Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социальная структура российского общества. Высшим сословием в стране было боярство, в среду которого входило много потомков бывших великих и удельных князей




На верх

Высшим сословием в стране было боярство, в среду которого входило много потомков бывших великих и удельных князей. Около сотни боярских семей вла­дели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности в государстве. К концу XVII столетия боярство все более утрачивало свою мощь и сближалось с дворянством.

Дворяне составляли верхний слой государевых служилых людей по отечеству. Они владели поместьями на наследственном праве в случае продолжения службы детьми после их родителей. Дворянство значи­тельно усилило свои позиции в конце смуты и стало опорой царской власти. Этот слой феодалов включая в себя лиц, служивших при цар­ском дворе (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы), а также городовых, т.е. провинциальных дворян и детей боярских.

К низшему слою служилых людей относились и служилые люди по прибору или по набору. Он включал в себя стрельцов, пушкарей, ям­щиков, служилых казаков, казенных мастеров и т.п.

Сельское крестьянское население состояло из двух основных кате­горий. Крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий, назывались владельческими или частновладельческими. Они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала. Помещик получил право выступать в суде за своих крестьян, он имел также право вотчин­ного суда над населением своего поместья. Государство оставляло за собой право суда лишь по наиболее тяжким преступлениям. Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастыр­ские.

Другой крупной категорией крестьянского населения было черно­сошное крестьянство. Оно проживало на окраинах страны (Поморский Север, Урал, Сибирь, Юг), объединялось в общины. Черносошные кре­стьяне не имели права покидать свои земли, если не находили себе смену. Они несли тягло в пользу государства. Их положение было лег­че, чем у частновладельческих. «Черные земли» можно было продавать, закладывать, передавать по наследству.

Среднее положение между черносошными и частновладельческими крестьянами занимали крестьяне дворцовые, обслуживавшие хозяйст­венные потребности царского двора. Они имели самоуправление и под­чинялись дворцовым приказчикам.

Верхушку городского населения составляли купцы. Самые богатые из них (в Москве XVII в. таких было примерно 30 человек) царским повелением объявлялись «гостями». Многие состоятельные купцы объе­динялись в двух московских сотнях — «гостинной» и «суконной».

Основная масса городского населения называлась посадскими людь­ми. Они объединялись в тягловую общину. Буржуазия в городах еще не сложилась. Во многих городах России среди жителей преобладали во­енные чины и их семьи, а решающую роль в городской жизни играли крупные землевладельцы.

Городские ремесленники объединялись по профессиональному при­знаку в слободы и сотни. Они несли тягло — повинности в пользу госу­дарства, выбирали своих старост и сотских (черные слободы). Кроме них, в городах были белые слободы, принадлежавшие боярам, монасты­рям, епископам. Эти слободы «обелялись» (освобождались) от несения городского тягла в пользу государства.

До петровских времен как в городах, так и в сельской местности жило значительное число рабов — холопов. Полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ. Слой кабальных холопов формировался из числа попавших в рабское состояние (кабала — рас­писка или долговое обязательство) ранее свободных людей. Кабальные холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего.

Особое сословие составляло духовенство. В него входили архиереи и монахи — черное духовенство и священники — белое духовенство. Со­борное Уложение 1649 г. запретило монастырям приобретать новые вотчины.

Вольные и гулящие люди (вольные казаки, дети священников, слу­жилых и посадских людей, наемные рабочие, бродячие музыканты и скоморохи, нищие, бродяги) не попали в вотчины, поместья или город­ские общины и не несли государственного тягла. Из их числа набира­лись служилые люди по прибору. Однако государство всячески стреми­лось поставить их под свой контроль.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты