КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В ДРЕВНЕМ МИРЕ И В СРЕДНИЕ ВЕКАЧеловеческая жизнь и все формы ее протекания подвержены постоянному и многоликому риску. На протяжении всей истории человечества, начиная с Древнего мира и кончая современностью, многочисленные исследователи отмечают суровые обстоятельства жизни людей. Можно процитировать Херманна Контракта, католического монаха, жившего в XI в., подробно описывающего опасности и беды, с которыми встречается человек: «змеи и всевозможные звери, холод и жара, голод и жажда, наводнения и огонь, бури и ураганы, землетрясения, гром и молния, несчастные случаи, яд, войны, плен и рабство, болезни»[31]. Другими словами, каталог опасностей и бед практически неисчерпаем. Проблема социальной защиты населения в традиционном обществе решалась в рамках семьи, сельской общины и цеховых организаций. Важнейшей предпосылкой для организации жизни людей является осознанное понимание всеми и каждым человеком в отдельности, в семье и в самой малой общине того непреложного факта и важного взгляда на социальную защиту, когда оказание помощи друг другу в трудных жизненных обстоятельствах носит императивно необходимое условие для функционирования и выживания как отдельных людей, так и всего социума. Поэтому солидарная помощь и взаимопомощь были и остаются теми базовыми принципами, с помощью которых построено здание семьи и общества. Литературные памятники Древнего мира доносят до нас свидетельства о распространении солидарных видов социальной помощи. Например, в Ветхом Завете рекомендовалось оставлять на полях и в садах часть несобранного урожая для бедняков, а в юбилейные годы (50-летняя периодика) прощать долги должникам и отпускать на волю рабов. Государство осуществляло защиту своих граждан лишь в исключительных случаях — массового голода и эпидемий, для чего в отдельных странах создавались запасы зерна, которые хранились в особых складах и раздавались в голодные годы (так называемое натуральное страхование). Упоминание об этом опыте можно найти в указах египетской царицы Маат (XXIII в. до н.э.). Элементы страховой помощи в Древнем мире дает история торговли: морской и сухопутной. Объектами страховой защиты являлись как товары, так и транспортные средства: морские корабли и вьючные животные. Так, корабельщики — купцы Финикии и Древней Греции организовали товарищества взаимопомощи, которые выплачивали своим членам убытки от кораблекрушений и иных морских опасностей на принципах равной их раскладки между всеми членами товарищества и по факту наступившего происшествия. В законах царя государства Вавилон Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) встречаются зачатки взаимного страхования вавилонских торговцев караванов. Впоследствии страхование начинает строиться и на другой основе: с помощью создания постоянного резервного фонда, что потребовало внесения страхователями регулярных страховых авансированных платежей. Зачаточные элементы страхования жизни историки отмечают в организации деятельности римских цехов и военных коллегий. Так, ремесленники и воины Рима организовывали кассы взаимопомощи, куда вносили вступительные взносы на случай смерти (по бытовавшим представлениям похороны должны быть достойными и требовали значительных затрат), а также на случай таких непредвиденных и существенных расходов для воинов, как затраты, связанные с переездом на службу в далекую провинцию, либо получения увечья в бою[32]. На этапе начала нового летосчисления важное воздействие на организацию социальной защиты оказало христианство, которое привнесло новые моральные ценности и установки: высокой значимости человека, необходимости милосердия и сострадания к обездоленным членам общества, оказания помощи вдовам, сиротам, инвалидам, старикам, больным и бездомным. Во второй половине IV века н.э. Василий Великий — один из выдающихся христианских мыслителей и отцов Церкви — впервые в истории человечества в Кесарии (провинции Малой Азии) организовал благотворительное учреждение-деревню, где оказывалась помощь больным и инвалидам, которая получила имя своего основателя — Василия[33]. Сам факт образования деревни для облегчения участи больных, инвалидов и бедных знаменовал крупный шаг в истории человечества в отношении слабых членов общества — оказание им организованной и систематической помощи, что разительно отличалось от установок языческих народов. В деревне Василия, которая послужила прообразом будущих госпиталей, больниц и приютов, оказывалась медицинская помощь, предоставлялся кров для бездомных, были организованы мастерские для зарабатывания средств ее жителями. В течение короткого времени — всего одного — двух десятилетий (80-90-е годы IV века) в Византии, а несколько позже во многих городах Европы, появились госпитали и приюты для бездомных. Например, в Галлии первые епископские госпитали в городах появились уже на рубеже V и VI веков, и их число быстро росло. С VI века госпитали стали устраивать при монастырях. Церковный канон предписывал каждому городу иметь свой госпиталь, но до XII века это предписание исполнялось только в отдельных случаях[34]. Начиная с V века Церковь обязывалась выделять для целей призрения (призреть – дать приют, покров) бедных четверть своих доходов. Тогда же стали составлять специальные списки получающих регулярное вспомоществование, и распространяется возникший на христианском Востоке институт социального служения — дьяконат (дьякон — помощник священника), важнейшим направлением деятельности которого была забота о бедных, вдовах, сиротах и больных. Еще один выдающийся отец христианской Церкви — епископ Константинополя Иоанн Златоуст — предложил следующую модель социальной поддержки бедных: пятьдесят тысяч самых богатых жителей Константинополя добровольно и солидарно поддерживают пятьдесят тысяч самых бедных. По мнению Иоанна Златоуста, такая солидарная помощь должна благотворно сказаться на ликвидации нищеты бедных, с одной стороны, и духовном оздоровлении богатых, с другой.[35] Таким образом, морально-этические социальные нормы церкви по организации человеческого общежития служили основой различных религиозных форм социальной помощи обездоленным слоям населения. Понятие солидарности коренилось в представлениях о любви к ближнему, об общем божественном происхождении всех людей, равенства всех людей перед их Творцом, а значит, неотъемлемости человеческого достоинства и обязанности всех граждан его защищать. В этом религиозном толковании солидарность трактуется как сочувствие к ближнему, личной и общественной ответственности за его судьбу. Солидарные формы социальной помощи, организуемые церковными общинами, находили практическое воплощение в благотворительности, приемных домах для одиноких больных и престарелых. Следует отметить, что добровольная безвозмездная помощь, основанная на альтруизме и любви к ближнему, хотя всегда имела место в жизни человеческих сообществ, но ее масштабы были не столь велики, а характер — эпизодический. Поэтому размеры и характер благотворительных пожертвований не могли решить задачу помощи нуждающимся. В этой связи представляет интерес Указ 43 (позднее получивший название Закона о налоге на бедных), изданный в 1601 г. в Англии Елизаветой I. Его основные положения впоследствии применили в своих национальных законодательствах практически все европейские страны и многие страны мира. Суть Указа состояла в признании необходимости применения всей силы государственной власти для борьбы с нищетой. Каждому городу и населенному пункту предписывалось заботиться о нетрудоспособных и престарелых нуждающихся гражданах. Если добровольные пожертвования оказывались недостаточными, то судьи должны были (имели на это законное право) налагать "контрибуцию" на всех состоятельных жителей города, которые отказывались жертвовать сообразно своим средствам. При этом организацию распределения собранных средств предлагалось осуществлять церковным приходам, что позволяло легко выявлять категории нуждающихся и оказывать им адресную поддержку. Представляется, что сама возможность появления в 1601 г. столь радикального по социальной сути и обязательного по характеру Указа стало возможным не только по причине религиозных установок на социальную справедливость, но и высоким уровнем правосознания широких народных масс Англии. Ведь еще в 1215 г. в Англии была принята Великая хартия вольностей, которая заложила базовые ценности свободы и защиты прав человека. В Средние века некоторое распространение получили элементы страхования и взаимопомощи в рамках цехов и гильдий, в которых создавались фонды и организационные начала для оказания помощи своим членам. Данные формы социальной защиты сочетают в себе имущественное и личное страхование. При этом, первоначально в качестве единственного страхового случая при личном страховании рассматривалась смерть члена союза; впоследствии перечень страховых случаев все более расширялся: пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве, пособия членам семьи погибшего и пособия в случае продолжительной тяжелой болезни, а несколько позднее и материальная поддержка в старости[36]. Цеха, гильдии, университеты, города-коммуны и союзы городов (немецкая Ганза, английская Ганза и т.д.) средневековой Европы послужили теми ячейками и лабораториями, в которых вызревали и формировались способы и виды помощи, взаимоподдержки людей и их социальной защиты — прототипы и элементы социального страхования. Иными словами, определяющими формами становления элементов социальной взаимопомощи людей служили профессиональные объединения, а также союзы городов, те первичные структуры гражданского общества, в которых профессиональная солидарность выступала мощным двигателем социального объединения людей, формировала ответственность и образ поведения гражданина. Наложение этих культурных традиций и механизмов друг на друга позволило возникнуть и получить свое развитие в реальной жизни определенным формам профессиональной социальной защиты различного рода цеховой профессиональной взаимопомощи, дало импульс развитию самоуправления и городским групповым формам солидарной поддержки: социальная помощь, самоуправление, определенные правовые гарантии гражданам. При том следует отметить их диалектическое единство и положительное взаимовлияние на развитие личности и группы как формы, под защитой которой происходила социализация личности. Духовной основой при этом выступало христианское учение о достоинстве человека и его труда, важности дружеской (братской) помощи друг другу. Таким образом, основными формами социальной защиты населения в Древнем мире и в период Средневековья служили следующие виды: - семейная помощь; - общинные и цеховые формы взаимопомощи; - церковная благотворительность, включая больницы и приюты при монастырях; - частная благотворительность; - элементы имущественного и личного страхования торговцев; - государственные привилегии для бывших воинов и представителей привилегированных сословий; - городские формы социальной помощи городским служащим; - специальные работные дома для лиц, не имевших жилья и источников существования Однако государственная власть в период Средневековья делала робкие шаги по социальной защите населения. Например, Карл Великий в начале IX в. в неурожайные годы пытался нормировать цены на хлеб, стремился к расширению грамотности среди населения, знания им основных законов, а также предписывал создавать бесплатные больницы в городах[37]. В позднее Средневековье XIV—XV вв. государственная политика по социальной защите начинает носить дифференцированный подход. С одной стороны, социальные потребности уязвимых слоев населения (больных, инвалидов, вдов и сирот) все белее признаются требующими помощи, с другой — формируется негативное отношение к здоровым нищим. В Англии в 1388 г. принимается первый закон о бедных, который предписывает запрет на нищенствование здоровым людям. Значительную роль в развитии личного страхования, которое, с точки зрения экономических механизмов и математического аппарата, сложнее, чем страхование имущественных рисков, сыграли страховые общества Англии. Начиная с середины XVII века они были «первопроходцами» в данной области, вводили и отрабатывали основные элементы и методы страхования жизни, которые используются и в настоящее время. С этой целью формируется статистическая база на основе построения таблиц смертности, получает свое развитие теория вероятности. Следует отметить, что на развитие личного страхования в Англии оказал влияние пожар в Лондоне в 1666 году, уничтоживший не только деревянные дома старого Лондона, но и унесший жизни более 70 тыс. человек. После этой трагедии в Англии возникли многочисленные взаимные и акционерные страховые общества, введено государственное страхование жизни через почтовые учреждения. В целом, необходимо отметить тот факт, что способ общественного устройства, формы организации труда и характер трудовых отношений, уровень развития производительных сил оказывают определяющее воздействие как на размеры семьи, структуру общества, так и на механизмы и системы социальной защиты населения, а также роль человека, общественных структур и государства в вопросах их организации. Например, в доиндустриальный период, когда господствовало сельское хозяйство, сам тип и условия земледельческого производства и уклада жизни обуславливали необходимость большой семьи. Ведь организация сельского труда была возможна в рамках большой семьи, а часть сельскохозяйственных работ можно было выполнить только совместными усилиями сельской общины. Коллективно-семейный и общинный характер труда определял и формы социальной защиты — семейные и общинные. Органическое строение большой семьи (дети, взрослые, престарелые) использовалось для выполнения соответствующих посильных трудовых обязанностей и помощи друг другу: дети с раннего возраста привлекались к труду по уходу за домашними животными, престарелые по мере снижения их трудоспособности и больные выполняли более легкую домашнюю работу. Функция социальной защиты семьи, как и труд, распределялись между членами семьи. Одиноким пожилым (немощным), инвалидам, сиротам и вдовам оказывалась солидарная поддержка общиной в различных формах: выделения удобных сельскохозяйственных угодий и провизии, помощи при постройке жилья или временного постоя[38]. Важно при этом отметить, что общий низкий уровень развития производительных сил, характерный для доиндустриальной эпохи, высокая зависимость сельскохозяйственной деятельности от погодных условий, что выражалось в частых неурожайных годах, все это приводило к массовой бедности, хроническому недоеданию и низкому качеству питания большинства населения. К этому следует добавить низкую защищенность населения от природных бед и катаклизмов. От холода зимой люди не могли спастись даже в домашней обстановке, а пожары приводили к непоправимым последствиям: «Когда в одном конце деревни из крытой соломой домов занимался пожар, когда гонимое ветром пламя пожирало дворы, в считанные минуты уничтожая целое поселение, застигнутое бедствием врасплох, беззащитное, не имеющее возможности спасти даже скот, — тогда внезапно распадались десятки, а то и сотни семей; молодежь уходила куда глаза глядят, навеки пропадая из виду старших собратьев»[39]. Таким образом, элементы социальной защиты Древнего мира и Средневековья были "встроены" в трудовую сферу, семейную и общинную структуры. В особых случаях, когда требовалась помощь одиноким инвалидам и бездомным, применялись формы благотворительности, как правило — в рамках церковных приходов.
|