Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Антропологический материализм Л. Фейербаха. С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872)




С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872). Он исходит из первичности природы материи, существующей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно, наши знания — это знания о реальной природе и реальной истории.

Начинает Фейербах с критики религии. Критика религии приводит его к критике идеализма, прежде всего, идеализма Гегеля.

Источником наших мысленных образов является бытие. Поскольку идеализм устраняет реальное бытие, то он творит его с помощью разума, так же, как Бог творит мир. Поэтому идеализм — это «рациональная теология», а «философия Гегеля есть последнее убежище, последняя рациональная опора теологии». Учение Гегеля есть лишь рациональное выражение теологического учения о сотворении мира Богом. Превращение реального бытия в мыслимое бытие — основной порок идеализма.

Фейербах отвергает уверения о том, что идеализм необходим для спасения свободы человека. Напротив, «все спекулятивные рассуждения о праве, о воле, о свободе, о личности помимо человека, вне его или даже поверх его — все это рассуждения без единства, без необходимости, без субстанции, без основания, без реальности. Человек есть бытие свободы, бытие личности, бытие права. Только в человеке коренится Я Фихте, монада Лейбница, коренится абсолют».

Человек — центральный пункт философии Фейербаха. Отсюда и ее главные задачи. Она не претендует на то, чтобы «изъяснить человека». Ее задача в том, чтобы вытащить человека из болота теологии и «абсолютной философии», в которое он был погружен до сих пор. И на этой основе из философии абсолюта, т. е. из теологии, вывести необходимость философии человека, т. е. антропологии.

Человек по Фейербаху — единственный универсальный и высший предмет философии. Мысль Фейербаха обратиться к непосредственному изучению самого человека абсолютно верна. Дело в том, что все попытки объяснить природу и сущность человека внешними причинами приводят к тому, что человек превращается в «продукт» кого-либо или чего-либо. В результате исчезает самобытность самого человека, ускользает его сущностная характеристика как существа активного, деятельного, свободного и творческого.

Отличительными признаками человека Фейербах считает разум, волю и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувств — любовь.

Все это верно. Но это антропологическая характеристика человека. Она описывает то, что присуще человеку, но она не раскрывает природу и сущность человека.

Проблема состоит не в том, чтобы сказать, что человек обладает разумом, волей и чувствами. Это ясно и без философии. Дело в том, чтобы выяснять, как они формируются, от чего зависят — от Бога, от природы, от общества? Почему разум, воля и чувства такие разные у разных людей. Почему у одних они направлены на добро, а у других на зло? Вот вопросы, которые стоят перед философией и которые с позиции антропологического материализма Фейербаха трудно решить.

Первая обязанность человека, по Фейербаху, состоит в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливым и других. Стремление к счастью, движущая сила человеческой воли, которая с необходимостью влечет за собой сознание нравственного долга, поскольку Я не может быть счастливым без, Ты. Тождественным со стремлением к счастью является стремление к свободе. Свобода — это сущность природы человека, отличающая его от остальной органической и неорганической природы.

Центральное понятие философии Фейербаха — любовь. Любовь рассматривается им как сущность и цель человеческой жизни, как индивидуальной, так и общественной.

Философия Фейербаха продолжает материалистическую линию в философии и закладывает основы философской антропологии.

Таким образом, подводя итог всему сказанному относительно немецкой классической философии в целом, в том числе и философско-правовые идеи, можно выделить следующее:

1) Немецкая классическая философия – крупнейшее достижение европейской философской мысли, оказавшей существенное влияние на все стороны жизни Европы.

В философско-правовых воззрениях немецких классиков два понимания права. По терминологии Гегеля это принудительное право и нравственное право.

Принудительное право исходит из неустранимой противоположности общей и индивидуальной свободы.

Говоря словами Канта, он понимает человека как «животное, живущее среди других животных», и этих «животных» надо заставить, принудить соблюдать свободу друг друга и тем самым свободу всех. В результате право понимается как сила, которая должна заставить, принудить человека соблюдать право, т. е. соблюдать свободу каждого, и тем самым свободу всех.

Достигается эта цель путем регламентации и ограничения прав личности, путем введения «системы паспортов», доведенной до абсурда. На практике этот подход ведет к бесконечной и безграничной законодательной регламентации личной и общественной жизни, приводящей в конечном итоге к тотальному контролю государства над обществом и личностью. Поскольку это право навязывается обществу и личности сверху, мудрым законодателем, то понятно, что право в этом случае является не всеобщей волей, а волей того, кто это право дает.

Намерения сторонников принудительного права — самые благие. Обеспечить и гарантировать свободу каждого. Но результат — противоположный. Не может быть свободным общество, в котором каждый отдельный человек несвободен.

Нравственное право исходит из неразрывного единства общей и индивидуальной свободы.

Свобода личности, свобода гражданина — это основа, суть свободного общества и правового государства. Отсюда право понимается как средство, способ обеспечения и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, как средство социального компромисса.

Право обеспечивает свободу человека. Но всякое право — это одновременно и обязанность. Пользоваться правом — это значит одновременно выполнять свои обязанности. Право по сути своей регламентирует только то, что нельзя делать. Поэтому все, что не запрещено законом — можно.

Право, говоря словами Гегеля, должно освобождать и украшать мир. Оно должно служить людям. Делать их жизнь более свободной, справедливой и нравственной. Право неразрывно связано с нравственностью. Естественное право, отмечал Гегель, относится к нравственной природе не как основание, а как следствие, оно предполагает нравственную природу, выходит из нее и должно показать или «конструировать, как нравственная природа приходит к своему истинному праву»[44].

Литература:

1. Антология мировой философии М.,1971, Т.3.

2. Гегель. Философия права. М., 1990.

3. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.

4. Кант И. Пролегомены // Соч.: В 6-ти т. М., 1965 Т.4.

5. Краткий очерк истории философии. М., 1969.

6. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955.


Грякалов А.А. –заведующий кафедрой истории философии Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена действительный член академии гуманитарных наук, доктор философских наук, профессор;

Балахонский В.В. –начальник кафедры философии, заслуженный работник высшей школы РФ, член-корреспондент РАЕН, действительный член Академии геополитических проблем, доктор философских наук, профессор, подполковник милиции;

Сотникова Н.Н. –доцент кафедры философии, кандидат философских наук, доцент


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты