КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гносеология как раздел философского знания.Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. Учение о познании Проблемы познания: условия его возможности и адекватности, пути достижения истины, соотношение научного и вненаучного знания, познание и переживание, т.е. весь круг вопросов, касающихся познавательной реальности, изучается гносеологией. Гносеология, или теория познания, — раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылки, условия достижения адекватного знания. Гносеология — раздел философского знания, поэтому ее предметом остается всеобщее в системе «человек — мир». Однако гносеология изучает только познавательные аспекты этого отношения, выявляя фундаментальные и универсальные предпосылки познания. Познание — ключевое понятие гносеологии. Этот термин может употребляться в разных смыслах. Во-первых, познание часто интерпретируется как родовая сущностная способность человека, отличающая его от животных. В этом смысле познание — одна из способностей человека, которая помогает ему адаптироваться к реальности в условиях недостаточности биологических приспособлений для выживания. Во-вторых, познание может пониматься как творческий процесс получения знаний. В этом смысле познание — это один из видов культурной деятельности, осуществляющийся как на уровне отдельного индивида, так и всего человечества. В-третьих, познание может приравниваться к знанию. В этом случае особая деятельность человека и ее результат отождествляются. С точки зрения строгого философского мышления последнее понимание термина «познание» является не совсем корректным, однако в обыденной жизни мы часто приравниваем познание к знанию. В гносеологии изучается и сам процесс познания, и знание как данность, уже достигнутый результат. Причем в теории познания рассматриваются любые типы знания: философское, научное, обыденное, художественное и т.п. Гносеология призвана обосновывать любое знание, выяснять условия его возможности, сущность и содержание. Познание следует отличать от познаваемости. Познаваемость — это возможность получения знаний об объекте. В зависимости от ответа на вопрос о том, достижимо ли адекватное познание мира и в какой мере, философы разделились на агностиков, скептиков и познавательных оптимистов Гносеологию следует отличать от эпистемологии — раздела теории познания, в котором рассматриваются только проблемы научного познания. Поскольку знание может существовать не только в научной форме, а гносеология должна изучать сущность любой познавательной деятельности независимо от типа знания, ошибочно отождествлять гносеологию и эпистемологию. Конечно, современная гносеология во многом ориентирована на постижение именно научного знания, однако эта тенденция не дает основания для полного отождествления гносеологии и эпистемологии. В современных теориях познания выделяют следующие разделы: - учение об условиях достоверности и адекватности познания; -учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи; - теория различных видов знания, их взаимодействия и взаимовлияния; - эпистемология, теория научного знания; - учение о знании как инструменте влияния, подавления или, напротив, достижения свободы. В разделах, касающихся вопросов соотношения истины и ценности, гносеология напрямую смыкается с аксиологией, в разделе о знании как инструменте влияния — с праксеологией, а проблема достоверности и адекватности познания требует решения онтологических вопросов. Таким образом, гносеология, как и любой раздел философского знания, не существует в отрыве от других разделов, неразрывно с ними связана. Одна из важных проблем гносеологии – проблема выяснения природы самого познания, другими словами выяснения того, почему человек ищет объяснений происходящего.
31 И 32. Основные ступени и формы познания: их взаимосвязь. Субъект познания — это носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности. Субъектом познания могут быть: — индивид,— группа (коллектив)— общество в целом.
Объект, это то, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.
Познание —процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: мифологическое, религиозное, художественное, философское, обыденное и научное. Существует 2 ступени познания: чувственная и рациональная Познание начинается на чувственном уровне и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга. Органы чувств человека — это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир Ощущение – простейший чувственный образ, отражение отдельных свойств предмета. На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания — восприятие, которое является результатом синтезирования разных ощущений и представляет предмет или явление в его целостной форме. Восприятие – целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы. Представление— это высшая форма чувственного отображения предмета, который в данный момент непосредственно не воздействует на органы чувств человека. А также существуют такие формы чувственного познания, как память и воображение. Рациональное познание строится на способности человека в мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества. Это значит, что рациональное познание дает такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, втянутых в познавательный процесс, а дают их обобщенный образ. Формы рационального познания (формы мышления) — понятия, суждения и выводы (умозаключения) — это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание мира. Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства предметов. Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о предмете. Умозаключение – получение нового суждения или вывода из ряда посылок. А также существуют такие формы, как Логический закон – обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе практики. Стоит отметить, что чувственное познание осуществляется с помощью таких методов, как наблюдение, эксперимент и описание. А рациональное – сравнение, анализ, синтез, обобщение, ограничение, аналогия, индукция и дедукция. Чувственное и рациональное познание – две стороны одного феномена – познания, следовательно, они не разделимы, т.е. чувственное познание невозможно без рационального и наоборот. Абсолютизация рациональной ступени познания дает начало рационализму (лат. ratio - разум) — философскому учению, согласно которому все достоверные знания идут от разума и мышления, разум является основой бытия и познания (рационализм Р. Декарта). Абсолютизация чувственной ступени познания дает начало сенсуализму. Сенсуализм (от лат. sensus — восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущение и восприятие — основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» .
|