Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 5. Гносеология: Учение о познании. 1. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности




1. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности, – это:

а) гносеологический оптимизм; б) иррационализм; в) сенсуализм.

 

2. Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает:

а) агностицизм; б) монизм; в) плюрализм.

 

3. Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного "Я" и моих ощущений – это:

а) агностицизм; б) скептицизм; в) солипсизм.

 

4. Существую только "Я" и мои ощущения, утверждает:

а) солипсизм; б) релятивизм; в) материализм.

 

5. Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем – это:

а) агностицизм; б) идеализм; в) панлогизм.

 

6. Мир принципиально не познаваем, утверждает:

а) объективный идеализм; б) агностицизм; в) скептицизм.

 

7. Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания, – это:

а) скептицизм; б) агностицизм; в) идеализм.

 

8. Достоверное знание о мире не возможно, утверждает:

а) монизм; б) теизм; в) скептицизм.

 

9. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания, – это:

а) софизм; б) релятивизм; в) материализм.

 

10. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает:

а) релятивизм; б) сенсуализм; в) иррационализм.

 

11. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе более простых явлений и законов:

а) гедонизм; б) редукционизм; в) антропоморфизм.

 

12. Принцип сведения сложного к простому в познании – это:

а) рационализм; б) сенсуализм; в) редукционизм.

 

13. Методологический принцип, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания – это:

а) индуизм; б) сенсуализм; в) антропоморфизм.

 

14. Ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания, утверждает ... :

а) сенсуализм; б) релятивизм; в) фатализм.

 

15. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это:

а) редукционизм; б) сенсуализм; в) рационализм.

 

16. Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает:

а) рационализм; б) детерминизм; в) теизм.

 

17. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию, - это:

а) иррационализм; б) антропоморфизм; в) экзистенциализм.

 

18. Исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки:

а) истина; б) истина абсолютная; в) истина относительная.

 

19. Частичное, неполное знание об объекте:

а) истина относительная; б) истина абсолютная; в) истина.

 

20. Мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общих признаков:

а) суждение; б) умозаключение; в) понятие.

 

21. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений:

а) понятие; б) представление; в) суждение.

 

22. Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей:

а) представление; б) абстрагирование; в) рассуждение.

 

23. Философская категория, обозначающая существенные свойства при отвлечении от его частных свойств, противоположность конкретному:

а) возможное; б) абстрактное; в) действительное.

 

24. Философская категория, обозначающая непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое, противоположность абстрактному:

а) общее; б) абсолютное; в) конкретное.

25. Соответствие мышления материальному миру, в философии марксизма, обеспечивается:

а) практикой; б) теорией; в) познанием.

 

26. Высшая ступень человеческого познания, позволяющая получать знание, не вытекающее из чувственного опыта:

а) познание; б) восприятие; в) мышление.

 

27. Практическая деятельность, осуществляемая не с материальными предметами, а с их идеальными заменителями:

а) представление; б) мышление; в) изменение.

 

28. Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей:

а) движение; б) практика; в) труд.

 

29. Философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности:

а) объект; б) разум; в) субъект.

 

30. Носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект:

а) субъект; б) эйдос; в) дао.

 

31. Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения:

а) объект; б) знак; в) предмет.

 

32. Знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию:

а) субъект; б) ноэма; в) символ.

 

33. Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг:

а) труд; б) развитие; в) интерпретация.

 

34. Элементарная форма чувственного познания - это:

а) понятие; б) ощущение; в) представление.

 

35. Форма чувственного познания:

а) умозаключение; б) представление; в) мышление.

 

36. Форма чувственного познания:

а) восприятие; б) умозаключение; в) ощущение.

 

37. Форма рационального познания:

а) понятие; б) мышление; в) восприятие.

 

38. Форма рационального познания:

а) ощущение; б) суждение; в) восприятие.

 

39. Форма рационального познания:

а) восприятие; б) представление; в) умозаключение.

 

40. Форма рационального познания:

а) гипотеза; б) мышление; в) синтез.

 

41. Форма рационального познания:

а) практика; б) теория; в) развитие.

 

42. Целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств:

а) познание; б) мировоззрение; в) восприятие.

 

43. Процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире:

а) становление; б) значение; в) познание.

 

44. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением:

а) представление; б) воображение; в) мышление.

 

45. Сохранение памятью образов предметов, воздействовавших ранее на наши органы чувств:

а) умозаключение; б) суждение; в) представление.

 

46. Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании - в противоположность ноумену, постигаемому разумом:

а) феномен; б) ноумен; в) ноэзис.

 

47. Философское понятие, означающее умопостигаемое в противоположность феномену явление:

а) знак; б) ноумен; в) символ.

 

48. Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту:

а) рассудок; б) ум; в) разум.

 

49. Гносеология - это учение о:

а) ценностях; б) мышлении; в) познании.

 

50. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания:

а) феноменология; б) гносеология; в) методология.

 

51. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека:

а) знание; б) практика; в) методика.

 

52. Результат процесса познания действительности, представленный в виде понятий:

а) истина; б) представление; в) знание.

 

53. Истинная и достаточно обоснованная информация о реальности:

а) мышление; б) знание; в) гипотеза.

 

54. Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания:

а) истина; б) суждение; в) познание.

 

55. Классическое определение истины:

а) соответствие знания действительности; б) соответствие мышления действительности; в) соответствие познания действительности.

 

56. Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире:

а) мышление; б) познание; в) сознание.

 

57. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области:

а) мышление; б) познание; в) обобщение.

 

58. Умственное действие, реализующее отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли:

а) суждение; б) умозаключение; в) представление.

 

59. Умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов:

а) восприятие; б) мироощущение; в) умозаключение.

 

60. Предположительное суждение о закономерной связи явлений:

а) гипотеза; б) теория; в) познание.

 

61. Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности:

а) теория; б) гипотеза; в) истина.

 

62. Направление в философии, для которого характерно суждение: "Без органов чувств человек вообще не способен к познанию":

а) скептицизм; б) иррационализм; в) сенсуализм.

 

63. Направление в философии, для которого характерно суждение: "Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах":

а) панлогизм; б) сенсуализм; в) объективизм.

 

64. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:

а) обыденный; б) теоретический; в) научный.

 

65. Совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого предмета:

а) аксиология; б) гносеология; в) методология.

 

66. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы:

а) мышление; б) анализ; в) синтез.

 

67. Метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:

а) синтез; б) анализ; в) познание.

 

68. Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок:

а) индукция; б) дедукция; в) деконструкция.

 

69. Метод познания, процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях:

а) дедукция; б) конструкция; в) редукция.

 

70. Метод познания, при котором наличие сходства признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках:

а) представление; б) аналогия; в) анализ.

 

71. Метод познания, означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков:

а) аналогия; б) дедукция; в) абстрагирование.

 

72. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования:

а) аналогия; б) методология; в) гносеология.

 

73. Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:

а) методология; б) аксиология; в) праксиология.

 

74. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины:

а) оптимизм; б) скептицизм; в) агностицизм.

 

75. Сущность вещей ...:

а) открыта; б) сокрыта; в) удалена.

 

76. Теория истины, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности:

а) корреспондентская; б) гуманистическая; в) автократическая.

 

77. Теория истины, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо:

а) корреспондентская; б) конвенционалистская;

в) прагматическая.

 

78. Теория истины, рассматривающая истину как результат условного соглашения:

а) конвенционалистская; б) теоретическая; в) прагматическая.

 

79. Теория истины, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость:

а) прагматическая; б) когерентная; в) конвенционалистская.

 

80. Важнейшая характеристика истины:

а) условность; б) непротиворечивость; в) объективность.

 

81. Основной критерий истины в познании:

а) практика; б) теория; в) гипотеза.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты