Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Краткий словарь психологических терминов и понятий 4 страница




Перцептивные действия основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены (см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий). В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд, У. Найссер.

Подпороговое восприятие не осознаваемые, но влияющие на поведение человека процессы восприятия и ощущения, протекающие как бы «под порогом» сознания. В работах физиологов (В. Г. Гершуни и его сотрудники) экспериментально доказаны существование у человека 2 уровней чувствительности — субсенсорной и сенсорной — и возможность выработки на неосознаваемые (лежащие ниже порога осознаваемых ощущений) звуковые, тактильные, запаховые и др. раздражители условных рефлексов (кожно-гальванических, электрических ответов коры головного мозга). Проблема воздействия на человека неосознаваемых подпороговых раздражителей представляет не только теоретический интерес, она важна для решения многих практических вопросов (пед., лечебных и т. д.). См. Бессознательное, Предощущения.

Поле зрения пространство, «видимое» глазом при фиксированном взоре и неподвижной голове наблюдателя. Процедура определения размеров П. з. называется «периметрия».Величина П. з. зависит от особенностей функционирования светоощущающего аппарата и определяется размерами, яркостью и цветностью объектов. Она зависит также от анатомических особенностей лица человека (глубины орбиты, разреза глаз, формы носа). В норме средняя величина П. з. для ахроматического стимула составляет: вверх от точки фиксации взора — 55°, вниз — 60°, в височном направлении — 90°, в направлении к носу — 60°. Для хроматических стимулов П. з. меньше. Наименьший размер П. з. — для зеленого цвета, наибольший — для синего. См. также Периферическое зрение. (Г. Н. Ильина.)

Поле феноменальное вся совокупность переживаемого субъектом в данный момент. Термин П. ф. получил распространение в гештальт-психологии и др. опирающихся на феноменологию направлениях психологии.

Пороги ощущений основные характеристики любого анализатора. Различают: абсолютный, дифференциальный и оперативный П. о. Абсолютный нижнийП.о. — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхнийП.о. — максимально допустимая величина внешнего раздражителя. ДифференциальныйП. о. — минимальное различие между 2 раздражителями либо между 2 состояниями 1 раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. ОперативныйП. о. — наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. См. Порог моментальный, Порог относительный, Порог сенсорный. (К. В. Бардин.)

Последовательный образ ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительныйП. о.). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат. П. о.). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

Предметность восприятия отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, напр., не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации. Результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что младенцы уже в первые месяцы жизни воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств (первородный хаос ощущений), а как нечто, независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении. Формирование П. в. в онтогенезе связано с первыми практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем, когда восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему перцептивных действий, практическая деятельность продолжает ставить перед ним перцептивные задачи и неизбежно требует адекватного, следовательно предметного, отражения действительности.

Предощущения процессы и состояния в сенсорной системе, которые вызываются внешней стимуляцией, регистрируются физиологическими методами и не вызывают у наблюдателя сознательных ощущений. В психофизиологии экспериментально доказано существование у человека субсенсорных реакций анализаторов, возникающих в результате воздействия раздражителей, лежащих ниже порога ощущений (сознательных). Подпороговые звуковые, тактильные, запаховые, световые раздражители и др., не отражаясь в (сознательных) ощущениях, могут тем не менее вызывать условные кожно-гальванические реакции, электрические ответы коры мозга и т. п. (см. Подпороговое восприятие, Порог сенсорный).

Проприо(ре)цепторы чувствительные аппараты (рецепторы) мышц, сухожилий и суставов. Ч. Шеррингтон выделил их в категорию глубокой чувствительности (наряду с поверхностной, которую, в свою очередь, делил на внешнюю и внутреннюю).

Проприоцепция сигналы, передаваемые проприоцепторами в ц. н. с., а также соответствующие им ощущения, чувства, чувствительность. В традиционной классификации органов чувств не нашлось места проприоцептивному чувству. Этот пробел отчасти объясняется тем, что сигналы от проприоцепторов неясно различаются сознанием, выступая, по определению И. М. Сеченова, в виде «темного мышечного чувства». При специальном внимании и тренировке в правильном сокращении и расслаблении мышц проприоцептивная чувствительность может осознаваться и использоваться в процессе сознательного контроля за движениями (их силой, скоростью, размахом, ритмом и последовательностью).

Протанопия частичная (дихроматическая) цветовая слепота, для которой характерны пониженная чувствительность к длинноволновой части спектра (красному цвету) и ухудшение различения между зелено-голубым и красным. Для получения желтого цвета путем оптического смешения красного и зеленого протанопам требуется значительно больше красного цвета, чем трихроматам. Из 3 типов фоторецепторов (колбочек), которые в норме обеспечивают цветовое зрение, у протанопов функционируют 2, не действуют красночувствительные рецепторы. Название мотивировано тем, красный цвет считается первым в перечне первичных (единичных) цветов (красный, зеленый, синий). Ср. Дейтеранопия, Тританопия. (Б. М.)

Протопатическая чувствительность вид кожной чувствительности, изучавшийся в героических опытах на себе англ. неврологом Генри Хэдом (Head, 1861-1940). П. ч. наблюдается на начальной стадии восстановления кожной чувствительности (напр., после перерезки нервных волокон), когда прикосновение и давление на участок кожи, иннервируемый восстанавливающейся частью нерва, либо вообще не вызывают ощущения (если прикосновение и давление не очень сильны), либо сразу вызывают диффузную сильную боль. К.-л. ощущения прикосновения и давления, различающиеся по степени, качеству и локализации, на этой стадии восстановления чувствительности полностью отсутствуют. П. ч. характеризуется недифференцированностью и близостью к аффективным состояниям. См. Гиперпатия, Классификации ощущений, Ноцицептивная чувствительность.

Психосенсорные расстройства возникновение иллюзорных образов при отсутствии реального объекта восприятия или ощущения. Возникают при патологических очагах в модально-специфических зонах мозга. Виды П. р.: фотопсии (см. Фотизмы), полиморфопсии; зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые обманы; парестезии; системные головокружения, искажения в восприятии частей собственного тела. См. Макропсия, Микропсия.

Пульфриха стереоэффект зрительная иллюзия движения в глубину, возникающая при бинокулярном наблюдении движущегося во фронтальной плоскости объекта (дистальный стимул) при условии создания разницы в проксимальной стимуляции правого и левого глаз по цветности и/или яркости. Если перед одним глазом поместить нейтральный светофильтр (или красное стекло, а перед др. — зеленое) и рассматривать 2 глазами маятник, качающийся во фронтальной плоскости, то его траектория будет казаться эллиптической и располагаться в трансверсальной плоскости (эффект глубины). Предполагается, что П. с. вызван межглазным различием латентных периодов ощущений, возникающих при воздействии световых потоков разной длины волны и интенсивности. Назван в честь его первого исследователя нем. физика Карла Пульфриха (1858-1927). (Б. М.)

Пуркинье дерево зрительно воспринимаемая при особых условиях сеть кровеносных сосудов собственного глаза (сетчатки глаза). Обычно мы не воспринимаем эти сосуды, хотя на свету в силу устройства сетчатки (ее инвертированности у позвоночных) сосуды отбрасывают на поверхность рецепторов постоянную тень, которая вполне могла бы достаточно четко восприниматься и мешать восприятию внешних объектов. Однако вследствие т. н. локальной адаптации (см. Адаптация сенсорная) мы не воспринимаем объект, изображение которого строго неподвижно относительно рецепторной поверхности. Этот факт экспериментально демонстрируется феноменом пустого поля(см. Движения глаз) в условиях, когда исследователи добивались искусственной стабилизации изображений на сетчатке (R. W. Ditchburn, B. L. Ginsberg; А. Л. Ярбус; В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес; и др.). Дестабилизацию тени кровеносных сосудов и тем самым видение П. д. можно вызвать, если в затемненной комнате освещать глаз наблюдателя сбоку или снизу колеблющимся узким пучком света. Название дано в честь выдающегося чешского физиолога Яна Пуркинье (Пуркинье, 1787-1869). См. также Последовательные образы. (Б. М.)

Пуркинье образы зеркальные отражения объектов, находящихся в поле зрения человека, от поверхности его роговицы, передней и задней поверхности хрусталика. П. о. легко видимы, если объект светится в темноте (пламя свечи), а наблюдатель смотрит в глаз испытуемого под тем же углом, под каким светящийся объект с др. стороны расположен относительно зрительной оси. Наблюдатель видит в зрачке испытуемого 3 отражения объекта различной яркости; одно из них перевернутое (от задней поверхности хрусталика), остальные — подобны объекту.

Пуркинье эффект психофизический феномен, состоящий в том, что при (темновой) адаптации к слабому (сумеречному) освещению происходит сдвиг максимума кривой спектральной чувствительности наблюдателя в сторону голубовато-зеленых тонов (500 нм) от точки максимума дневного зрения, лежащей на длинах волн желто-зеленых тонов (550 нм). Феноменологически этот эффект проявляется в дифференциальном изменении видимой яркости разноокрашенных объектов, напр., цветов на клумбе или лесной поляне: в сумеречном (в т. ч. предрассветном) освещении красные цветы (маки) теряют видимую яркость и заметность, а голубые цветы (васильки), напротив, становятся ярче и заметнее. Син. феномен Пуркинье, сдвиг Пуркинье. См. Адаптация зрительная, Зрение. (Б. М)

Развитие восприятия В течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно Р. в. происходит в первые годы жизни ребенка. При этом в онтогенезе человеческого восприятия решающую роль играют не столько созревание и приспособление врожденных анатомо-физиологических механизмов, сколько усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Возникновение более высоких уровней детского восприятия связано с изменениями в характере детской деятельности (см. Деятельность детская), предъявляющей к восприятию все более высокие требования (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Различение наряду с обнаружением, опознанием, и идентификацией — один из 4 основных сенсорных процессов: сравнение 2 сходных стимулов, отличающихся обычно величиной 1 физического параметра. См. также Прием информации. (И. Г. Скотникова.)

Реафферентации принцип сформулированный нем. физиологами Э. фон Хольстом и Х. Миттельштедтом (1950) принцип управления сенсорной активностью (см. Сенсомоторика); позволяет объяснить некоторые особенности восприятия (напр., константность восприятия положения, или стабильность видимого мира). Согласно Р. п., всякая эфферентная команда сопровождается прогнозом (связанным с эфферентной копией) относительно последующих за ее выполнением изменений афферентации. Сравнение фактических изменений афферентации с прогнозом позволяет, с одной стороны, оценить полноту выполнения команды, а с др. — отличать изменения афферентации, вызванные собственной активностью субъекта (т. н. реафферентацииreafference), от изменений, обусловленных теми или иными процессами происходящими в окружающей среде (или экзафферентацииexafference).

Реверберация «внутреннее эхо» замкнутых пространств, эффект отраженных от стен звуковых волн, воспринимаемых слушателем. Р. имеет большое значение в архитектурной акустике (проектирование концертных залов, аудиторий и т. п.), а также в психофизических измерениях.

Рекрутмент неравномерное нарастание воспринимаемой громкости. Явление Р. первоначально было обнаружено в некоторых случаях снижения слуховой чувствительности, г. о. при нарушениях слуха, связанных с поражением клеток кортиева органа (см. Ухо внутреннее). При Р. звуковые раздражители воспринимаются такими же или даже более громкими, чем при нормальном слухе. Р. сопровождается нарушениями адаптации к звукам разной громкости, слуховой оценки направления на источник звука, восприятиям воспроизведения речи. Предполагается, что в основе Р. лежит нейрофизиологический процесс вовлечения в реакцию на раздражитель, достигающий известной силы, большого числа нейронов слухового анализатора. Аналогичное явление было обнаружено также при некоторых поражениях кожного и зрительного анализаторов. (В. И. Лубовский.)

Рецептивное поле функциональная единица сенсорной системы, которая осуществляет переработку информации, полученной рецепторами. Морфофизиологическое Р. п. представляет собой совокупность рецепторов, соединенных с нервной клеткой, которая называется выходной (или суммирующей). Р. п. делятся на простые и сложные.

Рецепторный потенциал —''' 'см. Рецепторы, Рецепция.

Рецепторы специальные (за некоторым исключением, нервные) образования, реагирующие на раздражения из внешней или внутренней среды организма и перерабатывающие их в нервные сигналы. По месту своего расположения Р. классифицируются на экстероцепторы, расположенные на внешней поверхности тела и в начальных отделах пищеварительной и дыхательной системы и преобразующие внешние раздражения (см. Экстероцепторы); '''интероцепторы', находящиеся внутри организма (в желудке, кишечнике, легком, сердце, кровеносных сосудах и др.) и сигнализирующие о состоянии внутренних органов и изменении давления или химизма крови, лимфы и т. д. (см. Интероцепторы); ''проприоцепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и связках и сигнализирующие о состоянии мышц и движении организма в пространстве (см. Проприоцепторы).

Рецепция (сенсорная) процесс трансформации стимульной энергии (механической, термической, электромагнитной, химической и др.) в нервные сигналы, осуществляемый рецепторами. Механизм Р. изучен недостаточно. Он включает в себя первичные процессы взаимодействия рецептора с раздражителем и последующее возникновение процессов электрогенеза.

Саккадические движения быстрые, скачкообразные версионные движения глаз, наблюдающиеся при зрительном поиске объектов, чтении, рассматривании изображений, а также на той стадии сна, которая, по-видимому, связана с возникновением сновидений. Амплитуда С. д. определяется локализацией объекта и стоящей перед субъектом задачей. Минимальная их величина равна десяткам угловых минут, а максимальная — 40-60°. Обычно столь большие С. д. возникают как часть ориентировочной реакции на появление в периферическом зрении нового объекта и сопровождаются движениями головы и корпуса. Скорость С. д. увеличивается при увеличении их амплитуды и может достигать 800 угл. град. /с. Латентный период С. д. составляет ок. 200 мс. Параметры С. д. определяются примерно за 50 мс до начала скачка, поэтому изменение положения цели внутри этого временного интервала приводит к тому, что скачок сначала осуществляется на старое и лишь затем на новое место цели.

Саккадическое подавление кратковременное снижение чувствительности зрительной системы, вызванное саккадическим движением глаз при смене точки фиксации. Син. саккадическое торможение. В диапазоне ±100 мс относительно начала саккады чувствительность меняется в соответствии с U-образной по форме функцией времени, причем минимум чувствительности приходится на период выполнения движения глаз. Величина С. п. зависит от физических характеристик стимула (размера, яркости, контраста, длительности экспозиции) и амплитуды скачка глаз. При последовательных скачках во время рассматривания сложного изображения происходит суммация С. п., так что при каждом очередном скачке чувствительность зрительной системы снижается и является монотонно убывающей функцией от порядкового номера скачка в цикле сканирования. (А. И. Назаров.)

Световая чувствительность способность зрительной системы реагировать (в виде зрительных ощущений) на электромагнитные излучения определенной длины волны (приблизительно от 380 до 760 нм). С. ч. оценивается пороговой величиной светового раздражителя. Максимальная С. ч. называется абсолютной (величиной, обратной абсолютному порогу); она зависит от действия ряда факторов: интенсивности раздражителя, угл. размеров его на сетчатке, времени предъявления раздражителя, функционального состояния зрительной системы и др. Максимальная С. ч. достигается в условиях полной темновой адаптации (см. Адаптация зрительная) при действии светового раздражителя диаметром ок. 50°; при длине световой волны ок. 500 нм пороговая энергия светового раздражителя равно 1×10-9 эрг/с и составляет несколько световых квантов. См. Зрение, Рецепция.

Сенсорная изоляция содержание организма в условиях исключения из его окружающей среды максимально большого количества раздражителей. Различают 3 разновидности условий изоляции: 1) абсолютное сведение на нет поступления раздражений (сенсорный голод); 2) устранение раздражителей, несущих информацию, но без уменьшения силы энергетического воздействия, падающего на рецепторы; 3) сведение сенсорного окружения к ряду простых монотонных и повторяющихся раздражителей. 1-е условие ведет к С. и., последние 2 к перцептивной изоляции.Такие исследования варьируют по времени содержания испытуемых в условиях изоляции; они разнообразятся применением фармакологических средств; опыты ведутся на животных и людях и т. д. В исследованиях в условиях С. и. используется ряд показателей: словесные отчеты испытуемых, результаты выполнения перцептивных, мнемических и интеллектуальных тестов, двигательная активность, сердечная деятельность и т. п.

Сенсорная система син. термина «анализатор».

Сенсорные эталоны термин, предложенный А. В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. С. э. — выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры С. э. — система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др.

Сенсорный относящийся к чувственному уровню отражения (см. Отражение чувственное). Напр., С. событие, С. эффект — термины, весьма близкие по смыслу к ощущению; С. информация — информация, поступающая из сенсорной системы, С. ряд — ряд изменяющихся по величине ощущений и т. д. См. также Сенсорная изоляция, Сенсорные эталоны, Сенсорный регистр, Сенсорный шум. (И. Г. Скотникова.)

Симультанное опознание мгновенное одномоментное опознание знакомого объекта. Переход от сукцессивного опознания к С. о. осуществляется по мере усвоения алфавита объектов, в результате обучения и тренировки. При этом имеет место редукция движений глаз наблюдателя, и данные регистрации движений глаз не позволяют судить о механизмах С. о. Установлено, что С. о. осуществляется по «оперативным» признакам, выделяемым человеком в ходе тренировки. Ряд авторов (Е. Н. Соколов, Б. Ф. Ломов и др.) связывают переход к С. о. с сокращением комплекса опознавательных признаков за счет «свертывания», исключения из него избыточных компонентов. При этом С. о. начинает совершаться тогда, когда после этого сокращения остается один или небольшое число «опорных» признаков, «критических точек», по которым осуществляется операция сличения воспринимаемого объекта с записанным в памяти эталоном. В ряде др. исследований (В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, М. С. Шехтер) получила подтверждение гипотеза о том, что на некотором этапе тренировки опознавательный процесс переключается на использование укрупненных отличительных признаков и, более того, целостных эталонов без разбивки их на элементы. Эти целостные признаки воспринимаются наблюдателем как простые, неразложимые, синкретические единицы.

Скотома т. н. «слепое пятно», т. е. участок поля зрения, проецирующийся на лишенный рецепторов диск зрительного нерва (физиологическая С.), или ограниченный дефект в поле зрения, обусловленный болезнью сетчатки, зрительного нерва, глаукомой и др. (Б. М.)

Слух способность человека (живого организма) с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе С. лежит деятельность слухового анализатора, который связан с др. анализаторами и эфферентными системами.

Слуховой анализатор совокупность соматических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие человеком и животными звуковых колебаний. С. а. состоит из наружного, среднего и внутреннего уха (см. Ухо среднее, Ухо внутреннее), слухового нерва, подкорковых релейных центров и корковых отделов больших полушарий.

Смешение цветов получение нового цвета из 2 или более цветов, которые качественно отличаются как друг от друга, так и от полученного (результирующего) цвета. Исследование этого явления привело к выводу, что, смешивая цвета по определенным правилам, можно получить все цвета с помощью минимального числа исходных. С. ц., при котором новый цвет является результатом оптического вычитания исходных из белого, называется субтрактивным (вычитательным). Напр., «вычтя» из белого цвета красный (с помощью светофильтра), получим сине-зеленый цвет. Если же новый цвет получен в результате оптического сложения исходных цветов с черным, то говорят об оптическом, или аддитивном, С. ц. Этот эффект получается при одновременном освещении темного поля лучами разного цвета.

Смещенное зрение зрение в условиях смещения ретинального изображения с помощью офтальмологических клиновидных призм.

Соместезия букв.: чувства, связанные с телом; к ним относят кожные чувства и проприоцепцию, но, как правило, в понятие С. не включаются внутренние (органические, общие, висцеральные) виды чувствительности (интероцепция). Некоторые авторы отождествляют С. с кожными чувствами. Син. соматочувства (англ. somatosenses). Ср. Гаптика.

Спектр звуковой объективная характеристика звука сложного состава, отображающая его «внутреннюю» физическую структуру (в отличие от «внешней» структуры, отображаемой формой колебаний или осциллограммой). С. з. графически представляет распределение энергии звука по частотным компонентам (элементарным, или простым, тонам). С. з. в основном можно разделить на 3 характерные группы.

Спектр звуковой Спектр звука - совокупность простых гармонических волн, на которые можно разложить звуковую волну. С. з. выражает его частотный (спектральный) состав и получается в результате анализа звука. С. з. представляют обычно на координатной плоскости, где по оси абсцисс отложена частота f, а по оси ординат — амплитуда А или интенсивность гармонической составляющей звука с данной частотой. Чистые тона, звуки с периодической формой волны, а также полученные при сложении нескольких периодических волн, обладают линейчатыми спектрами ; такие спектры, определяющие их тембр, имеют, например, музыкальные звуки. Акустические Шумы, одиночные импульсы, затухающие звуки имеют сплошной спектр. Комбинированные спектры характерны для шумов некоторых механизмов, где, например, вращение двигателя даёт наложенные на сплошной спектр отдельные частотные составляющие, а также для звуков клавишных музыкальных инструментов, имеющих (особенно в верхнем регистре) шумовую окраску, обусловленную ударами молоточков.

Спектрометрия нахождение спектра сигнала. С. может выполняться либо математически, если колебательный процесс задан в виде функции или графика, либо с помощью специальной аппаратуры для частотного анализа— спектрометров или анализаторов. В последнем случае преобразованный в электрическую форму и усиленный сигнал поступает в частотные фильтры с различными полосами пропускания. Измеряя среднеквадратическое среднее или пиковое напряжение в каждом фильтре, получают спектр сигнала. В зависимости от применяемой полосы фильтров спектрометры делятся на 2 группы: с постоянной относительной шириной (напр., 1/3 октавы) и с постоянной абсолютной шириной (напр., 50 Гц на всех частотах) полосы пропускания. Спектрометры с узкой полосой пропускания называются анализаторами гармоник.Запись на самописце амплитуд напряжений в фильтрах позволяет получить графическое изображение результатов анализа. См. Спектр звуковой. Фильтр частот.

Стереопсис сенсорный процесс, возникающий при бинокулярном зрении как психофизическая реакция на сетчаточную горизонтальную диспаратность.В результате С. субъект переживает специфическое ощущение глубины. Иногда в понятие С. включают и сам результат (стереоэффект) — особое, не сводимое к монокулярным ощущениям впечатление пространственности.

Стереопсис сенсорный процесс, возникающий при бинокулярном зрении как психофизическая реакция на сетчаточную горизонтальную диспаратность. В результате С. субъект переживает специфическое ощущение глубины. Иногда в понятие С. включают и сам результат (стереоэффект) — особое, не сводимое к монокулярным ощущениям впечатление пространственности.

Стереоскоп оптическое устройство, позволяющее предъявлять 2 диспаратных изображения одного и того же объекта независимо правому и левому глазу и воспринимать объединенное изображение объемным. С. был изобретен англ. физиком И. Уитстоном (1833) и в дальнейшем неоднократно модифицировался.

Сукцессивное опознание развернутый во времени процесс опознания, в значительной степени напоминающий процесс ознакомления с объектом. С. о. связано с восприятием мало знакомых объектов или с восприятием в затрудненных условиях. В процессе С. о. осуществляется последовательная оценка релевантных, значимых признаков объекта. При большом числе существенных признаков в объекте процесс С. о. осуществляется по элементам и длится тем дольше, чем больше таких признаков в объекте и его модели, сформированной при ознакомлении. Этому соответствует детальное и повторное рассматривание объекта, в процессе которого совершаются многочисленные движения глаз наблюдателя. Т. о., о механизмах С. о. можно судить по данным регистрации движений глаз наблюдателя: смена точек зрительных фиксаций, сравнительно большое время фиксаций, траектория движений глаз указывают на то, что механизмом С. о. является последовательное сличение выделенных при ознакомлении с объектом признаков. (Т. П. Зинченко.)


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты