КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
З. Развитие интонационной выразительности речи3.1. Формирование ритмической организации высказывания Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения: 1. Развитие восприятия ритмических структур. Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары ) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами: Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов. 2. Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор. 3. Формирование ритмической организации высказывания. Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого образца и далее — к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат в конечном счете усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания. В ходе логопедической работы предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала: 1) односложные слова: а) без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч и т. д.; б) со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат и т. д.; 2) двусложные слова: а) без стечения согласных, с первым ударным слогом — мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.; б) без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза и т. д.; в) со стечением согласных, с ударением на первом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка и т. д.; г) со стечением согласных, с последним ударным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки и т. д.; 3) трехсложные слова: а) без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо и т. д.; б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т. д.; 4) пары слов без перемещения ударного слога: а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь—гуси, зуб—зубы, стул—стулья, гвоздь—гвозди и т. д.; б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички и т. д.; 5) пары слов с перемещением ударного слога: а) односложные (без стечения и со стечением согласных): дом — дома, сад — сады, столб — столбы, стол — столы и т.д.; 6) многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса и т. д.; б) словосочетания и фразы с различными комбинациями по месту ударения в словах: красивое платье, маленький мяч, высокое дерево и т. д.; Мама пришла. Дома было тихо. Наступила весна и т. д. Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений: 1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка: та -та та-та" та—та-та" та-та"-та та"-та-та па -па па-па" па—па-па" па-па"—па па"-па-па и т. д. 2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно). 3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре. 4. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение). В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей. .3.2. Формирование темповой организации высказывания Логопедическая работа по развитию у дошкольников с ЗПР способности использовать в речи различные темповые характеристики осуществляется в три этапа: 1. Развитие общих представлений о темпе речи. 2. Развитие восприятия различного темпа речи. Выделение данного этапа обусловлено прежде всего тем, что достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности, таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи. 3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи: а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряженно с логопедом; б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед за логопедом; в) самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. В тех случаях, когда у дошкольников с ЗПР в их собственной речи наблюдаются отклонения от нормального темпа речи, используются специальные упражнения, направленные на его нормализацию. Упражнения проводятся систематически, основной прием работы — подражание темпу речи логопеда. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений: • повторение за логопедом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за логопедом); • самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) — ударами рукой по столу, отхлопыванием, ударами мяча и т. д.; • ответы на вопросы логопеда — сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух — медленно и ритмично; • медленное проговаривание сложных скороговорок (трудности проговаривания обеспечивают замедление темпа); • проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку и т. д.; • различные речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов; • использование инсценировок (применение кукол-персонажей также позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками); • рассказы по картине, чтение стихотворении в медленном темпе (сопряженно и отраженно с логопедом, самостоятельно; под удары метронома и без них). Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа. Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование следующих упражнений: • повторение за логопедом фраз в быстром темпе (сопряженно и вслед за логопедом); • самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома; • проговаривание фраз под быструю музыку; • заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе; • заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок; • использование различных игр, инсценировок, требующих быстрого произнесения слов. Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормализацию темпа речи. Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются: 1. Формирование у дошкольников с некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный). 2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи. 3. Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи. Для решения этих задач предусматривается использование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания: • определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка; • определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком); • привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.); • привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т. д.); · определить подходящий для высказывания темп речи; • заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе; • произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном); • разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа; • моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи — например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с. маленьким ребенком и т. д. Приведем в качестве примера несколько игровых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи. «Угадай, как надо делать». Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: «Мы с Антошкой едем по дорожке», «Ветерок играет с листочками» и т. д. «Дождик». Логопед читает стихотворение: Капля раз, капля два, Капля медленно сперва: Кап, кап, кап. Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять: Кап, кап, кап. Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап. Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова «Кап, кап, кап». В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения. «Дятел». Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе: Дятел дерево долбит, На весь лес он стучит. Детям предлагается произносить слова «тук-тук, тук-тук» в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда. 3.3. Формирование интонационной выразительности речи 1. Развитие восприятия различных видов интонации. Логопедическая работа проводится в определенной последовательности: 1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). 2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа: а) знакомство с повествовательной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по выделению повествовательной интонации. 3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа: а) знакомство с вопросительной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по различению вопросительной интонации. 4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа: а) знакомство с восклицательной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по выделению восклицательной интонации. 5. Развитие дифференциации различных видов интонации. При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик «Точка», гномик «Вопросик», гномик «Восклицание», либо картинки с изображением ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения: Восклицательный знак Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны! (А, Тетивкин) Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца! Вопросительный знак Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак. (А. Тетивкин) Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом. Точка У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка — Вывод прост: Это значит — Точка. Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо. (Ф.Кривин) Предложения бывают: 1. Вопросительные Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама: «Ты дрался, да?.. Ты что — немой?.. Ну что молчишь упрямо?» 2. Повествовательные Повествовать придется мне, И я скажу: «Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...» 3. Восклицательные Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет: «Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!» (Ф. Кривин) 2. Формирование интонационной выразительности речи. В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания: 1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз. 2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз. В данных заданиях широко используются игры и инсценировки («Далеко или близко?», «Заблудились», «Высоко или низко», «Три медведя») и т. д. 3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: а-а-а-а-а у-у-у-у-у з-з-з-з-з и т. д. 4. Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух—трех звуков: ау ои ауи аза усо и т. д. 5. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух—трех гласных звуков: у — беззвучная артикуляция — ау, ауи у — шепотное произнесение — ау, ауи у — тихое произнесение — ау, ауи у —~ громкое произнесение — ау, ауи и т. д. 6. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса. 7. Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух—трех гласных звуков, слогов: 8. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков. 9. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков. Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности: 1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Это Маша. Маша поет. На улице ранняя весна. И т. д. 2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Маша пришла? Маша пришла? Маша поет песню? Маша поет песню? Маша поет песню? И т. д. 3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове: Как Маша поет? Когда он приедет? Сколько в саду детей? И т. д. 4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой: Какая она красавица! Это же мама! Доброе утро! и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности): За-а-айчик мой! Маша, дааай ручку! и его сокращение: Смотри! Начинай работу! И т. д. В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например: Эту сказку ты прочтешь Тико, тихо, тихо... Жили-были серый еж и его ежиха. Серый еж был очень тих И ежиха тоже. И ребенок был у них — Очень тихий ежик. Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек Еж-отец, ежиха-мать И ребенок-ежик. Вдоль глухих осенних троп Ходят тихо: топ-топ-топ. В дом лесной вернутся еж, Ежик и ежиха, Если ёказку ты прочтешь Тихо, Тихо, Тихо... . (С. Маршак) Скажи погромче Слово «гром» — Грохочет слово, Словно гром. (А. Барто) Опавшей листвы разговор еле слышен: Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад: На пороге — морозы! (Ю. Капотов) В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона — Значит, это мощный бас! Вот и весь рассказ. (Л. Мезинов)
|