КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самарский областной совет 1 страницаСтр 1 из 36Следующая ⇒ ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ ХLI САМАРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ЧАСТЬ I
ОБЩЕСТВЕННЫЕ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
АПРЕЛЯ 2015 ГОДА
САМАРА 2015 ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГБУ СО «АГЕНТСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ» СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ ХLI САМАРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ЧАСТЬ I
ОБЩЕСТВЕННЫЕ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
АПРЕЛЯ 2015 ГОДА
САМАРА 2015 Печатается по решению оргкомитета XLI Самарской областной студенческой научной конференции
Ответственный редактор – профессор, д.т.н. Ю.Л. Тарасов Ответственный секретарь – инженер С.А. Чернякин Компьютерная верстка, макет – инженер О.В. Борисова
Самарский областной совет по научной работе студентов, 2015
Самарский областной совет по научной работе студентов 443086, Самара, Московское шоссе, 34, СГАУ
Формат 60´84/16. Бумага офсетная. Печать не офсетная. Объем 20 печ. л. Тираж 400 экз. Заказ № 939
443080 г. Самара, ул. Санфировой, 95 ООО «ИПК «Право», Тел. 373-65-04
СЕКЦИЯ «ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ»
«СУХОЙ ОСТАТОК» МАРРИЗМА В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Карпова О.В., Поминов Р.С., научный руководитель доц. Яковлев В.М. (Самарский государственный университет путей сообщения) В 2014 году минула полуторавековая дата со дня рождения российского академика Николая Яковлевича Марра и исполнилось 80 лет со времени ухода его из жизни. В советский период его деятельности этому шотландо-грузину за труды в областях лингвистики, текстологии, археологии и истории Переднего Востока и Кавказа чуть ли не ставили прижизненные памятники. Как основателю поддержанного советской властью научного направления (казалось бы – в духе ортодоксального марксизма) ему нередко «пелись» не вполне заслуженные дифирамбы, восславлялась его гениальная интуиция, имя учёного было присвоено Государственной академии истории материальной культуры. Публикации академика были канонизированы, а созданная им научная школа – в лице учеников и последователей «нового» направления в языковедении – процветала. Однако только лишь спустя полтора десятилетия после смерти Марра «вождь народов» отреагировал на доводы ряда недоброжелателей и противников этой научной школы. В передовицах «Правды», составивших впоследствии книгу «Марксизм и вопросы языкознания» (1950 г.), И.В. Сталин подверг разгрому указанную теорию происхождения языков, а её создателя посмертно фактически обвинил в шарлатанстве. Несмотря на ряд очевидных слабостей в воззрениях академика, его несомненные заслуги признавались Вяч. Вс. Ивановым, Дэвидом Лэнгом, Б.С. Илизаровым и другими авторитетами. Так называемая «яфетическая» теория Марра стала объектом критики в основном из-за фигурирования в ней мистического четырёхэлементного базиса биконсонантов CVC, в прокрустово ложе которого метафизически «загонялись» лексические тезаурусы всех известных естественных языков. Между тем, в средиземноморской цивилизации действительно проявились следы более архаичного, чем индоевропейский и семитский, яфетического субстрата, о чём свидетельствуют глоссы хаттов, хуррито-урартов и других дене-кавказцев (вместе с баскским и бурушаски). При этом отнесение к числу яфетических картвелийских языков, по своему таксону - западно-ностратических, как выяснилось впоследствии, было ошибочным. В работе показано, что отдельные положения «марризма» по сути не только не противоречат компаративистике, но и органически в неё вплетены. Так, реконструкция названных «элементов» (т.е. исходных корневых фонем) с учётом диахронии, при отслеживании их эволюции, является актуальной задачей глоттохронологии. Например, этимон корневой морфемы -бр- постулированного яфетического элемента «бер», в силу проявления сукцессии в языковом филогенетическом древе, оказался представленным не только вблизи «корневища» (как в северно-кавказских языках), но и в вышележащих дериватах евразийского праязыка. Одним из его рефлексов, в частности, является гидроним «Волга», аналогами которого служат праностратические формы *wiłV («влажный», «мокрый») и *vuru («течь», «литься») с эквивалентными им синокавказскими изоглоссами (по С.А. Старостину), отражёнными в том числе в вайнахском булкх («речка», «быстрина»), в аварском чвáли («плеск», «шум от падения воды») и других аналогичных нахско-дагестанских вокабулах. Справедливым будет и положение о стадиальности в развитии этнолингвистических надсемей, если учесть несинхронность процесса отделения от общего «ствола» каждой отдельной ветви и принцип эмергентности, предусматривающий появление в ходе дивергенции специфических форм.
Реакция советского общества на смерть Сталина Морозова А.В., научный руководитель Вещева О.Н. (Тольяттинский государственный университет) Работа посвящена изучению общественного мнения на смерть Сталина по материалам СМИ. Анализ и сопоставление содержания материалов центральной и местной прессы позволили представить не только эмоциональное состояние общества со смертью Сталина, но и заглянуть в закулисье «политического театра», а также проследить дальнейшую реакцию населения на происходящие события. ЦК партии поставил главной задачей обеспечение бесперебойного и правильного руководства всей жизнью страны, а также успешное проведение в жизнь выработанной партией и правительством политики, как во внутренних, так и в международных делах. В печати И. В. Сталин характеризовался как великий продолжатель дела Ленина. С его именем связывалась победа Советского союза в годы Великой Отечественной войны. В печати отмечалась огромная заслуга И.В. Сталина как творца новой Конституции, закрепившей победы социализма, высокие права граждан СССР. Простые люди обращались с письмами в печатные издания, в которых выражали огромное чувство утраты от ухода И.В. Сталина. В стороне от политических и общественных событий страны не оставались и дети. Изученный материал позволяет сделать вывод, что в тематике центрального и местного уровня много общего: дублирование в местных изданиях некоторых сообщений, обращений, размещенных в центральной газетах; освещение митингов, траурных мероприятий. К середине марта намечается частичный отход от «сталинской» темы. Нельзя не отметить, что некоторые материалы в местной прессе выходили явно с оглядкой на центральную печать, что в принципе соответствует духу времени. Уровень политизации общества в рассматриваемый период достаточно высок, но само наличие идеологии, комсомольских и пионерских движений, живо откликавшихся на события в общественной и политической жизни, несомненно, сплачивала народ.
РОДОСЛОВНАЯ БЕСТУЖЕВЫХ Бестужев С.П., научный руководитель проф. Тихонов В.А. (Самарский государственный архитектурно-строительный университет) Бестужевы и Бестужевы-Рюмины…Кто же эти люди, со столь знаменитой фамилией, чем они её прославили и почему их корни есть по всей России. Изучая происхождение фамилии (Бестужев), начинаю штудировать источники, связанные с этой темой, искать какие-либо подтверждения, что я и мои близкие являемся их потомками. Существуют самые разные источники, но данные о принадлежности к данному роду, обнаружить пока что не удалось. Тем не менее, изучая историю происхождения этого рода, его роли в становлении России я узнал много нового. Итак, Бестужевы и Бестужевы-Рюмины – графский и дворянский род восходящий к периоду правления династии Рюриковичей в XV веке. Основатель рода – Гавриил Бестуж, (более точных данных не обнаружено). В XVIII - XIX веках, наиболее известен Александр Феодосьевич (1761 - 1810) г., просветитель-демократ, писатель и отец декабристов Бестужевых. Его сыновья - члены Северного общества, участники восстания 14 декабря 1825г. Михаил Александрович (1800 - 1871), штабс-капитан, приговорен к 20 годам каторги. Николай Александрович (1791 – 1855), капитан-лейтенант, член Верховной думы Северного общества, приговорен к вечной каторге. Петр Александрович (1808 - 1840), мичман, разжалован в солдаты. Ветвью рода Бестужевых были Бестужевы-Рюмины. В истории нет трудов по исследованию рода Бестужевых периода правления Александра I и Николая I, и именно поэтому целью работы для меня стало: - изучить и систематизировать данные о великом роде Бестужевых, рассмотреть историю и происхождение рода, на основе изучения исторических документов. - изучить особенности деятельности представителей Бестужевых-Рюминых в истории Российской империи, и в последующие исторические периоды моего государства.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Галкина К.В., научный руководитель проф. Парамонов В.Н. (Самарский государственный университет) Цель работы – выявление отношения современных молодых людей к Великой Отечественной войне, к ее событиям, итогам, значению победы для страны. В анкетировании участвовали 47 человек в возрасте 16-35 лет. Исследование по числу респондентов не столь обширное, но данное количество позволяет выявить тенденции в получении и сохранении исторических знаний в зависимости от возраста. Важно было выяснить, насколько данная тема интересует представителей молодежи. 10 человек заявили о большом интересе к истории Великой Отечественной войны, 16 опрошенных отметили, что тема им скорее интересна, чем наоборот, 15 оказались интересны лишь отдельные аспекты темы, 6 отметили отсутствие интереса к изучению данного периода отечественной истории. 37 опрошенных указали, что основные знания об истории Великой Отечественной войны ими получены в учебных заведениях, 3 – ИНТЕРНЕТ, 3 – телевидение, 4 – книги. Данная расстановка позиций говорит о том, насколько важно стране тратить средства на формирование основных исторических знаний уже на первых этапах получения образования молодежью, насколько необходимо уделять внимание патриотическому воспитанию в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе. Среди опрошенных не нашлось респондента, незнающего дат начала и окончания Великой Отечественной войны. Один из вопросов предполагал выявить, насколько глубоки знания респондентов по данной теме исследования, какие битвы, относящиеся к коренному перелому в войне, они знают. 33 человека вспомнили Сталинградскую битву, 5 – Курскую, 5 – обе битвы, 4 человека не смогли вспомнить ни одной. Скорее всего Сталинградскую битву вспомнили большинство опрошенных, поскольку ей уделялось и уделяется больше внимания в обучении, в средствах массовой информации, в кино. Интересно мнение опрошенных относительно результатов Великой Отечественной войны. Вопреки всеобщей восторженности относительно знаменательной победы, не новость, что есть люди, не воспринимающие поражение гитлеровской Германии как мировое благо, хотя они и не в большинстве. Респондентами, уверенными в несомненно положительном результате, явились 35 человек, 9 человек выбрали "скорее положительно, чем наоборот",1 человек не смог определиться, никто не выбрал "скорее отрицательно, чем наоборот" и 2 человека оценили негативно результаты войны. Конечно, сколько людей, столько и мнений. Возможно, точку зрения настроенных негативно по отношению к результатам Великой Отечественной войны можно объяснить тем, что победа досталась огромной жертвой. Но, напротив, это только увеличивает вес поражения фашистской Германии. Ведь по плану Гитлера, полному уничтожению подлежали славяне, евреи и цыгане. Это не оставляло шанса на выживание российского народа, и только подвиг советских людей, жертвенность и героизм обеспечили жизнь сотен миллионов современников и последующих поколений. Выводы по итогам исследования следующие. Во-первых, респонденты показали достаточно высокий уровень патриотизма. Они интересуются темой Великой Отечественной войны, считают ее итоги значимыми для страны. Во-вторых, можно сказать, что респонденты без особого труда отвечали на вопросы, касательно дат и событий, но нашлись и те, кто не смог вспомнить про Сталинградскую битву и Курскую дугу. Опрошенные выразили неудовлетворенность качеством исторических знаний, полученных в школе. Но вместе с тем локальный опрос показал, что уровень исторического знания не является катастрофическим, что оставляет долю надежды на исправление ситуации в будущем в лучшую сторону.
ВОЗРОЖДЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В САМАРЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Давыдов П.С., научный руководитель доц. Парамонова Р.Н. (Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва) Самарское Поволжье с момента строительства крепости в Самарском урочище стало активно заселяться выходцами со всех концов России. Первые старообрядцы (староверы) появились здесь вскоре после 1666 г., так как значительная часть Самарской Луки принадлежала в то время монастырю св. Саввы Сторожевского, одному из оплотов раскола. Вслед за беглыми в раскол ушло значительное количество местного населения. После 1762 г. по распоряжению правительства произошло массовое переселение веткинских старообрядцев Древлеправославного толка из Стародубья в степное Заволжье на реку Большой Иргиз. После создания Самарской губернии Иргиз отошел к Самаре. Всего по официальным данным в Самарской губернии к концу 1850-х гг. насчитывалось более 32 тысяч раскольников. Легализация старообрядчества в 1860-е гг. привела к тому, что значительное количество крестьян, считавшихся приверженцами новой церкви, стали подавать прошения «отписаться в раскол», и все попытки властей приостановить «заражение расколом» оказались безуспешными. В 1897 г. в Самарской губернии были официально зарегистрированы 81462 старообрядца, в том числе в Николаевском уезде (37955 человек) и Самарском уезде (16854 человека). В пореформенный период открытых репрессий против старообрядцев не было, но преследования за веру продолжались. И лишь указами 1905 и 1906 гг. в России был утвержден принцип веротерпимости, в соответствии с которым старообрядцев уравняли в правах с остальными православными. Старообрядческие согласия Самарской губернии по-разному отнеслись к предоставленному государством праву официально регистрировать общины: представители белокриницкого согласия регистрировали их повсеместно, а представители наиболее радикальных согласий – филипповцы и странники – не регистрировали вовсе. Движение необщинников не привело к расколу внутри старообрядческих согласий, дело ограничилось лишь жаркими дискуссиями на соборах и съездах. Самарская губерния оказалась своего рода котлом, в котором переплавлялись новые и традиционные представления старообрядческого населения. В целом, старообрядческие общины внесли заметный вклад в экономику и культуру Самаро-Саратовского Поволжья, а в советское время разделили трагическую судьбу всех отечественных религиозных конфессий. В 1918 г. все старообрядческие храмы и моленные Самарской губернии со всеми капиталами и ценным имуществом были национализированы или муниципализированы. В 1929-1943 гг. большая часть наиболее активных деятелей старообрядческих общин была физически уничтожена или репрессирована, немногие оставшиеся ушли в подполье. В 1944 г. была образована Куйбышевская епископия Древлеправославной Русской Церкви (община беглопоповцев). Другим староверам в регистрации всячески отказывали. Так, мой родственник Савелий Романович Поздяев был наставником старообрядческой общины федосеевского толка в г. Куйбышеве с 1931 г. Он тайно организовал у себя в доме молельню, и каждый день проводил службы. За свою веру С.Р.Поздяев в 1930-х гг. подвергся репрессиям, его сына Ивана, служившего в НКВД, арестовали, и отпустили из тюрьмы лишь после того, как он отказался от отца и сменил фамилию. Но Иван поддерживал связь с отцом вплоть до его смерти в 1955 г. Возрождение старообрядческих общин в Самаре началось на рубеже 1980-х - 1990-х гг. В настоящее время в Самарской области прихожанами Старообрядческих храмов являются около пяти тысячи человек. Всего в России по состоянию на 2014 г. насчитывается около 2 миллионов последователей старообрядчества, которое возрождается, прежде всего, в рамках старообрядческой церкви Белокринницкого согласия и в рамках Древлеправославной поморской церкви.
ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА САМАРЫ) Коняшкина К.В., научный руководитель доц. Парамонова Р.Н. (Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва) Согласно Федеральному закону РФ от 25 июня 2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» в стране создан единый государственный реестр данных объектов, охрана которых осуществляется на федеральном и региональном уровне. По состоянию на 2014 год в «Списке памятников истории и культуры федерального и регионального значения, расположенных на территории Самарской области» можно найти: 1) более 40 домов, зданий и мест, которые посещал В.И. Ленин и члены его семьи; 2) 17 домов, в которых располагались конспиративные квартиры самарских искровцев, подпольные большевистские типографии дореволюционного времени, редакция газеты губкома партии и штаб охраны города Самары послеоктябрьского периода. И это - не считая обелиска «Борцам революции 1917 года», бюста М.В. Фрунзе, памятников В.В. Куйбышеву, В.И. Ленину, Ф.Э. Дзержинскому, В.И. Чапаеву, С.М. Кирову, Г.М. Кржижановскому. С другой стороны, дискуссионность вопроса о случайности и неизбежности Октябрьской революции, неоднозначность оценок деятельности революционеров и определения статусов героев и мучеников революции, жертв «красного» и «белого» террора, - все это сегодня создает ситуацию множественности представлений о прошлом и используется конкурирующими политическими силами в угоду своим интересам. В результате в России и, особенно, в бывших республиках Советского Союза разрушаются произведения монументальной скульптуры, исчезают исторические некрополи. В Самаре ситуация не столь критична; здесь зарегистрирован единственный случай, когда памятник самарским большевикам-подпольщикам на Красной Глинке был демонтирован как цветной металл. В то же время не прекращаются споры о том, нужны ли нашему городу названия улиц, скверов и площадей, доставшиеся в наследство от советского времени. После 1991 г., когда городу Куйбышеву вернули дореволюционное имя, в областном центре прошла не одна волна переименований. А в 2010 г. главная городская площадь Куйбышева с 11-метровой статуей Валериана Владимировича и оперным театром (массивным серым зданием в стиле «сталинского неоклассицизма») чуть не стала вновь Соборной, называвшейся так до революции в честь расположенного на ней Кафедрального собора (Храма Христа Спасителя). И вопрос не закрыт, потому что периодически возникают инициативы о переносе памятников, будь то Куйбышеву или Ленину. Неоднозначность оценок памятников революционной эпохи наглядно демонстрирует тот факт, что в экспозициях Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина на сегодняшний день нет ни одного выставочного материала о революции, - все они убраны в архив музея. Удалось ознакомиться с одним из таких документов: фотографией похорон рабочего Трубочного завода Михаила Степанова, убитого 30 ноября 1917 г. На похоронах с речью выступил председатель ревкома В.В. Куйбышев и прошли под траурный марш военного оркестра красногвардейские отряды. В последующие годы рядом с могилой рабочего были захоронены еще 11 защитников революции, погибших в гражданской войне (мемориальная доска с их именами находится на доме № 5 по улице Рабочей). В 1932 г. надгробием этой братской могилы стал монумент, который увековечил память о бойцах революции в образе легендарного В.И. Чапаева и его конармейцах. В преддверии 100-летия Октябрьской революции, по мнению главы нашего государства, требуется «глубокая объективная профессиональная оценка» тяжелых и кровавых событий, через которые мы прошли и которые мы обязаны знать.
АКТОРНО-СЕТЕВАЯ ТЕОРИЯ В СОЦИОЛОГИИ XXI ВЕКА Боброва А.И., научный руководитель ст.преп. Толпыгина О.А. (Самарский государственный университет) Целью данной работы является рассмотрение специфики одной из наиболее перспективных теорий в современной социологической мысли: социологии ассоциаций. Социология ассоциаций (она же акторно-сетевая теория) носит междисциплинарный характер и синтезирует в себе методологию таких наук, как социология, философия, семиотика, топология и антропология. Постепенно выходя за рамки своей первоначальной исследовательской области, акторно-сетевая теория разрабатывает свой собственный язык описания, претендующий на место новой универсальной социологической теории, отличающейся совершенно иным понимание социального и общественного. «Латуровская революция» привела к отказу от многих аксиом классической социологии, например, отказ от редуцирования и объяснения каких-либо социальных фактов единственной социальной первопричиной. Далее одним из постулатов теории является утверждение, что материальные объекты, также, как и социальные являются субъектами социальных действий. Для классической социологии вопрос о детерминации материальных или социальных фактов является очевидным: для них объекты не делают ничего существенного, способного повлиять на социальное взаимодействие индивидов, объекты могут только «выражать» властные отношения, «символизировать» социальные иерархии или «усиливать» социальное неравенство, т.е. делать независимые от них общественные процессы более очевидными. Для теоретиков социологии ассоциаций мир не рассматривается в терминах социальных групп, но в терминах гетерогенной сети. То, что делает социальное социальным, это «ассоциации», т.е. собирание «коллективов» совокупностью организационных, когнитивных, дискурсивных и, что наиболее важно, нечеловеческих отношений. Право на существование такой теории, уравнивающей материальные и нематериальные объекты, макромир и микромир до сих пор остаётся открытым вопросом, обсуждаемым социологами в настоящее время. Латур считается самым цитируемым социологом последних десятилетий. В работе предпринимается попытка осмысления основных концептов теории, а также попытка её концептуализации на конкретной эмпирической базе.
ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ У АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА И Г. ГЕГЕЛЯ Ашихмина И.А., научный руководитель доц. Труфанов С.Н. (Самарский государственный институт культуры) Гегель говорит, что его философская система является обобщением всей предшествующей философии. В ходе изложения самой системы он не везде и не всегда указывает, кому из философов прошлого принадлежит то или иное из рассматриваемых им положений. Это касается, в частности, понятия времени и вечности. В том их понимании, которое разработал Гегель, просматриваются положения, которые высказывались Августином в его «Исповеди». Понятие времени Гегель рассматривает в своей «Философии природы». В своём формировании этот понятие проходит у него три ступени: а) неопределённое время, б) ограниченное время, в) определённое время. В своём изначальном неопределённом значении время представляет собой акт мгновенного отрицания пространства. Для обозначения таких мгновений мы используем наречие "теперь". Произнося "теперь", мы мысленно подвергаем отрицанию неразличимость неопределённого пространства. Оно распадается на множество конкретных "здесь" – отдельных тел. Мгновенье, обозначаемое словом "теперь", обладает исключающим значением как по отношению ко всем другим "теперь", так и по отношению к самому себе. Период, заключённый между двумя моментами "теперь", даёт нам ограниченное время, которое обладает в себе длительностью. Длительность может быть разделена нами (людьми) на любое число моментов "теперь". Такие определения ограниченного времени, как прошлое, настоящее и будущее, обозначают собой последовательность трёх моментов "теперь". Причём настоящий момент "теперь" исключает из себя как прошлые, так и будущие моменты "теперь". Это значит, что в реальном мире мы имеем дело только с настоящим, а все представления о прошлом и будущем находятся лишь в нашей памяти и в нашем воображении. В отличие от времени вечность – это бесконечно длящееся "теперь" или, наоборот, это бесконечная длительность, не ограниченная никакими "теперь". Это значит, что вечности не было, вечности не будет, вечность просто есть. Ограниченное время становится определённым благодаря принятым нами (людьми) двум системам отсчёта моментов "теперь". Первая – это земной астрономический год, который соответствует периоду полного обращения Земли вокруг Солнца. Вторая – это сутки, которые привязаны к периоду полного обращения Земли вокруг своей оси. Теперь приведём те положения, которые были высказаны о времени и о вечности Августином: 1. Время сотворено Богом вместе с миром и не существует отдельно от мира. 2. Сам Бог пребывает в вечности, которая есть отсутствие времени. 3. Прошедшего и будущего, как таковых, не существует, есть только настоящее. 4. Настоящее не имеет длительности. Она существует только в нашей душе. 5. Времена существуют так же только в нашей душе. Прошедшее – это наша память, настоящее – это наше созерцание; будущее – это наше воображение. 6. Все измерения времени производятся только нашей душою. Сравнивая эти положения, мы можем сделать допущение, что рассуждения Гегеля о времени, вполне могли основываться на соответствующих положениях Августина. С поправкой на то, что во времена Августина не было ещё понятия сознания, а все его функции приписывались душе.
РЕЦЕПЦИЯ ИДЕЙ Н. А. БЕРДЯЕВА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Гробер Е.М., научный руководитель проф. Бодров А.А. (Международный институт рынка) Критические воззрения Бердяева точно выразили настроения и переживания передовых слоёв общества на пороге XX столетия. Идейная смелость и искренность русского философа, глубокая убеждённость в духовном перерождении народа, находят отклик в стремлении поколения XXI века к поиску новых форм выражения духа новой эпохи. Управление жизнью современного человека полностью подвластно фиктивным лжереальностям. На смену «Я» приходит «Мы-реальность», в которой не остаётся места для ценности и свободы человеческой личности. Деформация морально-этических ценностей свидетельствует о низком уровне социально-экономической культуры. Качественно новые социальные трансформации приводят к потере социальной идентичности и дегуманизации отношений между индивидами. В рамках исследования проведены социологические исследования, наглядно показывающие степень актуальности идей Бердяева. Их результаты оказались не только противоречащими сложившемуся в современном обществе образу мысли, но и вызвали глубокий интерес в процессе анализа основных положений теории русского философа. Иерархия ценностей обретает новый вектор развития в связи с изменением принципов организации индивидуального времени. В ходе опроса выявлена несостоятельность идеи философа об абсолютной механизации человеческого духа. Сейчас общение в виртуальной реальности постепенно уходит на второй план. Потребность в «живом» общении, в реально-существующей действительности, обретает верх над научно-техническим прогрессом XXI века. Установлена параллель между виртуальной реальностью и её внешним проявлением в действительности. Это новый расцвет кризиса, который приходится переживать человеку с развитием техники. Таким образом, невозможно отрицать господство человеческой души над механистическим устройством современного общества, о чём так часто говорил Н. А. Бердяев, размышляя о проблеме «духа и машины». Философское наследие Бердяева обретает новую жизнь. Необходимость высоких личностных ориентиров, сохранение индивидуальности в господствующей коллективной реальности, и националистический вопрос единства мира, по сравнению с XX веком, становится ещё более важной и сложной проблемой.
ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИЙ У АРИСТОТЕЛЯ И И. КАНТА Хворостухина Н.Н., научный руководитель доц. Труфанов С.Н. (Самарский государственный институт культуры) Категории философии – это единство объективного и субъективного, опредмеченного и распредмеченного, материального и идеального. Категории всеобщи и необходимы. Они возникают не в результате игры ума отдельно взятого человека, а являются продуктом определенной интеллектуальной среды, продуктом коллективного опыта. Категории являются универсальными, ибо они адекватно выражают сущность человека, мира и их отношения друг к другу. Благодаря всеобщности и универсальности, категории в процессе познания выполняют конструктивную функцию. С их помощью мы формируем понятия.
|