КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Движение, пространство, время и отражение как атрибуты бытия
Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а так же воздействует на наши органы чувств. Движение – это способ существования материи. Материальный мир противоречив, он представляет собой единство в многообразии. Он един, ибо нет в этом мире ничего, кроме существующей известным образом и развивающейся по определенным законам материи. Он многообразен, ибо материя не существует иначе, как в многообразии своих систем и образований. Эта внутренняя противоречивость, как способа бытия материи, и находит свое выражение в категории движения. Движение в философском значении – это атрибут, способ существования материи, выражающий её противоречивость. Движение – атрибут материи. Атрибут – свойство, без которого объект не может существовать. Особый вид движения – развитие. Развитие – это такое количественно – качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определёнными закономерностями и необратимостью. Систематизация основных форм движения принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Процессы микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Процессы макромира – галактическими взаимодействиями и расширением метагалактики. Это новые формы физического движения, неизвестные ранее. Основные принципы энгельсовской классификации сохраняют своё значение, они охватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учётом их развития: 1) каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим. Самая глубокая основа противоречивости материи заключается в том, что она представляет собой единство в многообразии. Многообразие мира не только результат движения материи, но и результат её пространственной и временной определенности. Это многообразие выражается в атрибутах пространства и времени. Материя движется в пространстве и во времени. Пространство как атрибут материи характеризует многообразие мира со стороны сосуществования, рядопаложенности материальных объектов, выступает как форма статического многообразия. Пространство – это форма существования материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время характеризует многообразие мира со стороны следования и длительности существования материальных явлений, выступает как форма динамического многообразия. Время – это форма существования материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития. Будучи атрибутами материи, пространство и время обладают своими специфическими свойствами. К основным свойствам пространства относятся протяженность, трехмерность и изотропность. Время характеризуется длительностью, одномерностью и необратимостью. Каждый уровень организации материи обладает своей пространственно-временной структурой. Принципиальное значение для раскрытия природы пространства и времени имеет ответ на вопрос об отношении пространства и времени к материи. По этому вопросу в истории философии и естествознания сложились две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Согласно субстанциальной концепции пространство и время рассматриваются как самостоятельные невещественные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Родоначальником этой концепции можно считать Демокрита, который считал, что в действительности существуют только атомы и пустота, т.е. пространство наделяется субстанциональностью и мыслится существующим наряду с атомами. Свое наиболее полное развитие субстанциальная концепция нашла в теории Ньютона. Он писал: «Пространство – это беспредельная пустота, протяженность, в которой размещена движущаяся материя, а время – длительность, равномерное течение, независимое от материальных процессов, которые в нем происходят». Согласно реляционной концепции, пространство и время являются формами существования материи, их свойства зависят от характера взаимодействия материальных систем. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, но наиболее четко она была сформулирована в философии Лейбница Лейбниц считал, что пространство – это порядок сосуществования различных тел, а время – порядок их последовательности, то есть пространство и время вне вещей и процессов не существуют. Свыше 200 лет в науке безраздельно господствовала классическая механика Ньютона и связанные с ней представления об абсолютности пространства и времени. В то же время в философии получила распространение реляционная концепция, рассматривающая пространство и время как формы существования материи. Но признание зависимости пространства и времени от состояния материи при этом, как правило, сопровождалось постулированием их субъективного характера, поэтому реляционная концепция не пользовалась популярностью у естествоиспытателей. Однако именно эта концепция получила научное обоснование в специальной и общей теории относительности Эйнштейна. Из этой теории следует фундаментальный вывод: пространство и время не существуют без материи. Их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т.е. гравитацией. Специальная теория относительности связала воедино материю, пространство и время, она показала, что пространственно – временные свойства материальных тел меняются с изменением скорости их движения. С увеличением скорости происходит сокращение длины тела приблизительно в два раза по направлению движения, а время при этом замедляется примерно в сорок раз. Общая теория относительности показала зависимость характеристик пространства и времени от распределения вещества и поля во Вселенной: чем выше плотность вещества и поля, тем более искривлено пространство и тем сильнее эффект замедления времени под действием полей тяготения. Таким образом, теория относительности Эйнштейна подтвердила правильность диалектико-материалистической трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, вытекающей из логики развития философии диалектического материализма. Ф. Энгельс в период господства в науке ньютоновских представлений о пространстве и времени, за 50 лет до создания теории относительности писал: «Пространство и время являются основными формами всякого бытия. Бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как и бытие вне пространства». Каждый уровень материи имеет свою специфическую форму пространства и времени. Биологическое пространство-время характеризуется асимметрией на уровне белковых молекул (вьющиеся растения – завивают усики только справа налево, а живые системы – образуются из тех молекул, в которых имеются левосторонние группировки). Кроме того, меняется длительность протекания биологических и химических процессов в зависимости от погоды и времени суток. Социальное пространство – это сосуществование двух противоположностей – человек-общество, где его материальная сторона связана с системами расселения людей, а идеальная сторона – с идеями, взглядами, установками, традициями, обычаями, предрассудками. Социальное время как форма бытия общества, выражает длительность протекания исторических процессов, которые проявляются в человеческой деятельности. Социальное время имеет ряд уровней: время появления человека, время формирования рода, племени, народностей, наций, где в каждом из этих уровней есть своя длительность процесса. Личностное пространство – это индивидуальное проявление социального пространства, в котором конкретный человек осуществляет свою жизнедеятельность. Личностное время – это атрибут индивидуальной жизни человека. Оно субъективно, связано с социальным временем и проявляется как длительность процесса самосознания конкретного индивид.
|