П. Зинченко.)

Осязание один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но прежде всего тактильной. О. — один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Особого развития О. достигает у слепых, в значительной степени компенсируя утрату зрения.

Отражение чувственное субъективный познавательный процесс (а равно результат этого процесса), в котором объект познания выступает в чувственной форме, т. е. в форме ощущений, восприятий, представлений. У человека О. ч. — психическая деятельность, направленная на образование адекватного объекту образа. Последний является результатом и формой О. ч. Специфика человеческого О. ч. проявляется в сознательном характере чувственных образов.

Отрицательный послеобраз зрительный последовательный образ с яркостными отношениями, против. яркостным отношениям стимулирующего поля. Это 2-я фаза в динамике послеобразов, следующая за положительным послеобразом. При предъявлении хроматического стимула О. п. имеет цвет, дополнительный к цвету раздражителя. Дополнительными цветами называют пары хроматических цветов: оранжевый и голубой, красный и голубо-зеленый, пурпуровый и зеленый и др. — от смешения которых получается ахроматический цвет (см. Цвета дополнительные). Возникновение О. п. объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях О. п. не наблюдаются, поскольку движения глаз препятствуют развитию утомления к.-л. одних участков сетчатки. (Т. П. Зинченко.)

Ощущение 1) психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор), а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).

Ощущения органические ощущения, возникающие вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма; являются чувственной основой отражения первичных (органических, биологических) потребностей. Обычно к О. о. относят чувство голода, жажды и насыщения, а также болевые ощущения и половое чувство. Син. висцеральные ощущения.

Ощущения тактильные один из видов кожной чувствительности. О. т. включают ощущения прикосновения, давления, вибрации, фактурности и протяженности (отражение площади механического раздражителя). Возникновение их связывают с деятельностью 2 видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул. См. Вибрационная чувствительность, Осязание, Парестезия, Тактильная чувствительность, Тангорецепторы.

Панума зона пределы диспаратности, в которых возможно сингулярное видение и патентный стереопсис. Под патентным стереопсисом понимают стереопсис, при котором возможны количественные оценки относительной удаленности (глубины). Сингулярное видение — видение без двоения изображения. П. з. увеличивается при движении от фовеа к периферии. См. Бинокулярное зрение, Глубинное зрение.

Панума феномен стереоскопический феномен, демонстрирующий минимальные условия, необходимые для возникновения стереопсиса. П. ф. состоит в том, что при стереоскопическом предъявлении 2 изображений, на 1-м из которых изображена 1 вертикальная линия, а на 2-м — 2, воспринимаются 2 вертикальные линии, разнесенные по глубине. Наиболее распространенная интерпретация П. ф. дана Э. Герингом. Согласно ей, единственная вертикальная линия несет двойную нагрузку: 1) задает зрительное направление для фиксационной точки; 2) оказывается диспаратной по отношению ко 2-й линии др. стереограммы. Благодаря этой диспаратности и возникает стереопсис. См. Бинокулярное зрение, Глубинное зрение.

Параллакс кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла наблюдения. П. приводит к ошибкам считывания показаний прецизионных (высокоточных) приборов. Устранение П. достигается посредством определенного технического оформления лицевых частей прибора (устранения зазора между оцифрованными и защитными поверхностями), а также посредством размещения приборов в оптимальных углах обзора. Ср. Монокулярный параллакс движения. (Т. П. Зинченко.)

Парестезия (англ. paresthesia, paraesthesia)ненормальные кожные ощущения, как, напр., ощущения онемения, покалывания, ползания мурашек в к.-л. частях тела, холода. М. б. следствием как временных местных нарушений кровообращения, так и процессов раздражения в ц. н. с. (напр., вследствие опухоли в области задних спинномозговых корешков). См. также Психосенсорные расстройства.

Первичные (единичные) цвета цвета, число которых необходимо и достаточно, чтобы путем смешения получить любой воспринимаемый цвет, причем ни один из первичных нельзя получить смешением остальных первичных цветов (см. Аддитивное смешение цветов, Законы смешения цветов, Смешение цветов). МКО, основываясь на трехкомпонентной теории цветового зрения Юнга—Гельмгольца, приняла за первичные 3 монохроматических цвета: красный (720 нм), зеленый (546 нм), синий (436 нм). В двухкомпонентной теории Е. Н. Лэнда первичны 2 широкие полосы спектра из длинноволновой и коротковолновой части. (Ч. А. Измайлов.)

Периферическое зрение зрение, осуществляемое периферическими областями сетчатки. Свет от предмета, попадающий на периферию сетчатки, позволяет г. о. обнаружитьпредмет, определить некоторые его свойства (размеры, движение и др.). Границы поля зрения, в пределах которых можно одновременно воспринять 2 предмета, для бинокулярного зрения составляют 120°. П. з. характеризуется более низкой остротой зрения по сравнению с центральным: по мере удаления от центральной ямки сетчатки острота зрения быстро падает; снижается также и цветовая чувствительность. Наибольшая чувствительность П. з. отмечается для белого цвета; остальные цвета располагаются в след. последовательности: оранжевый, голубой, красный, зеленый, фиолетовый. В то же время П. з. более чувствительно к мельканиям объекта, и критическая частота слияния мельканий на периферии сетчатки выше, чем в центральной области поля зрения. Границы П. з. измеряются с помощью приборов, называемых периметрами. (Т. П. Зинченко.)


Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 4; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты