КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фаланстеры Фурьесудьбой отдельный представитель какого угодно времени или страны» 23. Оуэн абсолютно отрицает какие бы то ни было большие города и идеализирует небольшие поселки, располагающие, однако, системой обслуживания, совершенно непропорциональной такому количеству жителей. Составной частью комплекса каждого поселка было также промышленное производство, причем Оуэн, несмотря на свой обширный опыт работы в промышленности, совершенно выпускает из виду то обстоятельство, что каждая относительно крупная фабрика уже в то время нуждалась в таком количестве работников, которое могли бы предоставить лишь несколько коммун. Однако, его представление о будущей системе расселения абсолютно однозначно и в ряде его сочинений не только описано, но и обосновано. Современник Оуэна Шарль Фурье по своим взглядам на расселение обычно отождествляется с Оуэном. Он тоже критикует большие города 21. Шарль Фурье. Фаланстера; 1829 г. Симметричная дворцовая планировка дополнена комплексом зданий хозяйственного назначения, расположенных перед главным входом / — двор для празднеств:
и считает идеальным разделение общества на фаланги. Подобно Сен-Симону он предлагает грандиозные проекты, а именно проекты каналов, изменения климата и превращения Сахары в плодородную землю. Более того, он задумывается о создании пяти искусственных спутников земли. Подобно Оуэну он рассчитывает на мецената — «кандидата», который бы построил первую фаланстеру. Он уверен в том, что в течение пяти лет, убежденные первым примером, все люди переселятся в 600 тыс. фаланг. Экспериментальные фаланги Фурье предполагал создавать для 80— 100 семей, но оптимальной считал фалангу на 1620 человек, что представляет собой простое удвоение подробно им классифицированных 810 различных человеческих характеров. Много внимания уделял Фурье выбору наиболее удобного участка для первой фаланстеры, которую он представлял себе построенной на волнистом рельефе у реки, неподалеку от какого-нибудь большого города, чтобы фаланстера могла служить примером для его жителей. Описание фаланги встречается в ряде сочинений Фурье. Наиболее полно, вместе со схематическим чертежом, оно включено в его основную работу 1829 г. — Le Nouveau Monde industriel et societaire. Здесь мы находим не только критику больших городов и мысли об эстетическом преобразовании местности, но и критику оуэновских представлений об архитектуре коммун. Все описания фаланстер Фурье очень подробны, а поэтому лучше воспользоваться для их характеристики словами его наиболее выдающегося ученика Виктора Консидерана, взятыми из произведения, в котором он в 1841 г. обобщает взгляды Фурье п говорит, что «социальная коммуна будет образована одним хорошо решенным зданием, достаточно большим по объему и площади и достаточно удобным внутри, так что в нем сможет жить 400—500 семей... которые имели бы в распоряжении все необходимые службы. Это здание называется фаланстерой... У него открытый двор и два крыла — влево и вправо... По центру фасада возвышается «Башня порядка», где находится телеграф, обсерватория, часы и т. д. Внутри в середине находятся залы для общественных мероприятий. В крыльях и сзади размещены квартиры... Наиболее важная часть фаланстеры — крытая пешеходная галерея, которая занимает первый этаж всего здания и может отапливаться зимой и проветриваться летом. Через нее можно попасть во все части здания независимо от погоды» 24. Целые страницы своих работ посвящает Фурье описанию крытых галерей, мостов и подземных ходов. Всю фалангу он себе представляет з виде обширного симметричного дворца к приравнивает его к парижскому Палэ Ройяль, причем не забывает подчеркнуть, что фаланга будет находиться на еще более высоком эстетическом уровне и будет отличаться целесообразной организацией жизни. В представления о фалангах и фаланстерах он включает свои стремления к красоте и любви, мечту о хорошей одежде и пище, об интересной работе и культурной жизни коллектива и подчеркивает, что «какой-нибудь король после обозрения 4!
|