Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Группы осмазий Вэрасса





ствующих островах. Однако они много значат для пропаганды первых социалистических идей, а утопическая форма сочинений дает им воз­можность критиковать систему французского феодализма. В некоторых из этих романов мы встречаемся с интересными представлениями о но­вых формах человеческих поселений, которые вновь во многом предвос­хищают современные градостроительные теории.

Первым представителем этой ветви французской литературы явля­ется Дени Вэрасс, автор книги по истории вымышленного народа — се­варамбов11. Первая часть этой книги в 1675 г. была издана на англий­ском языке, а после переработки в 1677 г. — на французском. Вэрасс занимался географией и знал много популярных в то время путевых дневников, что и отразилось на многих местах его книги. Население Севарамбии живет по существу в условиях коммунизма. Здесь мы впер­вые встречаемся с прообразом домов-коммун XX в. Основную единицу севарамбского общества, и в то же время единицу производственную, представляют собой осмазий сельскохозяйственные или осмазии-школы. Разумеется, каждая осмазия сама не может обеспечить себя всем не­обходимым, поэтому между ними организовано сотрудничество, причем излишки хранятся в общественных складах.

В книге описан ряд больших и малых городов. Самое большое вни­мание уделяется описанию Севаринды — столицы, которая «построена посреди острова и имеет квадратные очертания; кроме дворца в цент­ре города она состоит из 267 осмазий или же квадратных зданий. Фасад осмазий, в которой может легко разместиться свыше 1000 человек, име­ет 50 шагов в длину и четыре входа, расположенных один против дру­гого. Внутри — зеленый двор. Стены осмазий выложены из мрамора или из белого камня, который легко полировать. Все дома четырехэтаж­ные.

На всех улицах, прямых и очень широких, можно видеть железные столбы, поддерживающие широкие балконы, под которыми можно без



Габриэль де Фуаньи


опасений ходить в дождь или зной... Внутри — такие же галереи с цве­тами, посреди двора — клумба с водоемом и фонтаном... По крыше ос-мазии можно ходить... В период летней жары на высоте крыш над ули­цами натягивается полотно, которое дает тень и прохладу... То же самое делается и над дворами... Самое большое украшение города — дворец и храм Солнца, амфитеатр и бассейн, расположенный в конце острова» 12.

Следовательно, у Вэрасса мы встречаемся не только с домом-комму­ной, но и с представлением города как структуры полностью оборудо­ванных составных частей. Планировочное решение города уже не свя­зано с застывшей и часто формальной орнаментальной композицией ренессанса, оно исходит скорее из структуры вновь тогда закладывае­мых прямоугольных по своей планировке городов-колоний, располагаю­щих возможностью дальнейшего развития.

В Австралию, связываемую в представлениях того времени с Ан­тарктидой, переносится действие утопического романа Габриэля де Фуаньи, изданного в 1676 г. Матрос Никола Садэр передает автору свой дневник, в котором записана его полная приключений жизнь, в том числе пребывание в одной из стран австралийского континента, жители которого живут в условиях абсолютного равноправия.

Автор подчеркивает «поразительную одинаковость языка, обычаев, зданий и культуры, с которой можно встретиться в этой большой стра­не. Достаточно узнать один квартал, чтобы можно было иметь пред­ставление обо всех остальных» 13.

Следуя приведенным в книге расчетам, мы могли бы узнать, что в стране живет 96 млн. взрослых и 48 млн. детей с их воспитателями. Все подробно описанные здания — круглые, расположены посреди парков и украшены скульптурами и росписями. Самое интересное здесь — си­стема обслуживания поселков.


 


Идеал благород­ного дикаря


С иным взглядом мы можем встретиться у Фенелона, отразившего в книге, изданной в 1699 г., сложное путешествие Телемаха с его учите­лем по различным странам. В книге описаны и различные города, но об идеальной стране Бетик, расположенной на африканском побережье недалеко от Гибралтара, говорится, что «все искусства, связанные с архитектурой, для жителей страны излишни, потому что они никогда не строят домов» 14. Это свидетельство жизненности легенды о золотом ве­ке и одновременно отражение модной теории Руссо — теории «благород­ного дикаря», живущего в шалаше, считавшемся идеалом архитектуры. Посмотрим, что говорится в статье «Шалаш» в методической энцикло­педии конца XVIII в., для которой материал по архитектуре подготовил известный тогда теоретик архитектуры и постоянный секретарь париж­ской Академии Катрмэр де Кэнси: «Да, всегда и в каждое время необ­ходимо возвращаться к типу шалаша, чтобы мы научились давать вер­ный смысл всему, что можно себе позволить в архитектуре, и чтобы мы узнали об использовании, назначении, пригодности, целесообразности и пользе каждой вещи» 15.

Из большого числа фантастических и утопических романов XVIII в. упомянем хотя бы те, в которых излагаются различные взгляды на рас­селение и города. Можно предполагать, что книга Яна Коменского «Ла­биринт света и рай сердца», изданная в 1631 г., послужила поводом для создания образа города страны Галлигенов, описанного в 1765 г. в романе Тифена Деляроша. Разговор героя этой книги Дункана с остро­витянами переходит в диалог автора с читателем, в котором утопиче­ская страна сравнивается с Францией того времени. Бежавший из Франции гугенот Альмон основал республику со стотысячным населе­нием, представленную одним городом, окруженным зоной парков, по­лей и виноградников 16.




Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты