Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культура и власть в послевоенные годы.




На верх

Война нанесла значитель­ный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разру­шены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны сотни тысяч книг. С фронта не вернулись многие та­лантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специали­стов в вузах.

В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возро­ждение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгна­ния врага с оккупированных территорий и продолжалось в последую­щие годы.

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в куль­турную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой бур­жуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Требования к работам творческий интеллигенции нашли отражение в постановлениях ЦК партии второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. В числе первых появилось постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 г.). Поводом для него послужи­ла публикация в журнале «Мурзилка» рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки», перепечатанного затем литературным жур­налом «Звезда». Политическая оценка детского рассказа М.М. Зощенко была дана на заседании Оргбюро ЦК партии, где присутствовали И.В. Сталин, секретарь ЦК по вопросам идеологии А.А. Жданов, другие

идеологические работники, писатели. Повести, рассказы и стихи ряда авторов были признаны несовместимыми с социалистическим мировоз­зрением. М.М. Зощенко был обвинен в безыдейности, вульгарности и аполитичности. В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А.А. Ах­матовой, М.М. Зощенко и других советских литераторов.

Одностороннюю, неоправданно резкую оценку творчества группы талантливых драматургов и композиторов, деятелей театра и кино со­держали постановления ЦК партии «О репертуаре драматических теат­ров», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» и др. Эта постановления тяжело отразились на творческих судьбах отдельных деятелей культуры, на последующем развитии лите­ратуры и искусства.

На рубеже 40-50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по во­просам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них наря­ду с представителями науки принимали руководители партии и государ­ства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г.Ф. Александрова по истории западно-европейской философии, принял уча­стие А.А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии .

В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были заполнены статьями, направленными против «буржуазного космополи­тизма» и его носителей. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку.

Многие известные советские ученые (И.И. Минц, И.М. Разгон и др.) были обвинены в искажении истории советского общества. Трудам этих авторов инкриминировались принижение роли СССР в мировом истори­ческом процессе, умаление роли русского народа и русского рабочего класса в победе Октябрьской революции и гражданской войне, в по­строении социалистического общества. Борьба с космополитизмом со­провождалась «проработками» и административными мерами против известных исследователей. Она привела к тому, что в науке на долгие годы остались нетронутыми сложившиеся в 30-40-е годы концепции исторического развития. Малейшие отклонения в трудах ученых от сложившихся взглядов, их попытка по-новому взглянуть на научные вопросы рассматривались как нарушение принципа партийности в науке.

Административное вмешательство в творческую деятельность пред­ставителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубо­кие деформации в развитии духовной жизни общества.

На верх


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты